На минувшей неделе в СМИ появились сообщения о том, что председателем совета директоров "Роснефти" может стать Дональд Эванс, личный друг президента Джордж Буша, занимавший в 2001-2005 годах пост министра торговли США. Это решение, если оно будет реализовано, может стать знаковым как в экономико-политическом аспекте, так и для расстановки сил во власти.
Комментируя эту информацию, Владимир Путин заявил, что приглашение иностранных менеджеров для руководства российскими компаниями пойдет на пользу межгосударственным отношениям и отвечает интересам самих российских компаний: "Любая наша ая компания, а "Роснефть" станет ой (вы знаете, что "Роснефть" готовится к выпуску IPO), заинтересована в привлечении высококлассных менеджеров вне зависимости от их национального происхождения и гражданства". Впрочем, конкретно фамилию Эванса он так и не назвал. Статс-секретарь - замглавы МЭРТ РФ Андрей Шаронов - отметил, что назначение Эванса послужило бы успешной продаже госпакета "Роснефти". Отметим, что доля государства в компании в следующем году должна снизиться со 100% до 51%.
Приглашение Эванса свидетельствует о том, что Россия хотела бы добиться легитимации со стороны американской исполнительной власти покупки "Роснефтью" "Юганскнефтегаза". Задачами Эванса, скорее всего, должны стать контроль за проблематикой корпоративного управления и санкционирование дальнейшей экспансии компании - по разным данным, возможно приобретение "Роснефтью" оставшихся добывающих активов ЮКОСа, а также слияние с "Сургутнефтегазом".
Также в функции Эванса (если он примет предложение) может входить контроль за совместными российско-американскими проектами, которые могут носить различный характер: от создания СП по разработке конкретных местодений - до участия американцев в капитале "Роснефти" в качестве миноритарных акционеров (по образцу ЛУКОЙЛа). Российская власть хотела бы привлечь иностранцев к участию в российской нефтяной отрасли, но на свои условиях, которые заключаются в сохранении государственного контроля за ней. В частности, речь идет о приглашении не столько менеджеров (эта практика, кстати, находится под большим сомнением из-за проблем с допуском к секретной информации), сколько политических представителей западного сообщества. Это должно привести к институционализации отношений с западной элитой в сфере ТЭКа: России важно показать, что она не "давит" на своих партнеров с помощью нефтяного и газового ресурсов, а находится в симбиотических отношениях с крупнейшими мировыми оками.
Кроме того, включение Дмитрия Медведева и Сер Иванова в состав вице-премьерского корпуса поставило вопрос о степени аппаратного влияния так называемых "питерских силовиков" в президентском окружении, чьи политико-экономические интересы прямо связаны с перспективами компании "Роснефть". Заметим, что международные позиции конкурирующей группы - "Газпрома" - усилились после прихода к руководству комитетом акционеров компании, реализующих крупнейший "газпромовский" проект - строительство Североевропейского газопровода - бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера. Теперь выясняется, что "силовики" могут получить в руководство своей компанией еще более значимую фигуру, представляющую интересы не бывшей, а нынешней администрации одного из самых значимых партнеров России.
Если Эванс придет в совет директоров "Роснефти", то это станет успехом "силовой" части президентского окружения. Это решение будет свидетельствовать о том, что нефтяная компания сохранит свою независимость от "Газпрома". Правда, возникает вопрос о том, смогут ли сработаться Эванс и Богданчиков (пока он носит теоретический характер). Отметим, что председатель совета директоров обычно не вмешивается в решение вопросов текущей деятельности компании.
Однако все эти расклады могут остаться сугубо теоретическими, так как неясно, примет ли Эванс сделанное ему предложение, а точнее - даст ли ему на это санкцию Белый дом. О том, что Эванс из-за семейных обстоятельств покинул Вашингтон и вряд ли захочет ездить в Россию, сообщил The Financial Times один из его бывших коллег. "Он хотел бы показать свое уважение к предложению и взял время на его обдумывание", - сказал коллега. Эванс предложения пока не принял, так как не все в американском руководстве поддерживают его приход в российскую госкомпанию, рассказал источник, близкий к Кремлю. Кроме того, и у самого Эванса есть вполне обоснованные сомнения в необходимости возглавлять совет директоров "Роснефти" после шквала критики, обрушившегося на Шредера. "Приход Эванса в российскую госкомпанию негативно скажется на его репутации в США, учитывая многочисленные разногласия между Белым домом и Кремлем", - заявил FT аналитик Американского института предпринимательства Гари Шмит. Не исключено, что неясность ситуации с Эвансом связана, в частности, с тем, что в последнее время количество разногласий растет - например, Россия не хочет допускать на свою территорию филиалы западных банков, что является принципиальным вопросом для США в ходе переговоров о российском стве в ВТО. Возможно, что свою роль ает и общая непрозрачность отношений в российской власти, к специфике которой Эванс не привык.
Приход Эванса в "Роснефть" выглядит крайне выгодным как для президента Путина, так и для "силовой" части в его окружении. Состоится это кадровое решение или нет, будет зависеть в первую очередь от характера российско-американских отношений в ближайшее время.
Алексей Макаркин, ПОЛИТКОМ
agrinews.com.ua