Утвержденный Коллегией Минтранссвязи проект концепции государственной программы реформирования «Укрзализныци» вызывал шквал нареканий со стороны экспертов и резкую критику Минэкономики. Тем не менее, авторы документа рассчитывают, что уже к концу ноября он будет одобрен правительством.
На прошлой неделе Коллегия Министерства транспорта и связи Украины на своем очередном заседании утвердила представленный генеральным директором «Укрзализныци» Владимиром Козаком проект концепции государственной программы реформирования Государственной администрации железнодоного транспорта «Укрзализныця». За некоторое время до этого текст документа был опубликован на официальном веб-сайте железнодоного монополиста, а потому – к моменту его утверждения Минтранссвязи с ним уже ознакомились и представители профильных министерств, и независимые эксперты, и пресса.
Напомним, что в соответствии с проектом реформирование «Укрзализныци» планируется осуществить в течение 10 лет в три этапа. Предполагается, что за это время она превратится в государственную акционерную компанию (ГАК), определенная доля активов которой перейдет в частные руки. По мнению авторов документа, это позволит привлечь широкомасштабные инвестиции и обусловит становление контной среды на рынке железнодоных перевозок.
Так, согласно проекту на первом этапе (2006-2008 гг.) на базе Государственной администрации железнодоного транспорта Украины «Укрзализныця», железных дорог, предприятий и организаций отрасли будет создана ГАК «Украинские железные дороги», 100% уставного фонда которой будут принадлежать государству. Кроме того, реформированию подвергнется финансово-экономическая система отрасли, а также – система управления. Как констатировал заместитель генерального директора «Укрзализныци» Анатолий Лашко, «на сегодня «Укрзализныця» не является ни полноценным хозяйствующим объектом, ни полноценным государственным органом». А потому концепция предполагает разграничение функций государственного управления и управления хозяйственной деятельностью отрасли. То есть, в соответствии с проектом, при Минтранссвязи планируется создать департамент железнодоного транспорта Украины, который возьмет на себя функции госуправления «Укрзализныцей», в то время как в самой компании, после ее акционирования, будет внедрена корпоративная модель управления.
В течение второго этапа (2008-2010 гг.) авторы концепции намерены осуществить ряд мер, определяющих дальнейшую рыночную трансформацию отрасли. Так, например, как констатирует г-н Лашко, «действующая ныне тарифная политика не устраивает ни потребителей, ни железные дороги, а потому ее нужно менять». И, если на первом этапе руководство компании намерено, разделив грузовые и пассажирские перевозки, осуществлять перекрестное субсидирование вторых за счет первых, то уже на втором оно предполагает создать условия для постепенного отказа от этого принципа. На третьем же этапе (2011-2015 гг.) планируется осуществить полное разграничение управления инфраструктурой и перевозками, осуществить частичную приватизацию отрасли и окончательно либерализовать тарифную систему в контных видах перевозок.
Как считают сами представители отечественного железнодоного менеджмента, необходимость в реформировании отрасли давно назрела. В частности, по мнению начальника ГП «Приднепровская железная дорога» Игоря Гладких, смена юридической формы обеспечит значительно большую гибкость в хозяйственной деятельности компании. Так, например, он отмечает, что акционерная компания имеет право создавать совместные предприятия с частным капиталом, а это, в свою очередь, дает возможность привлечь инвестиции и гарантирует прозрачность ее деятельности.
По мнению же экспертов, на самом деле, с проектом концепции, а значит – и с обусловливаемыми им перспективами, все обстоит далеко не так радужно. Они отмечают, что, во-первых, процедура изменения формы собственности, которую планируется осуществить на первом этапе, описана крайне нечетко. Кроме того, в том, что касается реформы системы управления, их настораживает отсутствие в документе норм, определяющих процедуру создания независимого регулирующего органа. Как констатирует научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИПК) Анна Чухай, курирующая железнодоную отрасль, то, что по этому поводу предложено в проекте есть не более, чем «установка монополистом тарифов для самого себя». Во-вторых, эксперт «Школы политической аналитики» Петр Бурковский не исключает, что ко второму этапу, на котором должна будет осуществляться рыночная трансформация отрасли, «из «Укрзализныци» могут быть выведены самые привлекательные активы, в частности – подвижной состав».
В целом же эксперты указывают на ряд противоречий, содержащихся в проекте документа. С одной стороны, она декларирует перевод деятельности железнодоного монополиста на рыночные принципы, а с другой – сохранение за ним монопольного положения и монопольных функций. Так, заместитель директора Центра содействия институционального развития государственной службы Александр Лях отмечает, что согласно концепции «Укрзализныця» должна остаться в госсобственности и нуждается в высокой степени централизации. А это, по его мнению, ставит под сомнение «способность предприятия перейти на рыночные принципы управления».
Как бы то ни было, но пока речь идет лишь о проекте, который должен будет пройти все этапы согласования и доработки в профильных министерствах и ведомствах. Однако уже сейчас о полной неприемлемости документа заявляет Министерство экономики Украины, впрочем, в отличие от экспертов, критикуя его так сказать «справа». Официальная позиция этого министерства заключается в том, что «акционирование (корпоратизация) предприятий, находящихся в перечне объектов, запрещенных к приватизации, нецелесообразно». По мнению его представителей, «передача государственного имущества в уставные фонды хозяйственных обществ уже является его отчуждением», поскольку впоследствии оно может быть в обход Закона об объектах, не подлежащих приватизации, продано в частные руки. Из этого следует, что авторам концепции придется, как и советуют эксперты, четче прописать изменение формы собственности «Укрзализныци».
Собственно говоря, устранением этого и других недостатков документа, согласно поручению коллегии Минтранссвязи, и займутся в ближайшее время эксперты «Укрзализныци». При этом для его дальнейшего усовершенствования Минтранссвязи и «Укрзализныця» создадут постоянно действующую рабочую группу, которая подготовит необходимые для принятия концепции проекты правительственных постановлений и соответствующие законопроекты для внесения в парламент. И лишь после этого документ будет вынесен на рассмотрение Кабинета Министров Украины.
Елена Герасимова
Деловое издание E-NEWS