Из таблицы хорошо видно, что главным инвестиционным преимуществом Украины, при почти полном отсутствии всех остальных, является ненасыщенность и слабая конция на рынках товаров и услуг. Этот момент как раз и может заинтересовать зарубежные страны и их предпринимателей.
Одновременно понятно, почему сейчас страна со смехом воспринимает участившиеся драки в парламенте во время голосований законопроектов, гармонизирующих наше законодательство с нормами Всемирной торговой организации. А между тем поводов для смеха нет вообще. И если не будет глубокого понимания проблем вступления в организацию, то уже завтра драки переместятся из парламентского зала на таможенные посты, рынки, дороги, улицы. И эти столкновения будут носить не политический, а исключительно экономический характер. Ведь результатов работы по качественному совмещению правил мировой торговли с теми нормами, которые действуют в Украине на многих отраслевых рынках, до сих пор не видно. А потому, с одной стороны, существует понимание перспективности вступления Украины в ВТО. А с другой — не совсем понятно, что сказать представителям автомобильной, сахарной, транспортной, текстильной, животноводческой и других отраслей экономики, которых несколько лет взращивали в искусственных условиях, а теперь хотят резко заставить конкурировать с крупнейшими мировыми производителями.
Нельзя связывать нынешнее сокращение инвестиций в страну только с процессами реприватизации и ликвидацией свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Есть в общем негативном показателе притока инвестиций и доля тех отмененных бизнес-планов, которые составлялись под пролонгирование мер защиты внутреннего рынка. Следовательно, 2006 год однозначно придется провести в неприятных, но конструктивных диалогах с отечественными промышленниками. Потому как если политика продавливания законопроектов через парламент с драками и скандалами и увенчается успехом, то это увеличит количество проблем в недалеком будущем.
Так, на рис.1 коротко сформулированы те пункты, на которых акцентируют внимание сторонники присоединения к ВТО. И, нужно сказать, что действительно все эти тезисы справедливы. Но вот насколько они подтверждаются количественно, покажет только время. Пока же мы располагаем очень немногочисленными цифровыми показателями.
Например, известно, что встушие в ВТО страны в первые год-два теряют в росте валового внутреннего продукта (ВВП). Но затем национальный показатель совокупного выпуска растет на 10—20% быстрее, чем до вступления в организацию. Кроме того, от снижения таможенных барьеров выывают потребители, чье право выбора на всех без исключения направлениях расширяется.
Вместе с тем противники присоединения ко Всемирной торговой организации также приводят достаточно веские доводы, чтобы к ним прислушаться ( рис. 2 ). Например, нам сегодня очень трудно определить: насколько большой будет экспансия импортной продукции? Ведь если даже сегодня контрабандно умудряются завозить в страну такие объемы мяса, что вал отечественной продукции остается невостребованным, то что будет потом, когда границы откроют?
Одновременно открытым остается вопрос сохранности частных сбережений и стабильности торгового баланса, а значит, и национальной валюты. Все хорошо помнят, как в период 1996 — 1999 годов административными мерами создавался положительный торговый баланс страны, позволивший сделать гривню стабильной денежной единицей. Тогда не проходило и недели, чтобы не появлялось сообщение о введении или повышении импортной пошлины на картофель, автомобили, текстиль, сахар, обувь, одежду. В результате цифру импорта в страну сравняли с показателем экспорта товаров и услуг из Украины. Это создало главную гордость того времени — надежную национальную валюту.
А что может быть завтра, когда правительство не сможет ставить преграды на пути иностранных товаров, вводя пошлины, запрещенные правилами ВТО? Не будем забывать и о том, что отложенный спрос на качественные зарубежные товары в Украине велик и до сих пор никем серьезно не изучен.
Одновременно не лишним будет напомнить, что основа экономического роста последних лет — это увеличение производства в переработке и машиностроении. В этих секторах платится треть налогов. И когда основная часть «холодного душа» от открытия границ придется на эти сферы экономики, что будет с госбюджетом и его непомерной социальной нагрузкой?
Важным фактором первых лет участия в открытой торговле может стать и вопрос занятости. Так, на примере Польши мы можем видеть, что страна, последовательно и правильно всту вначале в ВТО, а затем и в Европейский Союз, все еще не знает, чем занять 20% трудоспособного населения. А потому с тем, что этот показатель в Украине после вступления в первую из организаций будет не лучше, наверное, никто спорить не будет.
Краткий отраслевой анализ
Если отойти от общих вопросов макроэкономики и углубиться в частности, то открывшаяся картина даст много поводов для размышления.
Например, интересно анализировать ситуацию по какому-то одному, но важному показателю. Так, если в сельском хозяйстве износ оборудования достиг 80%, то можно ли такое сельское хозяйство отпускать в свободное контное плавание на мировом рынке? Как ни крути, а оптимистичный ответ на такой вопрос дать не получается. Кроме того, антирыночные тенденции последних лет в агропромышленном комплексе привели к выживанию и становлению далеко не самых эффективных производителей и управленческих моделей. Очень трудно представить, что слегка модернизированные колхозы завтра на равных смогут конкурировать с немецкими фермерами.
Это же касается и еще одного сырьевого придатка украинской экономики — металлургии . Крепкие 75% износа мо устаревшего оборудования в горно-металлургическом комплексе камнем повиснут на шее заводов в самые ответственные моменты контной борьбы за зарубежные и отечественные рынки. Это вполне можно наблюдать уже сегодня. Ведь тот факт, что наша страна продолжает оставаться производителем в основном примитивных марок стали и металлопродукции, говорит о многом. Из украинской стали не производят станки-роботы и автомобили. Из отечественного металла делают арматуру для строек и в лучшем случае листы для обшивки кораблей. Следовательно, он находится в низшей ценовой категории, а значит, спрос и цена на него динамично меняются в зависимости от количества возводимых в Китае и на Ближнем Востоке объектов.
При этом металлурги ЕС, поставляющие прокат на заводы европейских автопроизводителей, во-первых, продают его в разы дое арматуры, а во-вторых, всегда могут спокойно переждать спад на рынке. Потому что их долгосрочные контракты с машиностроителями — гарантия финансовой стабильности и дальнейшего технического перевооружения.
В то же время украинские производители в случае спада на рынке вынуждены конкурировать со сталеварами из десятков малоразвитых стран мира. Поможет ли отечественным металлургам вступление в ВТО? Конечно, да. Снижение препятствий для торговли существующей номенклатурой продукции в виде уменьшения количества антидемпинговых мер еще на несколько лет оттянет момент острой необходимости замены оборудования.
Что касается предприятий машиностроения , то они имеют возможность как много потерять, так и много приобрести. С одной стороны, продукция многих из них сразу после вступления окажется неконтоспособной. С другой — те из заводов, которые в сжатые сроки сумеют переориентировать свои мощности и начать выпуск с использованием качественных импортных комплектующих, достаточно быстро смогут завоевать не только внутренний, но и внешние рынки.
Таким образом, если проводить детальный отраслевой анализ с использованием доступных цифровых показателей, то дается очень много негатива. В то же время в области трудноисчисляемых экономических величин, таких как влияние положительных экстерналий свободного международного рынка на каждого субъекта производства в стране, открываются широкие горизонты, однако прогнозировать и тем более гарантировать их реализацию очень сложно. Например, как оценить пользу для страны от того, что под действием кризиса в некоторых сферах государство наконец-то проведет ряд налоговых и регуляторных изменений. И они обречены быть правильными, потому что на тот момент экономикой будут управлять не столько чиновники, сколько конция, проникающая через открытые границы.
Кризис ВТО
Говоря о Всемирной торговой организации, нельзя не упомянуть о том, что сегодня она переживает не лучшие времена. Слишком многие участники соглашений недовольны местом в глобальной торговле, формальными и неформальными правилами. Заключенными ими самими или кем-то за их спиной договорами.
Например, накошиеся противоречия привели к тому, что последний раунд переговоров внутри организации едва не закончился распадом структуры. Завершить собрание без скандала удалось только благодаря ряду процедурных уловок, а значит, недовольство никуда не делось, а только возросло ( рис. 3 ).
Между тем у сторонников существующих в мировой торговле порядков позиции достаточно сильны. И главный их аргумент состоит, наверное, в том, что до сих пор никто ничего лучше ВТО не придумал. Можно быть недовольным организацией, но пока ее нельзя ничем заменить.
Одновременно правила и процедуры ВТО устраивают страны, на которые приходится около 80% мировой торговли. Это такие государства, как Япония, США, Канада, Германия, Франция, Китай, Италия. Остальные участники, конечно же, могут возмущаться и даже коллективно выйти из организации и перестать выполнять ее правила. Однако это мало повлияет на совокупную мировую торговлю ( рис. 4 ). Потому что чаще малые страны хотят торговать с большими, а не наоборот. И получается, что им за это приходится платить, испытывая на себе дискриминационные условия, предусмотренные правилами ВТО.
Следовательно, уже в ближайшее время мы увидим, когда и на каких условиях войдет Украина во Всемирную торговую организацию, и какой на тот момент эта организация будет. Пока же еще есть время не на продавливание законов по ВТО через парламент, а на то, чтобы осуществить такие изменения в налоговой, промышленной, аграрной, научной, образовательной политике, после которых депутатский корпус проголосует за вступление в организацию практически единогласно и под дружные аплодисменты.
Валерий Манько, Зеркало Недели