Главным 'возмутителем спокойствия' является Китай. Растущий спрос этой страны на железную руду, медь и сталь привел к острой нехватке трансокеанских судов. Объем ожидаемых поставок железной руды в Китай может возрасти с 112 млн. тонн в 2002 году до 250 млн. тонн в 2005, т.е. практически сравняться с годовым оборотом мирового рынка зерна.
Для потребителей пшеницы в странах Азии рост фрахтовых ставок, который доходит до 100%, стал настоящим бедствием на фоне удоания пшеницы. Из-за острой конции среди производителей продуктов питания, мукомолы не в состоянии переложить возросшие транспортные издержки на плечи потребителей. В различных регионах мира розничные цены на продукты питания уже давно не отражают реальную ситуацию, складывающуюся вокруг основных сырьевых товаров.
В настоящее время на долю фрахта приходится около 30% всех затрат, или почти в два раза больше, чем несколько лет назад. В 2000-2003 г.г. стоимость фрахта колебалась в пределах довольно узкого коридора, а потом стремительно рванула вверх. Отдельные моменты спада лишь усугубили положение операторов рынка, пытавшихся наладить управление торговыми операциями.
В декабре прошлого года Baltic Dry Index, который рассчитывается на основе цен перевозки морем угля, железной руды и других видов сырья, вырос до рекордного уровня в 6,208 пунктов, или в шесть раз по сравнению с 2002 годом.
По мнению аналитиков, в ближайшие годы не стоит уповать на изменение ситуации к лучшему, принимая во внимание постоянно растущий спрос на насыпные грузы со стороны Китая и ряда других стран. Как сообщил инвестиционный банк CLSA Pacific-Markets со штаб-квартирой в Гонконге, в этом году рост китайской экономики составит 8-9%, а до 2010 года темпы экономического роста Китая составят 7-9% в год.
Специалисты сходятся во мнении, что зерновых трейдеров ожидает жесткая конция в борьбе за свободный тоннаж. Принимая во внимание напряженную ситуацию на рынках, не исключены новые драматичные колебания фрахтовых цен в сторону их увеличения. Рост фрахтовых ставок продолжится в этом и в следующем году, утверждает директор Консалтингового агентства по океанским перевозкам Стивен Ханраан (Stephen Hanrahan). Многие уповали на то, что рано или поздно китайский рынок обвалится. Но получилось как раз наоборот: китайский рынок продолжает расти высокими темпами.
С ним согласен менеджер по чартерным перевозкам компании Noble Grain Pte Ltd Бенджамин Уилкис (Benjamin Wilkes). Несмотря на то, что 'китайский паровой каток' замедлил ход, его пока не остановить, отметил Уилкис, который посетовал на острую нехватку свободного тоннажа для перевозки зерновых.
В ближайшие три года можно будет рассчитывать на появление дополнительного тоннажа, если судостроительные компании решат оставить на плаву суда старой постройки. Беда в том, что из-за неудовлетворительного технического состояния эти суда не смогут снять напряжение на рынке морских перевозок. Определенные надежды на снижение фрахтовых ставок связываются с 2008 годом, когда по окончании Олимпийских в Китае ослабнет строительный бум, полагает президент Ассоциации торговли зерном и продуктами питания Ронни Маас (Ronny Maas).
Информирует Портал Украинской Зерновой Ассоциации.
agrinews.com.ua