"Дотягивает" ли она вообще до поста главы правительства? Прошлым летом, в ходе избирательной кампании, ее противники изо всех сил старались посеять у избирателей сомнения в том, что Ангела Меркель обладает нужными качествами, чтобы исполнять обязанности канцлера. Но сегодня, когда еще даже не истекли первые сто дней пребывания в должности, можно с уверенностью сказать, что эти качества у нее есть: мало у кого из глав правительства "старт" получался таким удачным, и 60% немцев оценивают ее деятельность позитивно. Это неплохой трамплин для начала первого зарубежного турне за пределами Европы: на этой неделе Меркель побывает в Вашингтоне и Москве.
Куда труднее ответить на другой вопрос: окажется ли на высоте ее правительство, сумеет ли оно решить непростые проблемы, одолевающие Германию. Ближайшие месяцы станут серьезным испытанием для созданной Меркель "большой коалиции" ХДС/ХСС и социал-демократической партии. Возникшие на этой неделе разногласия внутри кабинета, которые пришлось улаживать на специальном закрытом совещании, знаменуют собой конец "медового месяца" между двумя партиями, продолжавшегося с ноября прошлого года, когда они сформировали коалицию.
Пресса уже заговорила о "методе Меркель", с особой наглядностью проявившемся во внешней политике. Если ее предшественник, социал-демократ Герхард Шредер, многие решения, похоже, принимал интуитивно, то г-жа Меркель в своих действиях явно руководствуется холодным расчетом. Она не бросается вперед очертя голову, а тщательно анализирует ситуацию и предпринимает прагматичные шаги, нацеленные на решение конкретной проблемы. Возникает ощущение, что, будучи ученым-физиком, она воспринимает политические комбинации как некое подобие научного эксперимента - позволяет различным силам проявить себя, и лишь затем вмешивается в процесс.
Подобный подход позволил ей успешно одолеть соперников в рядах собственной партии. Избегая прямого противостояния, она выждала, пока те истощат силы во взаимной борьбе, и пришла к финишу первой. То же самое, судя по всему, г-жа Меркель проделала и на декабрьском саммите ЕС, уговорив президента Франции Жака Ширака и британского премьера Тони Блэра пойти на компромисс по вопросу о бюджете Союза. Конечно, этому способствовал и тот факт, что она возродила еще одну германскую традицию - решать дела большими финансовыми вливаниями: в последний момент ей даже удалось изыскать дополнительные средства, чтобы удовлетворить Польшу.
Впрочем, это не единственная причина, побуждающая некоторых экспертов по внешнеполитическим вопросам говорить о "втором пришествии" Гельмута Коля (Helmut Kohl) - предшественника Шредера и наставника Меркель. В ходе своего европейского турне в преддественские дни ей удалось вернуть Германии статус "честного посредника" в рамках ЕС. Конечно, германо-французская дружба имеет важнейшее значение, говорила она в Париже, но в "особых отношениях" между двумя странами не следует заходить слишком далеко. В Лондоне Меркель объясняла: да, по своим экономическим воззрениям я ближе к британским "новым лейбористам", чем к г-ну Шредеру, но Германия никогда не откажется от "социальной рыночной экономики". Кроме того, она надеется, что в 2007 г., когда Германия будет председательствовать в ЕС, ей удастся вернуть к жизни агонизирующую европейскую конституцию.
Что же касается отношений со сверхдержавой по другую сторону Атлантики, то здесь г-жа Меркель показывает, что отлично понимает принцип "действие равно противодействию". Поскольку ее проамериканская ориентация не вызывает сомнения, она может высказываться откровеннее, чем г-н Шредер, выавший выборы 2002 г. благодаря открытому противостоянию войне в Ираке. На этой неделе она заявила: 'Такое учреждение, как тюрьма Гуантанамо-бэй в его нынешнем виде не может и не должно существовать долго".
Впрочем, подобные высказывания, по мнению сотрудницы Германского фонда Маршалла Ульрики Геро (Ulrike Guerot), начисто лишены агрессии; напротив, они могут служить основой для оживления контактов между двумя странами. Главная цель ее встречи с Бушем - поближе познакомиться друг с другом, хотя не исключено, что в Вашингтоне Меркель объявит и об увеличении помощи Ираку - невоенного характера. (Кстати, на этой неделе выяснилось, что немецкие разведчики в Багдаде в ходе иракской войны помогали американцам определять цели для бомбардировок).
Визит г-жи Меркель в Москву, скорее всего, также будет сопровождаться остоной корректировкой курса. С г-ном Путиным она, несомненно, будет вести себя жестче, чем г-н Шредер. Недавно, указав, что западные принципы демократии не могут быть автоматически перенесены на российскую почву, она тем не менее отметила: "Признаюсь, что некоторые из недавних событий, например, новые законы о неправительственных организациях, вызывают у меня енность".
По вызывающему столько разногласий иранскому вопросу позицию Берлина озвучил министр иностранных дел Франц-Вальтер Штайнмайер (Franz-Walter Steinmeier). Сорвав пломбы МАГАТЭ на своих ядерных объектах, заявил он на этой неделе, Тегеран "пересек черту, за которой - и иранцы об этом знают - их действия не останутся без последствий'. В результате продолжение переговоров между Ираном и европейской "тройкой - Британией, Германией и Францией - поставлено под вопрос.
Что же касается внутренней политики, то здесь пока рано судить, принесет ли "метод Меркель" свои плоды. После сентябрьских выборов, которые она восприняла как "вотум недоверия" ускоренным реформам, Меркель зачастую высказывается почти в социал-демократическом духе. Однако у нее есть и поэтапный план, призванный, как она выражается, вернуть немцам "уверенность в том, что политика имеет значение". Начать следует с укрепления мого духа нации, что она и пытается сделать своими ыми выступлениями. "Призываю вас поразмыслить, на что вы способны. Уверена: результат вас приятно удивит", - подчеркнула она в новогоднем обращении к соотечественникам.
На втором этапе она намерена способствовать развитию экономики финансовыми вливаниями, чья общая сумма за четыре года должна составить 25 миллиардов евро (30 миллиардов долларов): детали планируемых мер были обнародованы на этой неделе. В этом году правительство различными способами попытается повысить спрос, не нарушая при этом обещания сократить к 2007 г. дефицит бюджета, чтобы он не превышал установленного еэсовским Пактом стабильности "потолка" в 3% ВВП.
Пока в стране, по крайней мере, появились признаки экономического оживления, хотя это вряд ли можно связывать с действиями нового правительства. Общее настроение улучшается, и большинство экономистов повысили прогнозные показатели роста на 2006 г. до 2%. Главная опасность здесь заключается в том, что планируемое в 2007 г. повышение налога на добавленную стоимость может погубить наметившийся рост на корню. В долгосрочной же перспективе сомнения вызывает осуществимость третьего этапа плана г-жи Меркель: удастся ли ей убедить "большую коалицию" начать реформы, позволяющие решить системные проблемы страны.
Хотя в повестке дня нового правительства значится немало реформ - например, меры по борьбе с долгосрочной безработицей или в сфере энергетической политики, особого внимания заслуживает вопрос о финансировании системы здравоохранения. Христианские демократы выступают за введение единой ставки страховых взносов и отмену увязки выплат в систему медицинского страхования с размером зарплаты.
Однако социал-демократы хотят сохранить принцип пропорциональности страховых платежей и доходов, и предлагают получить дополнительное финансирование для системы здравоохранения из других источников - например, за счет налога на прибыль.
Если г-же Меркель удастся добиться разумного компромисса по вопросу о здравоохранении, шансы на осуществление других реформ - например, перестройки налоговой системы, или столь же заного федеративного устройства страны - будут выглядеть благоприятнее. Только тогда "меркелевский метод" - сегодня это понятие чаще всего ассоциируется с разработанной ее однофамильцем теорией моделирования теплообменных процессов - станет также синонимом просчитанного, взвешенного политического курса.
ИноСМИ