На тринадцатом году вступительных переговоров с ВТО Киев вспомнил, что ство в этой организации несет существенные риски для ряда отраслей отечественной экономики. На днях Кабмин утвердил перечень мер, которые должны способствовать снижению этих рисков. Документ смахивает на PR-поддержку еще не принятых «вэтэошных» законопроектов.
Кабинет министров утвердил план мер по нейтрализации возможных негативных последствий вступления Украины во Всемирную торговую организацию и по повышению контоспособности национальной экономики. Такой план содержится в распоряжении правительства №10-р от 12 января. Кабмин поручил министерствам и центральным ведомствам пересмотреть в течение первого полугодия 2006 г. программы развития отраслей экономики и разработать конкретные меры, направленные на повышение контоспособности национальной экономики в процессе европейской и евроатлантической интеграции.
Распоряжение содержит краткий перечень негативных последствий ства в ВТО для ряда отраслей украинской экономики (см. таблицу). Что характерно, некоторые из них будут вызваны обязательствами перед ВТО и отдельными ее ами, уже взятыми Киевом на себя, но еще не облекшими форму законов. В частности, речь о разрешении открывать в Украине филиалы иностранных банков, снижении пошлины на экспорт черного металлолома и отмене запрета на вывоз лома цветного. При этом о многих других, но уже узаконенных обязательствах, которые могут оказать негативное влияние на экономику, в документе почти ни слова. Например — о снижении импортных пошлин. Напомним, что в прошлом году были приняты три масштабных пакета изменений к Таможенному тарифу, которые снижают пошлины на ввоз ины товарной номенклатуры. Складывается впечатление, что план мер написан исключительно для PR-поддержки недостающих законов (многократные попытки голосования по которым в свое время успешно проваливались).
Кроме того, в документе проскользнули обязательства Украины, ранее не известные широкой общественности. Во-первых, там говорится о снижении пошлины на экспорт лома черных металлов с нынешних 30 евро/т до 5 евро/т в течение пяти лет. Между тем, принятый в первом чтении законопроект №8316 предусматривает двухэтапное снижение этой пошлины только до 18 евро/т (до 2007 г.). В ходе переговоров с Евросоюзом Киеву пытались навязать дальнейшее снижение, но впервые об этом заговорили как об уже взятом обязательстве. Во-вторых, правительство прогнозирует снижение объемов государственной поддержки сельского хозяйства. Однако до недавнего времени Украина отстаивала стартовый объем поддержки АПК на уровне $1,4 млрд. в год, тогда как в последние годы реальный объем прямых субсидий (включая налоговые льготы) не превышал $1 млрд. Возможно, в русле мировых тенденций снижения субсидий селу, правительство отчаялось отстоять указанный объем (и намерено согласиться с $1,1 млрд., что, кстати, также не является снижением). В-третьих, прогнозируется поступление сахара-сырца. Напомним, что Австралия настаивает на увеличении квоты на импорт сырца с 260 до 408 тыс. тонн в год. Опять же, может правительство осознает, что настоять вряд ли удастся.
Что касается собственно нейтрализации возможных негативных последствий, то как-то странно видеть перечень необходимых для этого мер только сейчас, когда до вступления в ВТО, если верить последним правительственным прогнозам, осталось полгода. Хотя лучше поздно, чем никогда, тем более что нет никаких гарантий насчет вступления в 2006 г. С другой стороны, далеко не все по силам реализовать органам власти, отметила «ЭИ» научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан. Например, непонятно, как правительство намерено реструктуризировать частную сахарную промышленность. И, наоборот, некоторые шаги будут полезны и безотносительно вступления в ВТО, напомнила эксперт. В частности, речь об ужесточении банковского надзора.
"Экономические известия"
agrinews.com.ua