Секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов прибыл в минувшее воскресенье вечером с неожиданным визитом в Багдад. Впервые после свержения режима Саддама Хусейна российский чиновник такого уровня посещает Ирак.
Отметим, что до сих пор в Ирак приезжали только представители стран, чьи военные находятся на иракской территории.
Премьер-министр Ирака Ибрагим аль-Джаафари заявил, что визит Игоря Иванова в Багдад «открыл новые перспективы» в двусторонних отношениях. Теперь у иракских властей не будет повода сетовать на то, что российские политики не хотят увидеть то, что происходит в Ираке, своими глазами. Игорь Иванов хотел и увидел – его пресс-конференция в Багдаде совпала с очередным терактом. И именно проблема терроризма стала основной темой его переговоров с иракским руководством.
«Мы поддерживаем усилия Ирака в борьбе против терроризма, и он может рассчитывать на нашу помощь», - заявил Иванов. Российские правительственные источники, в Москве по-прежнему видят разницу между террористами и теми, кто борется в Ираке с оккупацией. Проблема в том, что если раньше между ними можно было провести четкую грань, то по прошествии времени представители различных групп слились воедино. В результате от терактов страдает в основном гражданское население Ирака. И их родным все равно, погибают ли они от рук террористов или борцов с оккупацией.
Однако, отмечают источники, все это не означает, что нельзя договориться с теми, кто причисляет себя к национально-патриотическим силам Ирака и ведет борьбу с оккупацией. «Не надо захлопывать перед ними дверь. Здесь только силовые методы борьбы невозможны. История знала немало примеров, когда ради стабильности закрывали глаза на прошлое тех или иных политических сил – взять, к примеру, Организацию Освобождения Палестины или Ирландскую республиканскую армию. В то же время речи о переговорах с наемниками и ами международных террористических организаций быть не может», - подчеркивают источники.
Россия, арабские государства уже давно призывают представителей различных политических сил Ирака сесть за стол переговоров. Очередная попытка будет предпринята в ближайшее время. Так, Лига арабских государств (ЛАГ) пытается в начале следующего года организовать под своей эгидой межиракскую конференцию по примирению. Подготовительная встреча намечена на 19 ноября в Каире – чуть менее чем за месяц до парламентских выборов в Ираке. В ней примут участие не только иракцы, но и представители ЕС и ООН.
Пока особых иллюзий в отношении этой встречи никто не испытывает. Ведь подобные попытки предпринимались и раньше. Все зависит от того, примут ли участие в конференции представители иракской оппозиции: пригласят ли их и захотят ли они сами. Дело в том, что среди курдов и шиитов уже звучат голоса, что на конференции не место «террористам и баасистам». А представители суннитской общины (основной социальной базы иракского сопротивления) выдвинули несколько условий своего участия в конференции. Прежде всего, речь идет о признании факта существования сопротивления иностранной оккупации (отличного от терроризма) и определения графика вывода иностранных войск из Ирака.
Безусловно, юридически оккупация Ирака завершена, власть передана национальному руководству, но реальность принципиально другая. Именно многонациональные силы определяют повседневную жизнь иракцев – от маршрутов их передвижения до планирования боевых операций. При этом зачастую не координируя своих действий с иракскими властями. Кроме того, по словам источников, сами американцы в Ираке в разговорах и полуофициальной переписке упоминают не термин «многонациональные силы», а «оккупационные силы». Возможно, это нюанс, но именно из таких нюансов и складывается ситуация в стране.
Еще один немаловажный факт: принцип распределения должностей, который сегодня главенствует в Ираке. За основу тут взято не соответствие того или иного человека должности, а этно-конфессиональный подход. Весь государственный аппарат пронизан этой схемой, сетуют источники, и во многом в ущерб работе.
Попытка создания этно-конфессионального паритета во власти не нова, она сущестует не только в Ираке, и идет из желания достигнуть стабильности в мозаичном обществе.
Однако, по мнению источников, эта схема работает в Ираке однобоко. У суннитов, в отличие от курдов и шиитов, политические тяжеловесы оказались не у дел. При этом сунниты, которые все-таки вовлечены в политический процесс, не определяют ситуации не только во власти, но и в рядах продолжающей сопротивление оппозиции. И вопрос в том, как подключить к диалогу тех, кто продолжает сражаться. Иначе достижение стабильности нереально.
Возможно, здесь могло бы быть полезно международное посредничество, в том числе и России. Международный механизм по примеру «ближневосточного квартета», как показывает практика, гораздо эффективней и объективней, чем посреднические усилия отдельно взятой страны. Однако пока власти самого Ирака в создании такого механизма не заинтересованы. Поэтому остается ждать, чем закончится очередная попытка примирения.
Марианна Беленькая, РИА Новости
agrinews.com.ua