Пересмотр Министерством транспорта и связи правил перевозки грузов железнодоным транспортом в октябре вновь продемонстрировал, что несмотря на смену власти в стране, методы управления экономикой остаются прежними.
Ставший уже знаменитым приказ Минтранса #540 "О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства транспорта Украины" от 12 сентября, зарегистрированный Министерством юстиции 4 октября, отчетливо демонстрирует, что одним из принципов украинского государственного управления, к сожалению, остается перекладывание ответственности со своих на чужие плечи. В данном конкретном случае - на плечи предприятий горно-металлургического комплекса Украины, которые являются основными потребителями услуг Государственной администрации железнодоного транспорта "Укрзализныця".
С начала года Минтранс, возглавляемый Евгением Червоненко, уже обрадовал металлургов беспрецедентным повышением тарифов на грузовые железнодоные перевозки на 50%. Тогда это мотивировалось необходимостью реконструкции подвижного состава "Укрзализныци" и пополнения похудевшей государственной казны. Металлурги, несмотря на ухудшение ситуации на мировом рынке металлопродукции, и, как следствие, значительное уменьшение рентабельности, эту тяжелую ношу на себя все же взвалили. Но сейчас, когда год уже приближается к завершению, к железнодоникам появляются логичные вопросы: где же обещанное улучшение качества перевозок и обновление подвижного состава? Ответа на эти вопросы нет, так же, как не было их в правительстве премьер-министра Юлии Тимошенко и министра транспорта Евгения Червоненко, а ворох тех же нерешенных проблем остается. Теперь же Минтранс снова решил продолжить опыты над бюджетообразующей отраслью государства, переписав правила перевозки грузов.
Нужно отметить, что и прежний свод правил не блистал четкостью, однако в сравнении с новшествами, инициированными чиновниками Минтранса, он производит впечатление идеального. В частности, в соответствии с внесенными изменениями, теперь обязанности по охране черных металлов, перевозимым железнодоным транспортом, целиком и полностью ложатся на отправителей (получателей) грузов. А прием грузов до перевозки проводится железнодониками без проверки количества грузов и его веса. Между тем, в законе Украины "О железнодоном транспорте" четко написано, что железные дороги и предприятия железнодоного транспорта обязаны обеспечивать сохранность грузов на пути их прохождения и на железнодоных станциях.
Другие изменения, внесенные приказом #540, снижают или вообще исключают ответственность железнодоников за качество перевозок, усложняют процедуры оформления ряда документов, а также обязывают пользователей услуг "Укрзализныци" в ущерб себе выполнять работы, которые ранее были прерогативой исключительно железнодоников.
Еще одним важным моментом, который влечет за собой убытки предприятий, является предоставление железной дороге возможности не принимать грузы к перевозкам на основании таких размытых формулировок, как "ненадлежащее маркирование", "отказ в оплате услуг" или "отсутствие технических или технологических возможностей". Фактически это делает положение клиентов "Укрзализныци" бесправным, поскольку теперь теоретически на любой запрос чиновник железной дороги для того, чтобы не загружать себя "лишними" хлопотами, за которые ему платят немалую зарплату, может отвечать отказом с мотивировкой "нет технической возможности".
Такие решения противоречат не только здравому смыслу, но и актам высшей юридической силы, в частности, транспортного, антимонопольного законодательства, Гражданского, Хозяйственного кодексов Украины. Создается впечатление, что железнодоники, пользуясь своим монопольным положением на рынке, сознательно снимают с себя "лишние" обязанности. Если так будет продолжаться и дальше, дойдет до того, что Минтранс и вовсе обяжет клиентов "Укрзализныци" покупать для нее вагоны, организовывать их подачу самим себе и при этом платить за их использование.
Нужно отметить, что металлурги, равно как и другие клиенты "Укрзализныци", физически не могут своими силами обеспечить охрану перевозимых железнодоным транспортом грузов. Если же размышлять логически, это вообще не должно являться их заботой - ведь за перевозки железнодоники получают деньги (услуги по охране грузов учтены в стоимости тарифа). Нынешние же действия перевозчика вызывают недоумение. "Если дорога решила уйти от ответственности, тогда какой смысл в такой моноплиии в государстве? И зачем тогда пользоваться железнодоным транспортом?", - задает риторический вопрос народный депутат Сер Матвиенков, с которым трудно не согласиться. Украина, к сожалению, все еще живет по принципу "монополист всегда прав".
В данный момент пользователи услуг железнодоников надеются на то, что решение о государственной регистрации незаконного приказа #540 будет отменено, и в дальнейшем самоуправство чиновников Минтранса, решивших избавиться от лишней головной боли, будет пресекаться государством. Ведь на то и созданы такие ведомства, как Антимонопольный комитет, Госкомпредпринимательства и Министерство юстиции. Очевидно, что любые решения, касающиеся изменения правил ы на том или ином рынке, нужно принимать взвешенно, с учетом мнения всех сторон и анализа их влияния на экономику. И уж само собой, эти решения не должны противоречить действующему законодательству.
Павел Полный, Подробности
agrinews.com.ua