Сегодня возможно принятие окончательного внесудебного решения в дальнейшей судьбе крупнейшего в Украине апорта «Борисполь».
Конец минувшей недели ознаменовался обострением противостояния «заинтересованных» сторон в отношении Государственного международного апорта «Борисполь» - главных воздушных ворот Украины.
Вначале в прессе появилась информация о приказе Госавислужбы об увольнении генерального директора апорта Александра Шишкова. Правда, увольнение это вызывало сомнения своей таинственностью и скоропостижностью – настолько удивительной, что соответствующий приказ даже не был завизирован надлежащим способом. Еще более поразительным было одномоментное назначение на эту же должность Петра Липовенко, хотя обладатель данного «кресла» может быть назначен только на конкурсной основе. Излишне говорить, что никакого конкурса никто не проводил. А и. о. премьер-министра Юрий Ехануров вообще дезавуировал эти кадровые перестановки, заявив, что Кабмин (который на подобные действия и уполномочен) вопрос увольнения гендиректора апорта «Борисполь» не рассматривал.
Но сам факт активности Министерства транспорта и связи, чьей структурой и является Госавиаслужба, проявил недюжинную активность, вылившуюся в целый ряд заявлений со стороны инициативной группы трудового коллектива ГМА «Борисполь». Министр транспорта Виктор Бондарь и глава Госавислужбы Николай Марченко были обвинены в попытке силового захвата помещений апорта. Более того, этим двум госчиновникам было вменено в вину то, что они действуют по указке загадочного гражданина Израиля некоего Арона Майберга, который якобы полностью перебрал на себя функции министра транспорта Украины.
Апофеозом же активности трудового коллектива «бориспольцев» стало пикетирование и блокирование отлета 18 мая Президента Виктора Ющенко на саммит в Болгарию. В подобной ситуации Виктору Андреевичу не оставалось ничего иного, кроме как согласиться на встречу в Секретариате с представителями апорта сегодня в 12.00.
Конфликтная ситуация, по мнению самих «бориспольцев», вызвана противоправными действиями на территории апорта авиакомпании «Асвит», принадлежащей зятю Леонида Кучмы Виктору Пинчуку. В таком контексте становятся понятными бездействие (точнее – односторонние симпатии) Министерства транспорта и участие в конфликте израильского гражданина Майберга – ведь ЗАО «Авиакомпания «Асвит» с 1999 года является юрлицом с иностранным капиталом. И за прошедшее с того времени при эксклюзивном патронате президента Кучмы получила все мыслимые и немыслимые, законные и незаконные преференции в области авиаперевозок.
Но самым лакомым проектом для «Асвита», конечно же, являлось и является наличие собственной наземной инфраструктуры в виде апорта. Или же собственного терминала в уже существующем крупнейшем в Украине апорту «Борисполь». Сама по себе эта идея здравая: «Асвит» с 2001 года решил развиваться в качестве сетевой авиакомпании, наращивая количество маршрутов и стыкуя их в базовом апорту. Это тем более было выгодным, что у «Борисполя» наметилась прекрасная перспектива стать крупным контоспособным хабом (промежуточным транзитным апортом) Центральной и Восточной Европы для трансфера дальнемагистральных рейсов через Киев в направлениях восток-запад и север-юг.
Все было бы хорошо, если бы партнерами Виктора Пинчука не были граждане Израиля, а он сам – зятем Леонида Кучмы, что в сумме привело к полному игнорированию украинского законодательства и откровенному «беспределу».
Так, свою мечту о международном ахабе Виктор Пинчук начал не с создания собственной транспортной инфраструктуры и коммуникаций, а с отчуждения государственной собственности. 15 апреля 2003 года «Асвит» заключил договор с Бориспольской райгосадминистрацией договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения площадью более 28 гектар на 49 лет. Чуть позже (21 июня и 3 июля того же, 2003-го, года) Бориспольская администрация решила продать эту землю «Асвиту» за 2 миллиона 117 тысяч 763,2 грн. То есть, по цене чуть больше 15 тысяч «баксов» за гектар элитной земли в пригороде Киева. Но и это было бы полбеды, если бы эти земли не находились в пользовании самого государственного апорта «Борисполь», а потому не подлежали приватизации как земли объекта транспортного и оборонного назначения. Кроме того, к моменту приватизации участка на данной территории не было ни единого (!) сооружения, принадлежащего «Асвиту», а потому продажа могла быть осуществлена исключительно на конкурсной основе. Наконец, Бориспольская райгосадминистрация не имела никакого права заключать от имени Киевской облгосадминистрации подобной сделки, так как продажа государственных земель компании с иностранным капиталом согласно Земельному Кодексу Украины может быть осуществлена только Кабмином с одобрения Верховной Рады. Но надо вспомнить, что губернатором Киевщины в то время был Анатолий Засуха – муж «лепшей» подруги Леонида Кучмы Татьяны Засухи (ставшей нардепом в марте 2006 года от Партии регионов), который, видимо, не мог отказать зятю «высокого друга» жены, а потому и отдал за бесценок земли стратегического назначения.
Как видим, во всей этой процедуре присутствует букет не просто злоупотреблений в приобретении лакомого земельного участка, а целый набор статей Криминального Кодекса Украины, который применим ко всем участникам данной земельной аферы.
Но еще «веселее» выглядит сделка по приобретению все тем же «Асвитом» другого участка земли в апорту «Борисполь». Речь идет о 7,344 га, принадлежащих Гирскому сельсовету Бориспольского района. Без согласования с самим сельсоветом (который на это имеет исключительное право), а только на основе письма председателя этого местного органа власти, выразившего свое полное согласие, та же Бориспольская РГА 23 октября 2003 года передала в аренду на 49 лет авиакомпании участок, на котором находятся технические сооружения, терминалы и автостоянка апорта «Борисполь». Установить, какое мое и материальное вознаграждение за такую уступчивость получил глава сельсовета, – это дело прокуратуры.
Не трудно доться, что через год – 9 ноября 2004 года – также без решения сельсовета, и соблюдения всех прочих норм украинского законодательства, райгосадминистрация с радостью продала этот участок со всем недвижимым имуществом апорта зятю Кучмы. Причем, по цене 14 гривень за один квадратный метр. То есть, по 300 долларов за сотку элитной земли, что в три раза дешевле 1 кв. м. в киевской «хрущевкке».
Результатом такой земельной «прихватизации», как позже установил Хозяйственный суд Киевской области, стало то, что ГМА «Борисполь» оказался лишенным надлежащим образом использовать принадлежащие ему объекты недвижимости, размещенные на указанном участке, без полноценной работы которых невозможно обеспечить таможенный, пограничный и санитарный контроль, контроль за безопасностью и другие виды контроля, предусмотренные действующим законодательством.
Но в 2004 году времена были еще те – к власти готовился прийти Виктор Янукович, а потому «Асвит» особо не беспокоился о судьбе украденной земли и начал на ней быстренько вести работу по сооружению собственного терминала. Но грянула «оранжевая революция», а с ней и внезапная активность прокуратуры в работе по хотя бы частичному наведению порядка. Следствием этого стало то, что в Хозяйственный суд Киевской области обратился прокурор по вопросам надзора за соблюдением и применением законов на транспорте Киевской области в интересах Минтранссвязи, Госавиаслужбы и ГМА «Борисполь» с иском о признании незаконными договоров об аренде и покупке «Асвитом» земель «несельскохозяйственного назначения», находящихся в пользовании апортом. 14 сентября 2005 года суд полностью удовлетворил иск, признав земельные аферы «Асвита» и Бориспольской РГА полностью незаконными.
Но украинский судебная система отличается исключительной вариативностью в трактовке законов, особенно, если имеет в этом личную материальную заинтересованность. А потому Киевский межобластной Апелляционный хозсуд уже 13 октября 2005 года отменил постановление суда первой инстанции и признал законной кражу земли «Асвитом».
Слово оставалось за Высшим хозяйственным судом Украины. Исследовав все материалы дела, этот орган судебной власти пришел к однозначному выводу, что постановление суда первой инстанции о признании недействительными договоров об аренде и покупке «Асвитом» земли, находящейся в пользовании апортом «Борисполь» полностью соответствует законам Украины. К сожалению, Высший хозсуд в своем Постановлении не дал оценку Киевскому межобластному Апелляционному хозсуду, который вдруг все законы стал трактовать в точности до наоборот. Возможно, прокуроры смогут выяснить причины, которые толкнули судей Зеленину, Серчука и Швеца к столь вольной трактовке законодательства.
Однако, решение ВХСУ не поставило точки в земельном конфликте вокруг «бориспольских» земель. Президент Ющенко был вынужден издать распоряжение о создании межведомственной комиссии по контролю за соблюдением законности вокруг главных воздушных ворот страны. Это тем более стало актуальным, что с этим конфликтом «завис» вопрос о предоставлении Японией кредита в 180 млн долларов на 30 лет под выгоднейшие 1,5% годовых и с отсрочкой выплат на 10 лет. Этот кредит выделялся под межправительственное соглашение и предназначался именно для создания в «Борисполе» крупнейшего в Восточной Европе арохаба.
Однако, как показывают последние события, ситуация вокруг главного апорта обостряется. Во многом – благодаря позиции руководства Минтранссвязи и Госавиаслужбы, которые по «непонятным» причинам вдруг стали блокировать действия руководства апорта. А сотрудники «Борисполя» в ответ обвинили министра и главу Госавиаслужбы в лоббировании интересов «Асвита».
Игорь МЕРКУЛОВ
ОБКОМ