• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Вадим Колесниченко: Человек имеет право говорить на родном языке
    Опубликовано: 2007-01-17 11:31:46

    На каком языке должны говорить в Украине? По Конституции, единственным государственным языком в нашей стране является украинский. Хотя в ней же говорится и о том, что граждане имеют право использовать в общении и другие языки.

    Как вы наверняка заметили, чаще всего среди этих других фигурирует русский язык. Потому что на нем говорит значительная часть наших сограждан. Вопрос защиты русского языка в Украине возникает наиболее остро в период выборов, когда та или иная политическая сила, тот или иной лидер используют его как одну из козырных карт. После выборов довольно скоро об этой проблеме забывают.

    Но не все. Среди тех, кто постоянно привлекает власть и общественность к необходимости не замалчивать "русскоязычный вопрос", а системно им заниматься - народный депутат из фракции Партии регионов Вадим Колесниченко.

    АМЕРИКАНЦЫ КРИТИКУЮТ НАЦСОВЕТ

    - Вадим Васильевич, чего вам спокойно не живется, зачем вы будируете столь непопулярную в невыборный период тему?

    - Отвечу вам вопросом на вопрос. Есть ли сегодня в Украине геноцид по отношению к этничным русским или русскоязычным гражданам? Юристы утверждают - нет. А могут ли сознательные притеснения и нарушения прав русскоязычных граждан Украины привести к межнациональному конфликту по югославскому варианту? Этот вопрос риторический! Далее. Может ли наша страна считать себя демократической и европейской, если у нас более шести десятков законов регламентируют использование украинского языка, исключая из обихода русский язык?

    - А есть ли необходимость в Украине защищать русский язык?

    - Нужно защищать не украинский или русский язык, а права человека, одним из которых является право говорить и писать на том языке, который человек считает для себя родным. Есть ли такая необходимость? Европейская комиссия Совета Европы против расизма и нетерпимости еще в 2002 году в своем докладе указала на проблемы расизма и антисемитизма в Украине, а также на ограничение права русскоязычных граждан на обучение детей на русском языке. Да что далеко ходить.

    Бюро демократии, прав человека и труда госдепа США обнародовало отчет о соблюдении прав человека в Украине в 2005 году. В нем отмечены нарастающие проблемы антисемитизма, расизма, эскалация межконфессионных конфликтов, а также дискриминационные действия Нацсовета по телевидению и радиовещанию относительно региональных компаний, вещающих на русскоязычные регионы.

    ПРАЗДНИК ДЕМОКРАТИИ ИЛИ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО?

    - Давайте не будем голословными. Можете привести конкретные примеры?

    - Конечно. Например, Нацсовет по телевидению и радиовещанию в ноябре прошлого года выдал лицензию на вещание Севастопольскому региональному проводному радио с пропорцией двухчасового вещания на русском и украинском языках 50 на 50 процентов. При требовании закона, обязывающего вещать на украинском языке не менее 70 процентов времени, появляется иллюзия уважения к правам человека.

    Однако если проанализировать сетку вещания за сутки, то выясняется, что проводное радио в Севастополе работает 19 часов в сутки, транслируя 18 часов передачи из Киева на украинском. Вот и получается, что для 91 процента этничных русских предложено слушать родной язык один час в сутки, а это около десяти, а не тридцати процентов вещания на родном языке. И это при том, что 150 тысяч абонентов проводной сети платят за ее существование свои деньги. Я считаю, что это просто циничное издевательство над людьми.

    Нацсовет по телевидению и радиовещанию считает это праздником демократии, разместив на своем официальном сайте анонимный пасквиль, в котором, по сути, обвиняют меня и моих сторонников, которые борются за права русскоязычного большинства в Крыму, в государственной измене! В связи с этим я подал судебный иск против Нацсовета о защите чести и достоинства. Я смогу защитить себя в суде. А как быть тем 150 тысячам севастопольских слушателей?

    - Я так думаю, что вас волнуют не только права севастопольских радиослушателей...

    - В этом же ряду и учебники истории для наших школ, где российское государство, русские показаны как варвары, узурпаторы и гонители всего прогрессивного. Скажем, из истории Великой Отечественной войны фактически исключены такие героические страницы, как оборона городов-героев Севастополя, Одессы, Керчи. В то же время совершенно необоснованно возвеличивается роль "вояків ОУН-УПА". В связи с этим я подготовил открытое депутатское обращение к вице-премьер-министру Дмитрию Табачнику.

    ПРАВДА ИСТОРИИ ИЛИ МИФОЛОГЕМЫ?

    - И в чем суть обращения?

    - Дело в том, что в городе-герое Севастополе состоялась конференция учителей истории. Мнение педагогов было единодушным - ныне действующая (2001 года) и вновь утвержденная (2005 года) программы по истории Украины и всемирной истории для 5-11(12) классов, а также рекомендованные учебники истории являются образцом реализации политических установок временщиков и заведомой фальсификацией реального исторического прошлого нашей страны.

    Школьникам предлагают изучать сомнительные истории об украинцах, а не историю Украины. Необходимая здоровая пропаганда украинского патриотизма подменена "шароварным" местным национализмом. А по сути "деятелями от образования" принято решение преподавать не то, что реально было в истории нашего народа, а то, что кому-то хотелось бы видеть в нашем прошлом - мифологемы.

    А самое страшное в этом мракобесии то, что детям методично вдалбливается в голову тема враждебного отношения к нам со стороны России и мысли о превосходстве украинского народа над русским, а также косности и убогости российского государства. А это прямой путь к национальной нетерпимости, ксенофобии, антисемитизму и расизму, которые уже сегодня стали проявляться в нашей жизни.

    Если взять во внимание нынешние заявления и программные задачи радикальных националистов, то мы уверенно движемся к реализации проклятых идей фашизма. Все повторяется! Германия в свое время уже заявляла о превосходстве своей нации, создавая на высшем государственном уровне легенды и мифы о своем первородстве, уникальности арийской нации, которая брала свое начало с доисторических времен, еще до "царя Гороха". Это закончилось величайшей трагедией человечества, еврейскими погромами, уничтожением цыган, Холокостом, Бабьим Яром, Хатынью, миллионами смертей и фашистскими концлагерями, в которых мучился и отец президента Украины Виктора Ющенко.

    - Вы можете привести конкретные примеры из школьных учебников истории?

    - В курсе девятого класса развитию и становлению украинского национально-освободительного движения посвящены 18 из 62 параграфов, то есть почти одна треть. О Крымской же войне, глобальном событии XIX века, произошедшем на территории, ныне входящей в состав Украины, вскользь упомянуто лишь в одном параграфе. И то в следующем контексте: "В годы Крымской войны заметно усилилось антикрепостническое движение крестьян... В годы Крымской войны была предпринята попытка поднять в Украине антирусское восстание".

    В курсе десятого класса в теме "Первая мировая война" авторы неоднократно подчеркивают, что Россия вынашивала агрессивные планы захвата украинских земель, входящих в состав Австро-Венгрии. А захватив большую часть Галиции и Буковины, российские власти проводили политику репрессий и депортации местного населения. Авторы, наверно, не знакомы с данными, приведенными в австрийском парламенте в 1917 году: "В результате террора против так называемых "русофилов" австрийскими властями было казнено 60 тысяч человек, сотни тысяч оказались в концлагерях, где умерли более 100 тысяч человек, в том числе женщин и детей".

    А вот еще. В курсе пятого класса из текста параграфа 23 "И снова война" ученик узнает, что большевистский Советский Союз и нацистская Германия воюют на территории Украины, и единственной силой, которая выступила против обоих режимов, была УПА, стремящаяся к созданию независимого украинского государства. Из всех операций, проведенных Красной Армией на территории Украины, названы только оборона и освобождение Киева. Героизм советских воинов для авторов учебника - устаревшее понятие, и даже скорее вымысел прокоммунистических ветеранских организаций.

    Поэтому и писать об этом не стали. В 11-м классе ина параграфов темы "Украина во Второй мировой войне" посвящены истории и деятельности ОУН-УПА. А ведь это все проявление циничного игнорирования истории собственного народа и демонстрации пренебрежения к людям, живущим сегодня на этих территориях в составе нашего государства.

    - Критиковать легко. А что вы предлагаете?

    - Прежде всего, разработать такую концепцию исторического образования в Украине, которая бы способствовала формированию подлинной гражданственности и патриотизма молодого поколения независимо от этнической, конфессиональной и политической принадлежности каждого человека. Объявить открытый конкурс на создание нового поколения учебников по истории Украины, которые соответствовали бы общепринятой в мировой исторической науке методологии, были бы свободны от жестких идеологических схем, а также проявлений национальной нетерпимости и ксенофобии.

    И ЕЩЕ РАЗ ПРО "ПЯТУЮ КОЛОННУ"

    - В начале нашей беседы вы сказали о защите прав человека. Знать правду - это же тоже право человека...

    - Конечно. А как можно воспринять такие факты, когда в Верховную Раду вносятся законопроекты о ликвидации памятников и символов СССР, а некоторые депутаты стремятся запретить выступать на русском. И все это поддерживается со всех трибун заявлениями о том, что в Украине существует "пятая колонна", которая не уважает украинский язык, а говорит по-русски, получая указания из Москвы, и вообще является угрозой национальной безопасности. Получается, что 17 процентов населения, этнических русских, а это около девяти миллионов, и 45 процентов, для которых русский язык является родным, объявлены помехой, которая "путается под ногами" "титульной нации".

    Почему все это происходит? Да потому, что существуют двойные стандарты, правовой нигилизм высших должностных лиц государства и лиц, которые зарабатывают себе капитал на национальном противостоянии.

    - Но ведь долгие годы "в загоне" был именно украинский язык. Согласитесь, его нужно воздать, укреплять, изучать.

    - Но ведь не в ущерб другим языкам, прежде всего русскому. Я могу поддержать здоровую идею Виктора Ющенко о проведении в Украине Года украинской книги. Но при условии, что это будет книга многонационального и поликультурного народа Украины с его писателями Гоголем, Шолом-Алейхемом, Лесею Украинкой, Иваном Франко, Иваном Карпенко-Карым, Аркадием Аверченко, Исааком Бабелем, Михаилом Булгаковым и многими другими.

    Андрей Ростов, "CN-Столичные новости"

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.