Механизмы отмывания средств в Славутиче примут особо енную форму.
Вчера парламент принял закон с длинным названием «Об общих принципах последующей эксплуатации и снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и превращения разрушенного четвертого энергоблока этой АЭС в экологически безопасную систему».
Мероприятие, естественно, приурочили к очередной годовщине, которыми трагедия обросла, и которые активно используют отечественные бизнесмены во власти. Так случилось и на сей раз.
На фоне громогласных и, очевидно, спонтанных заявлений Президента Украины о том, что рекультивация «зоны» должна начинаться с духовности, о том, что необходимо строить в Чернобыле храмы и музеи, и подходить к вопросу комплексно, принятие закона выглядит совершенно органично. Ведь самые серьезные, наглые и хитрые лазейки в законодательстве всегда прикрываются красивыми словами о воздении и Украине.
Суть закона проста и понятна. Он освобождает от НДС и ввозной пошлины на ввоз (пересылку) в Украину товаров (сырья, материалов и оборудования), которые используются для развития производства и создания новых рабочих мест в городе Славутич до 1 января 2010 года.
Кроме того, Закон обязывает Кабмин ежегодно в проектах законов о Госбюджете отдельно предусматривать средства на финансирование мероприятий по ликвидации негативных социальных последствий в городе Славутич, связанных с закрытием Чернобыльской АЭС. Причем до 2010 года Славутич прекращает передачу средств из бюджета города в госбюджет. В общем, как говорится, всем сестрам по серьгам, а старшенькой на приданое.
По сути новый Закон является ни чем иным, как модифицированным документом, который узаконивает новую свободную экономическую зону. С одним отличием: СЭЗ и ТПР хоть теоретически создавались для привлечения инвестиций. Здесь же речь идет о поддержании города. Это в свою очередь означает, что механизмы отмывания средств примут в данном случае особо енную форму.
Получается в принципе абсолютно беспроышная для крупных бизнесменов ситуация. Нет сомнений в том, что если Закон вступит в силу, то власть устанет регистрировать всевозможные компании и фирмочки, где среди соучредителей будут значиться многочисленные обитатели Печерских холмов. Сырье, материалы и оборудование потекут рекой, правда, вот только в самом Славутиче они вряд ли задержатся. Если учесть, что органы местного самоуправления будут избираться нынешней весной и на весь срок их деятельности будет действовать мораторий на передачу средств из местного бюджета в госбюджет, то цена местного мандата в этом населенном пункте может существенно возрасти.
К тому же чтобы получить полный контроль не только над «зоной», но и над бюджетными средствами, многие ФПГ и политические силы из Киева будут стараться победить на местных выборах. Ведь схема до безобразия проста. Бизнес, который будет уходить от уплаты НДС и таможенной пошлины через «Чернобыльскую СЭЗ», сэкономит значительные средства. Местная власть, которая все же получит свой спектр дохода от налогообложения, не будет передавать их в Киев. А если на постах в органах местной власти будут присутствовать креатуры бизнеса, то отечественные олигархи получат двойную прибыль.
В общем, все как всегда: новое - это хорошо забытое старое. Однако создание подобной СЭЗ серьезно ударит по имиджу новой власти. Зачем надо было бороться с успешными проектами, выжигать «зоны» каленым железом, отпугивать инвесторов экономической непредсказуемостью и ссориться с Польшей, чтобы потом создать такого вот экономически свободного монстра?
Конечно, можно возразить, что с СЭЗ боролось прошлое правительство с подачи Терехина. Однако разве это меняет дело? Не проще ли тогда восстановить СЭЗ и ТПР, хотя бы по принципу экономической приоритетности региона? Кроме того, тут возникает еще одна проблема. С «Чернобыльской СЭЗ» нас не пустят в ВТО – подобные льготы по ВЭД против правил данной организации. Конечно, Украину в ближайшее время и так туда не примут, однако не стоит еще более удлинять и так изрядный путь к светлому глобально экономическому будущему. О том, что Закон абсолютно не вписывается в бюджет на будущий год, и говорить нечего.
Возможно, кстати именно поэтому против законопроекта голосовала «Наша Украина», депутаты которой, видимо, используют несколько иные схемы и не намерены возвращаться к системе СЭЗ. Правда, возможно, позиция «Нашей Украины» была обусловлено чисто PR-мотивацией. Ведь после острой критики заявлений Виктора Ющенко относительно ЧАЭС со стороны всех политических сил НСНУ, вполне вероятно, будет «дуть» даже на экономически выгодное «молоко».
Более показательна позиция ехануровского «Доверия народа», часть которого проголосовала «за», а часть не проголосовала. Конечно, лидер объединения Антон Киссе любит напоминать общественности, что у них в группе полная демократия и никто ни на кого не давит. Однако демократия демократией, а позитивное голосование по документу, который будет вносить правки в и так многострадальный бюджет, вещи разного порядка.
Кому в этой ситуации не позавидуешь, так это Президенту. С одной стороны поддержать «Чернобыльскую СЭЗ» для него это означает попасть под шквал обвинений в непоследовательности, нерыночности и потаканию коррупционным схемам. С другой - Президента будут обвинять в той же непоследовательности, только уже в контексте «воздения Чернобыля» и «забивании последнего гвоздя в гроб Славутича».
Андрей Косовский, proUA