Ричард Холбрук: Меркель должна открыто подвергнуть критике политику Вашингтона в отношении Ирака
Ричард Холбрук является одним из самых незаурядных дипломатов США. Если на предстоящих президентских выборах в США победит демократ, то Холбрук может стать министром иностранных дел. Ричард Холбрук об Ираке, президенте Буше и роли немцев.
- Господин посол, кто был самым лучшим и самым худшим президентом США последнего столетия?
- Самым лучшим был, бесс, Франклин Д.Рузвельт. На вопрос о наихудшем президенте ответить пока сложно, поскольку президентский срок Буша еще не истек. Однако за те шесть лет, которые он находится у власти, он втянул страну в две войны, ни одну из которых он не закончит. К тому же у нас наблюдается гигантских дефицит бюджета, нация расколота. Это ужасное наследство.
- Войдет ли Буш в историю как "президент, ведущий войны"?
- Несомненно.
- Вы были поражены, подобно многим, что Буш намерен сохранить свой курс в Ираке и не хочет последовать рекомендациям комиссии Бейкера-Гамильтона?
- Отнюдь нет. Еще в сентябре я поспорил с другом на тысячу долларов, что Буш отправит в Ирак еще 21 тыс. американских солдат. Эту тысячу я выал – и пожертвовал ее American Academy здесь, в Берлине.
- Но почему Буш принял именно такое решение? От него ожидали, что он воспользуется этим последним шансом, чтобы внести хоть что-то положительное в свой исторический портрет.
- Президенты с большой неохотой признают, что приняли неверное решение. А если бы он последовал рекомендациям комиссии по постепенному выводу войск из Ирака, а также другим дипломатическим инициативам, это бы означало, что он признал свои ошибки.
- Как вы оцениваете его решение?
- Это наихудшее президентское решение после отправки Никсоном в 1970 году войск в Камбоджу. Решение Буша практически не нашло поддержки в обществе. Но самое главное, что это не будет работать. Если он действительно хочет изменить существующее положение вещей, он должен был послать намного больше солдат.
- Что могут противопоставить курсу Буша демократы, получившие большинство в конгрессе?
- Демократы обсуждают различные возможности: некоторые предлагают введение верхней границы для численности контингента в Ираке, другие требуют введения ограничения на бюджетные средства, выделяемые на войну. Однако Буш остается главнокомандующим и имеет право посылать солдат на войну. Но при этом он не должен игнорировать волю народа. Мы находимся всего нескольких шагах от конституционного кризиса.
- Не думают ли демократы начать против Буша процесс отстранения от должности?
- Нет. Это возымеет обратное действие, как это уже однажды случилось с республиканцами при Клинтоне.
- В свете высказываний президента создается впечатление, что в отношении Ирана он скорее начнет военные действия, чем станет разговаривать с режимом. Считаете ли вы возможными военные действия против Ирана?
- Я не могу себе такое представить. Для этого у нас просто нет солдат, да и Генеральный не пойдет на такое. Однако после ужасающих речей президента в последнее время и в Европе растут опасения, что такое развитие ситуации не исключено.
- Могут ли европейцы что-то сделать?
- Очень важно, что именно сейчас Германия встала во главе ЕС и "большой восьмерки". Госпожа федеральный канцлер обязана открыто поговорить с президентом на эти темы.
- Однако она о не высказалась по поводу программной речи президента. Должна ли она это исправить?
- о – нет. Это нужно сделать в разговоре тет-а-тет. ое требование было бы больше похоже на вызов.
- Госсекретарь США Кондолиза Райс находится с визитом у Ангелы Меркель.
- Это очень хорошая возможность открыто поговорить с американской стороной. И не о ближневосточном турне, во время которого Райс ничего не удалось добиться. Разговор должен быть посвящен Ираку.
- ает ли госпожа Райс все еще важную роль?
- Да, она является ближайшим советником президента по внешнеполитическим вопросам, она практически стала ом семьи Буша. В конце концов, Буш – самый главный человек в государстве, он принимает стратегические решения.
- Должна ли Германия предпринимать более активные действия в Ираке?
- Нет, сейчас нет. Германия ает важную роль в Афганистане, в Косово, в Боснии, а также в переговорном процессе с Ираном. Германия – одно из самых значимых государств континента. Ее международная политика в последние годы ает особую роль для стабильности в мире, и эта роль действительно очень важна. Усилия Германии, возможно, потребуются в Дарфуре или в Сомали, но не в Ираке.
- Как вы видите будущее Ирака?
- В этом смысле я настроен крайне пессимистично. Я считаю, что через пару лет Ирак распадется: юго-восток страны окажется во власти шиитской диктатуры, находящейся под влиянием Ирана, – это будет своего рода Шиитистан. Запад будет принадлежать суннитам, и там будут свирепствовать межплеменные войны, как когда-то на Диком Западе, а на севере возникнет наину независимый Курдистан. И это еще лучший вариант раскола. Наихудшим сценарием стала бы война между турками и курдами на севере, битва за Киркук, которая приведет к затяжному кровопролитию.
- Увидим ли мы Ричарда Холбрука в новом правительстве, если президентские выборы выает кандидат от демократов?
- Я служил своей стране при всех четырех президентах-демократах со времен Кеннеди. Я делал это с большим удовольствием, и я с удовольствием воспользовался бы этим шансом снова. Если свою кандидатуру выставит Хиллари Клинтон, я поддержу ее, но поддержу и любого другого кандидата от демократов.
inopressa
agrinews.com.ua