• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Прохладительная Америка
    Опубликовано: 2006-12-11 10:15:35

    Современную массовую культуру и процесс глобализации невозможно представить без прохладительных безьных напитков, наподобие лимонада, «коки» или «пепси». В США для обозначения подобного вида напитков применяется термин «soft drink».

     

    Историк Джудит Джанко-Коген\Judith Jango-Cohen, автор «Истории Еды. Крупнейшие Изобретения»\The History Of Food (Major Inventions Through History) отмечает, что индустрия производства безьных напитков возникла в конце 18 века, когда в продаже (во Франции и Англии) появились воды, газированные углекислым газом. Тогда это считалось недорогим подражанием целебным минеральным водам, причем газировку продавали в аптеках, а не в обычных магазинах. Дальнейшую экспансию обеспечили химики: в 1784 году была впервые выделена лимонная кислота (из лимонного сока). В 1833 году в Англии в продаже появились первые газированные лимонады (название напитка lemonade - как раз и происходит от слова lemon\ «лимон»).

     

    Джон Райли\John J Riley, автор классического труда «Организация Индустрии Прохладительных Напитков\Organization in the soft drink industry: A history of the American Bottlers of Carbonated Beverages, впервые опубликованного в 1946 году, обращает внимание на следующее: в 1871 году произошло знаковое событие - впервые в США (и в мире) была зарегистрирована торговая марка безьного напитка - он назывался «Потрясающий Газированный Лимонный Имбирный Эль»\Lemon's Superior Sparkling Ginger Ale.

     

    В дальнейшем процесс изобретения новых вкусов и напитков приобрел лавинообразный характер, причем законодателями моды чаще всего становились аптекари и фармацевты. В 1875 году американский фармацевт Чарльз Хайрс\Charles Hires познакомился с напитком, изготовлявшимся кустарным образом из корней некоторых растений - десятью годами позже Хайрс начал продавать бутилированное безьное «корневое о»\root beer (по вкусу напоминает настойку алтейного корня).

     

    В 1886 году впервые были выпущены в продажу и ныне существующие - Coca-Cola и Dr. Pepper. Изначально Coca-Cola производилась из настойки листьев коки и орехов кола, аптекарь Джон Пембертон\John Pemberton придумал рецепт сиропа, предназначенного для лечения головной боли и простуд и долся разбавить его газированной водой. Авторы многочисленных книг, посвященных истории самой популярной газировки тысячелетия, постоянно приводят забавный факт: в первый год, за счет продажи «коки», удалось выручить $25, в то время, как на рекламу нового напитка было потрачено $75.

     

    Dr. Pepper также был плодом фантазии фармацевта (его звали Вэйд Моррисон\Wade Morrison) и химика (Роберт Лэзенби\Robert Lazenby). Dr. Pepper, созданный на основе вишневого сиропа, сперва производили в аптеке (в городе Вако, штат Техас), продавая его под слоганом «Король Напитков Без Кофеина»\King of Beverages, Free from Caffeine» (кофеин был добавлен позднее). По легенде, название Dr. Pepper  - «Доктор Пеппер» произошло от имени военного врача, который некогда запретил предприимчивому Моррисону жениться на своей дочери. 

     

    В 1898 году появилась Pepsi-Cola (по некоторым версиям, изначально - лекарство от расстройств кишечника), которая была придумана аптекарем Калебом Брэдхемом\Caleb Bradham, смешавшим экстракт из орехов кола, ванилин и ароматические масла. 

     

    В начале 20-го века появились и иные напитки, которые до сих пор стоят на полках американских магазинов, в частности - Royal-Crown Cola и Canada Dry Ginger Ale. В 1906 году прошла первая общеамериканская рекламная кампания лимонада - Clicquot Club Ginger Ale, получившего название в честь прославленной марки шампанского «Вдова Клико». 

     

    Успех газировки оказался весьма зависим от политических факторов. После начала Первой Мировой войны индустрия оказалась парализованной - причиной стал дефицит сахара. Производители оказались в тяжелом состоянии, потому что правительство США признало их товар не важным для обеспечения здорового питания американцев. Любопытно, что аналогичное решение власти США приняли и во время Второй Мировой войны, однако к этому времени американцы приились к такого рода питью, поэтому в рацион американских солдат входили газированные напитки. Марк Пендерграст\Mark Pendergrast, автор книги «За Бога, Страну и «Кока-Колу»\For God, Country, and Coca-Cola: The Definitive History of the Great American Soft Drink and the Company That Makes It, замечает, что у американских солдат на фронте могли быть проблемы с патронами и бинтами, однако им всегда вовремя доставляли положенные бутылочки с «кокой». 

     

    Джеймс Самуэльсон\James Samuelson, автор книги «История Выки»\The History of Drink, отмечает, что толчок в противоположном направлении дал «сухой закон» - запрет на продажу ьных напитков, который действовал в США в 1920-1933 годы. Потребители оказались вынуждены заменять традиционные вино и невинными безьными напитками.

     

    В 1929 году в США начался беспрецедентный экономический кризис «Великая Депрессия», который уничтожил множество мелких компаний, специализировавшихся на производстве такого рода товаров. Однако крупнейшие оки уцелели. В том же 1929 году был изобретен лимонад Lithiated Lemon, который ныне известен под маркой 7Up. После окончания «сухого закона» его производители начали рекламировать лимонад, как замечательное средство для создания ьных коктейлей - благодаря этому этот 7Up пережил наиболее тяжелые годы. В дальнейшем в дело включились изобретатели: они усовершенствовали процесс смешивания сиропа и газированной воды (первыми, в 1922 году, это сделала Coca-Cola), наладили контроль за качеством продукции (до этого напитки, продаваемые под одной маркой, но производимые в разных городах, были часто разного вкуса), а также создали фирменные упаковки (бутылки).

     

    1950-е годы стали началом новой эры - появления «здоровых» напитков. Сперва, калорийный и неприемлемый для определенных категорий больных, сахар начали заменять искусственными подсластителями. В 1952 году небольшая нью-йоркская компания Kirsch Beverages выпустила первый лимонад, предназначенный для диабетиков - No-Cal Ginger Ale (в нем сахарин заменил сахар). В 1962 году на всей территории США были начаты продажи Diet-Rite Cola (производитель Royal Crown Company), которая была подслащена цикламатами. В 1963 году появилась Coca-Cola Tab, а в 1965 году - Diet Pepsi. Большая химия внесла значительный вклад и в этот бизнес. В 1980-е годы производители начали массово использовать аспартам (производится под маркой Nutra-Sweet), а в конце 1990-х годов - сукралозу (продается под маркой Splenda). В начале третьего тысячелетия законодатели мод в этой сфере - компании Coca-Cola Co и PepsiCo, а также их многочисленные конты - запустили низкокалорийные газировки. Во многом этот шаг объяснялся колоссальной популярностью Диеты Аткинса, суть которой заключается в отказе от углеводов.

     

    В 1960 году появился новый класс напитков – «спортивные». Пионером стал Gatorade, рецептура которого была разработана Университетом Флориды\University of Florida по заказу тренеров университетской футбольной команды, носившей название Gator. Этот и подобные напитки не содержали газа, взамен они были насыщенны витаминами и иными веществами, которые, как предполагается, помогают спортсменам утолять жажду и улучшать результаты.

     

    В 1980-е годы появились напитки, не содержащие кофеина. Изначально это делалось для того, чтобы привлечь определенные группы населения США, которые по различным причинам не могли применять традиционные кофеиносодержащие лимонады - например, детей, гипертоников или адептов определенных религиозных культов.

     

    Одновременно производились напитки с повышенным содержанием кофеина - их создатели рассчитывали привлечь студентов, бизнесменов и всех людей, кому срочно требовалось взбодриться (известно, что в чашке кофе содержится вдвое больше кофеина, чем в обычном безьном напитке - новые версии лимонада, в частности, Jolt Cola уничтожали это преимущество кофе). В 1990-е годы появилось логическое продолжение – «энергетические напитки» (пионером стал Red Bull), которые содержали лошадиные дозы кофеина и иных бодрящих веществ и были предназначены для посетителей дискотек и спортсменов.

     

    В 1990-е годы в США наметилась еще одна тенденция: потребители стали больше внимания уделять сокам и напиткам на их основе (здесь первым стали соки Nantucket Nectars, производимые одноименной фирмой), а также более «натуральным» напиткам на основе чая, кофе, овощных соков и природных стимулянтов.

     

    Тем не менее, по данным Американской Ассоциации Производителей Напитков\American Beverage Association, несмотря на обилие доступных вкусов и рецептов, наиболее популярной в США остается традиционная газировка, на долю которой приходится более 73% от общего объема продаж, на втором месте - негазированные сладкие напитки (13.7%), на третьем - бутилированная вода (13.2%). 

     

    Ныне только в США подобные напитки производят несколько сотен компаний, в которых работают более 200 тыс. человек. По оценкам консалтинговой фирмы American Economics Group, безьная индустрия обеспечивает работой в США более 3 млн. человек, объем этого рынка достигает $278 млрд. в год.

     

    Washprofile

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.