• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • В двадцать первый век — на «самогоне»!
    Опубликовано: 2007-01-22 12:57:40

    Живя седьмой год в новом тысячелетии, за повседневными хлопотами мы не замечаем, что мир неузнаваемо меняется. Так, еще вчера мобильные телефоны свидетельствовали о высоком социальном статусе или материальном положении их владельца, а сегодня уже некоторые дети в детских садах названивают домой своим родителям. А уж молодой человек без сотового телефона — это вообще нонсенс. В первом десятилетии капитализма в Украине цена бензина, дизельного топлива, не говоря уж о сжиженном газе, позволяла среднеобеспеченному человеку, имеющему автомобиль, не особо задумываться о стоимости заправки транспортного средства. Еще десять лет назад, покупая дешевый российский газ, руководство независимой Украины думало, что это будет продолжаться еще долго. Но сегодня, когда цена на голубое топливо растет каждые полгода, выясняется, что в нашей стране отсутствуют как стратегия, так и тактика использования альтернативных источников энергии.

     

    Как известно, последние российские санкции, введенные в октябре против Грузии, включают и многократное увеличение цены за поставляемый газ. Может быть, это обстоятельство заставит задуматься и наших политиков о снижении энергетической зависимости Украины. Ведь «розово-оранжевой» Грузии пока никто не помогает.

     

    Но, может быть, украинскую власть заставит задуматься следующее сообщение: «Стратегический бомбардировщик B-52 ВВС США провел успешный полет с использованием синтетического топлива. Два из восьми двигателей бомбардировщика во время полета получали комбинированное горючее в пропорции 50/50, состоящее из стандартного авиакеросина и синтетического топлива, полученного из природного газа по методу Фишера—Тропша. Министерство обороны США надеется к 2016 году покрыть за счет альтернативных источников горючего как минимум 50% потребности ВВС в авиатопливе. В случае успеха ВВС США намерены уже в 2008 году приобрести не менее 100 миллионов галлонов (378 миллионов литров) синтетического горючего».

     

    Напомню, что после окончания Второй мировой войны в СССР, как и в США, были в качестве репараций вывезены заводы по производству синтетического бензина из угля. Если бы не синтетическое топливо, производство которого составляло примерно 3 млн. тонн в год, бронетанковые армады Третьего рейха просто бы не сдвинулись с места. Синтетическое топливо вырабатывалось и использовалось тогда же и Японией.

     

    Но с тех самых пор, как в Советском Союзе были освоены газовые местодения Западной Сибири, об этих технологиях стали забывать. Но забыли далеко не все. Так, Южно-Африканская Республика, когда ей объявили всемирный бойкот из-за режима апартеида, сумела экономически выжить, благодаря использованию технологии производства синтетического топлива. В настоящее время и в Китае строят пять заводов, на которых будут использоваться юаровские технологии. Нефти в Китае мало, зато с углем — полный порядок.

     

    Сегодня существует несколько видов топлива, которые могут служить альтернативой нефти и природному газу: синтетическое топливо (жидкое горючее, получаемое из угля или биомассы); биодизельное топливо (горючее на основе растительных или животных масел); этанол или метанол (извлекаемые из зерна, древесины или биомассы).

     

    К альтернативному топливу относят еще и электричество, накапливаемое в аккумуляторах или батареях, и водород. Но в обозримом будущем эти источники энергии по причинам в основном технологичного характера широко применяться не будут. А вот о названных выше альтернативных видах топлива — немного подробнее.

     

    Синтетическое топливо

     

    Синтетическое топливо — это жидкое горючее, производимое из каменного угля или биомассы.

     

    Во время Второй мировой войны немцы учились не зависеть от нефти. С помощью синтеза Фишера—Тропша они добывали из каменного угля синтетическое топливо. Уголь измельчали, помещали в воду и нагревали до 800 градусов, после чего проводили каталитическую реакцию и конденсировали газообразные углеводороды в ректификационной трубе. Еще во время Второй мировой ездили грузовики на дровах. Дрова, сгорая в условиях высокой влажности и недостатка кислорода, выделяли «синтезгаз», который и приводил в движение дизельные моторы. Но после войны производство заморозили из-за нерентабельности — нефть тогда была дешевой. Однако, заморозив производство, капиталисты не переставали совершенствовать технологии. В отличие от нас. Вот и получается, что они учатся жить без нефти, а нам, вроде, как и не надо. Беспечность России, с ее богатейшими запасами нефти, еще можно понять, а вот нашу «неньку», не обладающую серьезными запасами углеводородного сырья, — нет.

     

    Биодизельное топливо

     

    Биодизельное топливо производится на основе масла растительного или животного происхождения. В промышленных объемах используется с начала 90-х годов прошлого столетия.

     

    Идеальным для получения биодизеля считается масличное растение рапс, которое как сорняк растет где угодно, единственный нюанс — его надо вовремя собрать. Уайность рапса достигает 20—25 центнеров с гектара. Масло смешивают с метанолом и получают метиловый эфир, иначе называемый «маслометанольная смесь». Из тонны получается 350 килограммов такой смеси. Для получения биодизеля в солярку добавляют 30% маслометанольной смеси. Вместо ядовитого метилового спирта рапсовое масло можно смешивать с этиловым (пищевым) спиртом.

     

    Биоэтанол

     

    Если биодизельное топливо является альтернативой дизтопливу, то биоэтанол (спирт) может служить заменой бензину. Когда цены на нефть на мировых рынках превышают 50 долл. за баррель, в контную борьбу с бензином вступает биоэтанол — спирт, получаемый из сельскохозяйственных культур. Он может применяться вместо бензина либо в смеси с ним.

     

    В то время, как цена углеводородного ископаемого топлива растет, себестоимость биоэтанола постоянно снижается благодаря внедрению более экономичных сортов растений и использованию инноваций, направленных на удешевление производства спирта. Одно из самых основных достоинств этанола состоит в том, что при переходе на это топливо можно использовать существующую инфраструктуру (нефтебазы, автозаправки и т. д.). Ученые считают, что после того, как мировые запасы нефти иссякнут, в качестве топлива будет использоваться именно биоэтанол.

     

    В мире примерно 10% спирта идет на изготовление ьных напитков, еще 10% используется в химической и лакокрасочной промышленности, а остальные 80% применяются как добавка к бензину. В Украине, наоборот, более 70% идет на производство ьных напитков.

     

    Кто хоть раз в своей жизни гнал самогон, тот знаком почти со всей технологией производства биоэтанола. Она состоит из трех основных этапов: сахарификации, бения и перегонки. Люди постарше помнят о так называемой культурной революции в Китае в конце 50-х — начале 60-х годов. Тогда один из идеологических лозунгов этого движения звучал примерно так: «В каждом дворе — по домне!» В стране было построено несколько миллионов примитивных плавильных печей, в которых энтузиасты получили миллионы тонн низкосортного чугуна. Может быть, и нашему руководству следует выдвинуть лозунг: «В каждом доме и квартире — по самогонному аппарату!» Ведь в нашей стране каждый третий житель в совершенстве владеет искусством производства крепких спиртных напитков. Добавляя эти напитки в бензин или рапсовое масло, мы бы в короткий срок догнали и перегнали и Европу, и Америку по количеству произведенного синтетического горючего.

     

    Это, конечно, шутка, но мне кажется, что производство искусственного топлива из рапса и свекольного спирта — это именно то, что может помочь Украине (особенно ее сельскому хозяйству) стать независимой от зарубежных поставщиков автотракторного горючего, ведь, по оценкам специалистов, биоэтанольное топливо вскоре будет стоить минимум в четыре раза дешевле, чем солярка.

     

    С помощью современных технологий моторное топливо можно получать не только из каменного угля, но и из бытового мусора, резиновых покрышек, пластиковых отходов — из чего угодно, что содержит углеводороды. Сырье измельчают, высушивают, смешивают с маслом и нагревают без кислорода. Испарения с помощью катализаторов превращаются в углеводороды и конденсируются — получается сырая нефть. Словом, есть смысл задуматься о производстве горючего из отходов, от которых сегодня задыхаются города.

     

    Конечно, в долгосрочной перспективе необходимо проектировать и строить комплексы по производству синтетического топлива из угля, но сегодня рапс и «самогон» — это наш шанс для воздения и сельского хозяйства. Полей в нашей державе, особенно заброшенных, больше, чем в любом другом европейском государстве. И рапс, и свеклу выращивать можно в любых объемах. Да и заводов для переработки сырья достаточно. Но государство не спешит вкладывать в эту сферу ни силы, ни деньги. Между тем приближается день, когда обладать нефтью и газом смогут только высокотехнологичные и сильные в военном отношении державы. Увы, Украина к ним сегодня не относится.

     

    Очень хотелось бы надеяться, что в Украине к тому времени единственным источником альтернативной энергии не останутся лучина да свеча.

     

     Владимир ЗУЕВ  

     

    zerkalo-nedeli

     

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.