Во втором полугодии чный рынок из оптимистичной стадии вошел в стадию предновогоднего торможения. За прошедшие 9 месяцев увеличение емкости внутреннего рынка составило 17% по сравнению с 21% в первом полугодии. При этом доля импортных ков на внутреннем рынке увеличилась с 5 до 13%. Спеша отметить «зачистку» на российском рынке, украинцы и не заметили, что молдовский сосед выставляет дивин на стол уже не бутылками, а ящиками.
RE: СЛИЯНИЕ
К концу текущего года контная ситуация на рынке по отношению к началу текущего и даже прошлому году кардинально не изменилась. Состав первой тройки лидеров рынка практически не изменился: ОАО «АПФ «Таврия», ЗАО «Одесский чный завод», КП «Ужгородский чный завод».
Несмотря на отставание производства от прошлогодних показателей, в сентябре ОАО «АПФ «Таврия» возглавила список производителей ка с долей 19,3%. Наибольшие же темпы прироста на внутреннем рынке у КП «Ужгородский чный завод», ВКЗ «Октябрьский» и ОАО «Зелений Гай» (30%, 48% и 69% соответственно). По мнению специалистов Первого Национального Винодельческого Холдинга, к серьезным перестановкам в десятке лидеров рынка это не приведет.
«Значительного прироста продаж этих производителей не произойдет. В первую очередь, это связано с сырьевой проблемой, - считает Роман Моисеев, бренд-менеджер ТМ «Таврия». – Тем не менее, оки второго эшелона регулярно выходят на рынок и чаще всего предлагают новые продукты в нижней части среднего ценового сегмента (20-30 грн/бут)».
Так новинкой этого года стал к ТМ «Потемкин» от ЗАО Цюрупинское, вывод которого сопровождался наружной рекламой, но продукт пока весьма слаб в рознице.
Несколько снизили производство ка по отношению к 9 месяцам прошлого года ЗАО «Одесский чный завод» и «Алеф-Виналь» на 2% и 11% соответственно. Поэтому доли этих предприятий сократились на 3,2% и 2,6% соответственно.
«Одесский чный завод» возобновил сотрудничество с ТД «Мегаполис». Выстроить за год эффективную систему дистрибуции оказалось практически невозможно.
«Для брендов, которые присутствуют на рынке много лет, очень важна лояльность потребителя: если эти торговые марки теряют своих потребителей, вернуть их намного сложнее, чем приобрести новых, - считает Геннадий Кулжинский, Директор по маркетингу Первого Национального Винодельческого Холдинга. - А так как ОКЗ вел политику «лидерства по ценам» и не проводил дифференциацию брендов, то восстановить пошатнувшиеся позиции будет тяжело. Единственный вариант - предложить потребителю низкие цены. Но в условиях удоания сырья это будет проблематично».
По мнению специалистов Первого Национального Винодельческого Холдинга, до конца года темпы роста производства ков должны сохраниться на уровне 15%. Большинство производителей в четвертом квартале увеличивают производство в преддверии новогодних продаж.
ТАТАРО-МОЛДОВСКОЕ НАШЕСТВИЕ
Несмотря на увеличение доли импортных ков на внутреннем рынке, рост импорта в третьем квартале текущего года сократился с 89% до 52%. Это еще раз подтвердило мнение специалистов Первого Национального Винодельческого Холдинга о том, что ввезти продукт в страну - еще не значит продать его.
Удельный вес импорта по стране происхождения выглядит следующим образом: Молдова, Армения и Грузия. Если в натуральном выражении импорт ка вырос на 35%, то в денежном – только на 27%. Это говорит о том, что молдовские производители (39% и 24% соответственно) по-прежнему поставляют на украинский рынок ординарные ки нижнего ценового сегмента. Совершенно иное соотношение сложилось в отношении армянского импорта (25% и 30%), что происходит благодаря активному продвижению на рынке торговых марок, входящих в портфель «Перно Рикар Украина».
Поставки, как и темпы роста импорта, ков в Украину подвержены колебаниям. Скачки объемов из месяца в месяц говорят о том, что подход, уместный на российском рынке, в Украине не срабатывает. Ни «вкус свободы», ни соседство, ни общее прошлое здесь уже не помогает.
Очень показателен в данном случае пример производителей ка из Молдовы. Они не перестают радовать розницу все новыми и новыми торговыми марками. При этом над адаптацией продукта для украинского рынка так никто и не задумался. Так, еще летом в рознице можно было увидеть «царские» ки с орлами, явно вывезенные с российских акцизных складов. Но уже осенью на полках появилась продукция, якобы созданная «специально для украинского рынка с целью возродить традиции качества лучших напитков этой страны».
За счет практически полного отсутствия рекламной поддержки молдовские чные марки пользуются низким уровнем знания и доверия. Немалую роль в этом ает и информационный фон с российского рынка. Впрочем, украинцам уже мало показать этикетку или бутылку с новым продуктом. Большинство отечественных чных брендов предлагают покупателю не продукт, а стиль жизни. А молдовские новинки пока так и остаются новинками.
НЕПОТРЕБНАДЗОР
За 9 месяцев текущего года украинский чный экспорт увеличился на 49% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Как и в прошлом году, лидером экспорта ков является ОАО «АПФ «Таврия» (доли рынка составляют 45% и 44% в натуральном и денежном выражениях соответственно). К концу третьего квартала предприятие еще не полностью восстановило долю рынка уровня прошлого года, поэтому до конца года ОАО «АПФ «Таврия» намерено укрепить свои позиции.
«Отдельно рассматривается вопрос об увеличении экспорта ков, - говорит Роман Моисеев, бренд-менеджер ТМ «Таврия».- Это обусловлено положительной конъюнктурой на российском рынке, на котором все еще ощущается острая нехватка не только ликероводочной, но и чной продукции».
На экспортном направлении увеличение объемов происходит в основном за счет оков, ранее не обладавших серьезными экспортными аппетитами. Многократно увеличил объемы поставок ЗМВиК «Коктебель», отгрузивший в прошлом году немногим менее 3 тыс. дал ка. В этом году предприятие активно осуществляет поставки на российский рынок, используя «водочную инфраструктуру» «Союз-Виктан» - филиал «SV-Россия». На третье место поднялся ООО «Винконцерн», экспортирующий примерно в равном соотношении в Россию и Беларусь ки с «промолдовскими» названиями. В то же время, ЗАО «Одесский чный завод» значительно снизил объемы экспорта и опустился до пятого места.
Россия остается основным импортером украинского ка, на нее приходится 73% украинского чного экспорта. Тем не менее, не все так оптимистично.
Начиная с сентября, Роспотребнадзор периодически взбадривает украинских производителей я. Так, в ночь на 8 сентября главный санитарный врач России Г.Онищенко заявил, что «в поле пристального внимания Роспотребнадзора находятся вина Китая и Украины, удельный вес которых на ьном рынке России возрос». А в пятницу 13 октября управлениям Роспотребнадзора в субъектах РФ дано поручение «осуществить мониторинг соответствия поставляемой из Украины продукции установленным требованиям». Ни за одним из заявлений не последовало никаких сообщений о результатах пристального внимания. Как оказалось, состояние неопределенности плохо влияет не только на производителей я, но и на российских таможенников.
«Роспотребнадзор, заявляя об отборе проб украинской ьной продукции, впоследствии никак не комментирует свои заявления и не обнародует результаты проверок, - говорит Евгений Скорик, директор департамента внешнеэкономической деятельности Первого Национального Винодельческого Холдинга. - Из-за подобной неоднозначности, на российской границе чинились препятствия для ввоза продукции некоторых украинских производителей, закупленной российскими импортерами. Причем основной причиной длительного задержания стало происхождение данной продукции».
Вероятно, украинские производители продолжат наращивать поставки ка на внешние рынки и до конца года рост экспорта превысит 50% по отношению к 2005 году. Помимо сезонности, основной причиной роста останется недостаточная насыщенность рынка РФ ьными напитками достойного качества по доступной цене.
Общая емкость рынка ка в первом полугодии достигла 1,95 млн. дал. Рост по отношению к аналогичному периоду 2005 года составил 16,5%.
Из них в Украине произведено – 1 844 тыс. дал ков, экспортировано – 136 тыс. дал (+49%), импортировано – 249 тыс. дал (+52%).
СПРАВКА:
Первый Национальный Винодельческий Холдинг входит в состав корпорации «Логос» (г.Днепропетровск). Как управляющая структура Первый Национальный Винодельческий Холдинг объединяет лидеров украинского виноделия:
ООО «Инкерманский завод марочных вин» (г.Севастополь, АР Крым), АПФ «Таврия» (г.Новая Каховка, Херсонская область), ЗАО «Институт Виноделия» (г.Днепропетровск), а также первичные базы виноделия: ООО «Качинский+» (АР Крым, Севастопольская зона виноделия), ЗАСО «Черноморец» (АР Крым, Бахчисарайский район). Общая площадь виноградников Холдинга- более 3500га.
Первый Национальный Винодельческий Холдинг является владельцем таких торговых марок как «INKERMAN» - классические марочные тихие вина, «Легенда Крыма» - ординарные вина, «Златна Коллекция» – коллекция полусладких и десертных вин, «Таврия» – ординарные, марочные и коллекционные ки, «ALeXX» – первый креативный к в стиле fusion, «Butterfly» – легкие вина. С 2005 года ПНВХ является эксклюзивным поставщиком продукции Remy Cointreau в Украине (ки Remy Martin, ликеры и и BOLS).
Даниил Нестеров,
пресс-служба Первого Национального Винодельческого Холдинга