У хозяев ипотечной пирамиды, которая вовсю стрижет граждан в Москве на Малой Тульской улице, есть все основания быть довольными собой. Им ничего не грозит, да и лохи не переводятся. Журналисты разыскали обманутых клиентов пирамиды не только в столице, но даже за много часовых поясов от нее — во Владивостоке. И выяснили, почему аферистам легко живется.
Люди мечтают о квартирах, а попадают в пирамиды.
Суть аферы проста. Некая столичная фирма «ФЮГ» (это означает «финансово-юридическая группа») несколько лет подряд предлагает желающим взять кредит под приятно низкий процент. На ушко клиенту доверительно шепчут, что деньги в деле крутятся... американские. Потому, мол, и ставка такая смешная. Но для того, чтобы получить заем, люди обязаны сами заплатить солидный взнос. Обычно это пятая часть от цены квартиры. На этом вся «ипотека» заканчивается. Дело сделано! Денежки клиентов преспокойно крутятся и обогащают пирамидчиков. Новых квартир бедняги никогда не увидят. Им — го-да-ми! — будут вешать лапшу на уши и обещать возвратить бабки не сегодня, так завтра.
Обманутые рады-радешеньки, если удается отбить хотя бы часть. Тем более что к лету 2005 года директор, Армен Жораевич Саакян, который сам разводил клиентов и лично подписывал соглашения, нежданно-ненно покинул руководящий пост в «ФЮГе». Народ дрогнул: ну теперь наши кровные и вовсе возвращать перестанут!
Еще в августе корреспондент «МК» поставила на себе опыт — просочилась в офис фирмы, чтобы самой испробовать чары махинаторов («МК» за 15.8.04). А надо сказать, что сюда проникают не с улицы (меня, например, долго пытали, от кого я получила секретный адрес), а строго по рекомендациям. Наверное, их дают те счастливчики, которые попали в первую “волну” и успели действительно получить кредит. Хотя, может, действуют и подставные вербовщики.
Шла поглядеть на пирамиду, а попала... в лапы ОБЭПа. Как раз в этот день по заявлению одной из жертв — немолодой москвички, которую развели на 34 тыс. долл., — в ФЮГ пришли сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД Южного округа. Они изымали документы и задавали пирамидчикам неприятные вопросы. В воздухе запахло ждением уголовного дела — оперативники обещали, что по статье «Мошенничество».
Заметка в «МК» о шмоне в пирамиде имела продолжение. Пирамидчики перетрусили и вернули деньги. А пенсионерка на радостях забрала заявление назад. Дело, понятно, ждать не стали... «ФЮГ» процветал по-прежнему.
История на этом не кончилась.
«МК» провел собственное расследование. И нашел других потерпевших от того же «ФЮГа». Аферисты кинули всех по одной схеме. Контактные телефоны этих людей мы охотно предоставим борцам с экономической преступностью.
Первый звонок — москвичке Ирине. В трубке слышна детская болтовня: так вот для кого молодые родители с жильем торопились! Ничего у них не вышло, живут на съемной квартире.
— Ира, вы имели дело с фигом... тьфу, то есть «ФЮГом»?
— Это вы верно назвали — фиг он и есть! В 2003 году мы внесли Саакяну 20% стоимости квартиры. Но ее не увидели как своих ушей. Еле-еле, года через полтора, удалось вернуть ину — около 20 тысяч долларов
— А в милицию обращались?
— Нам говорили, что и пробовать не стоит — бесполезно...
— Максим, тоже из Москвы: «Вернули 15 тысяч долларов через год. Остались должны еще 5 тысяч». В милицию Максим не пошел: «Я решил, что еще больше потеряю денег. И нервов».
— Клиент фирмы из Балашихи Демьянов (фамилия изменена) сначала радовался: повезло, вот она, квартира — в натуре! ФЮГ и кредит дал, и новостройку в Балашихе ему продал. Но пожить там Демьянов не успел — с ним неожиданно расторгли договор, а взнос (40 тыс. долл.) вернули. Квартиру, сказали, продадут более достойному. Правда, деньги клиент не потерял. Но пока в пирамиде ему морочили голову, та «двушка» сделалась не по зубам — она же теперь вдвое дое стоит!
— А я вот 38 тыс. долл. потерял! — сокрушался в телефонную трубку Александр (этот облапошенный — аж из Владивостока). — В 2004 году заплатил Саакяну аванс. Ни квартиры не получил, ни цента.
— Но деньги пытаетесь отстоять?
— Да я столько милицейских инстанций прошел! Даже прокурору Москвы писал. А из УВД Центрального округа — есть такой у вас? — отвечают: мол, это не мошенничество, нет состава преступления. Но владивостокские адвокаты говорят: ха, у нас состав нашли бы давно...
— И только Сулейман из Москвы (он отдал г-ну Саакяну 10 тысяч долларов) разобрался с проблемой радикально:
— Через полгода я понял: нехорошие люди, их надо наказать. Года полтора с ними воевал, с трудом вернули — правда, всю сумму. Испугались меня!
— Но было и приятное. Заметку в «МК» увидал еще один обманутый — врач-нейрохирург, тоже из Владивостока. Его клиника собирала деньги на ремонт лечебного санатория на берегу Тихого океана. Два года назад, по рекомендации бывшей пациентки, приморские врачи вышли на безотказного Саакяна и заключили с ним кредитный договор. Правда, сперва требовалось исполнить маленькое условие — перечислить в «ФЮГ» 350 тысяч долларов аванса. Зато уж потом ожидалось полное счастье — через три дня, и ни секундой позже, докторам причиталось 2,8 миллионов долларов!
Но аферисты кинули хирургов так же грубо, как и обычных граждан. Их тысячи ухнули, как в бездонную бочку.
— Саакян под любым предлогом избегал встреч с нами, постоянно кормил обещаниями, что не сегодня-завтра вернет деньги, — грустит представитель медфирмы Сер Пыхонин. — А когда мы прочли заметку в «МК» и узнали, что теперь в фирме появился новый директор, то поняли, что Саакян просто решил уйти в тень. И обратились к обэповцам...
— Опера из УВД Южного округа (именно там вели проверку подозрительной фирмы по первому заявлению, от пенсионерки) накопали на пирамиду гору материала — на 127 листах! Направили в прокуратуру округа для ждения уголовного дела сразу по нескольким статьям. Правда, в итоге дело №331879 против «неустановленного лица» (очевидно, потому, что Саакян теперь в фирме никто) дили по статье «незаконная банковская деятельность». Оказывается, у «ФЮГа» ко всему прочему не было банковской лицензии на выдачу денежных кредитов. Ну хоть так... Тоже хлеб.
— Между прочим, это единственное в Москве за год дело, жденное по этой редкой статье, — хвалились оперативники. Расследование было поручено следственному управлению УВД округа, операм наперебой давались поручения. Всплыли сведения и о других потерпевших. Пирамида задымилась. Наконец-то у бывших клиентов «ФЮГа» появилась надежда получить с нее должок.
— Но вскоре по делу сменился следователь. И все переменилось:
— После допроса создалось впечатление, что следствие сменило точку зрения на прямо противоположную, — недоумевает Сер Пыхонин. — Я чувствовал себя так, будто разговаривал... с адвокатом Саакяна. Он, кстати, сам бывший сотрудник этого же управления. Новый следователь просто дословно повторяет его фразы. Прежде «ФЮГ» обещал нам возвратить деньги хотя бы к ноябрю, а теперь о возврате и речи нет, на допросы нас больше не вызывают... Может, дело уже потихоньку закрыли? Нет, как выяснил «МК», уголовное дело не закрыто и даже не приостановлено. Но будущее его сомнительно. Я позвонила обэповцам: светит ли что-нибудь остальным обманутым?
— Увы, с назначением нового следователя наша работа фактически прекратилась. Он в нашей помощи не нуждается. Нас, оперативников, полностью отдалили от дела. Какие следственные действия происходят, нам теперь неизвестно.
Так что скоро новые лохи, приглашенные «по секрету» в «элитарный финансовый клуб», будут с ом пилить «американские деньги».
— Рита Мохель , «Московский комсомолец»