Таким плохим имидж Соединенных Штатов не был уже несколько десятилетий. Согласно опросам общественного мнения, более двух третей молодой элиты в средствах массовой информации, научно-исследовательских институтах и внешнеполитических структурах отзывается о перспективах развития ситуации в Ираке пессимистично. Обвинения в пытках и слухи о секретной деятельности ЦРУ вызвали в Европе новую волну антиамериканизма. И каждое выступление президента Буша, похоже, лишь усугубляет эту тенденцию.
2005 год не был хорошим годом и для большинства лидеров крупных государств ЕС, таких как Франция, Германия, Италия и Великобритания. Бывший немецкий федеральный канцлер Герхард Шредер, согласившись принять пост в "Газпроме", потерпел политическое и, прежде всего, мое фиаско. Президент Франции Жак Ширак похож на актера без текста в пьесе без режиссера.
И хотя премьеру Тони Блэру как президенту ЕС в последний момент удалось избежать тотального банкротства, однако его образ постоянно улыбающегося реформатора безнадежно померк. Наконец, неоднозначный итальянский премьер-министр Берлускони после отставки поддерживаемого им до самого конца главы национального банка оказался перед лицом еще более крупных неприятностей.
Существует лишь один ключевой политик, чей международный имидж, несмотря на удушение в его стране политических партий, произвол управляемой юстиции, растущую коррумпированность общества и контроль над важнейшими средствами массовой информации, в этом году даже улучшился. Это Владимир Путин, президент России, который из бесцветного подполковника КГБ превратился в крайне успешного популиста. Главы больших и маленьких государств то и дело наносят визиты в Москву. В их фарватере следуют банкиры и бизнесмены, которые заключают выгодные контракты. Телевизионная картинка и информация в печати о хороводе государственных визитов снова и снова укрепляют опасения демократической оппозиции, глубоко убежденной, что большинство западных политиков готовы поступиться любыми принципами в обмен на нефть и газ, на выгодные заказы.
Рост золотовалютных запасов как результат рекордных цен на нефть и газ в отсутствие структурных реформ образует лишь хрупкую базу кажущегося развития экономики. Уважаемый московский политолог Лилия Шевцова недавно пришла к выводу, что за два последних года в России окончательно сформировался капитализм государственного аппарата. В нынешнем году, говорит она, также положен конец спорам между либеральными технократами и приверженцами контроля над экономикой в путинской команде. Победу одержали последние.
Доверенные лица Путина, по большей части бывшие офицеры КГБ и вооруженных сил, их друзья и дети этих друзей контролируют важнейшие государственные институты и все большее количество коммерческих предприятий – от "Газпрома" до "Афлота". Отправленный в 2004 году в отставку премьер-министр Михаил Касьянов говорит, что Россия "изменилась до неузнаваемости". Эксперт по России Соня Марголина считает, что "полный провал" потерпел процесс демократизации в целом.
"Система Путина" базируется на господстве бюрократии – так называемой "партии порядка". А что касается таких видных западных деятелей, как Герхард Шредер и, возможно, бывший американский министр торговли Дональд Эванс, то российское государственное агентство "РИА Новости" прямо сформулировало горькую правду: "Москва заказывает музыку и готова за нее платить.
"Пауль Лендваи, "Inopressa"
Пауль Лендваи,
agrinews.com.ua