Вчера Ангела Меркель впервые прилетела в Москву в статусе канцлера Германии. Рутинный визит был предназначен для того, чтобы "познакомиться и поздороваться", но Меркель не стала тратить слишком много времени на вежливые жесты.
Канцлер Германии Ангела Меркель кардинально изменила внешнеполитический курс своей страны, всту в спор с российским президентом по поводу сложных проблем, которые ее предшественник намеренно старался не замечать.
Придя к власти, госпожа Меркель дала понять, что дружбе последних лет пришел конец.
Меркель, которая свободно говорит по-русски, выучив язык в тогда еще коммунистической Восточной Германии, подняла на встрече с Путиным деликатные проблемы сотрудничества Москвы с Ираном в ядерной сфере, положения демократии в России, поведения российских сил в Чечне и надежности поставок российского газа.
Ее прямолинейный подход стал резкой противоположностью политике ее предшественника, Герхарда Шредера, который считал Путина близким личным другом, называл его "истинным демократом" и получил высокооплачиваемую работу в российском энергетическом гиганте "Газпром" после того как ушел в отставку.
Госпожа Меркель ясно дала понять, что она намерена быть другой, и не постеснялась высказать обеспокоенность от лица международной общественности по поводу нового законопроекта, жестко регулирующего деятельность иностранных правозащитных организаций в России.
Она назвала этот законопроект "вызывающим беспокойство" и пообещала пристально наблюдать за последствиями от применения его на практике. Эти слова Меркель вынудили Путина о заверить ее в том, что законопроект не повлияет на деятельность иностранных правозащитных организаций, при условии, что эта деятельность не будет входить в противоречие с законом.
В отношении проблемы Чечни и обвинений в адрес российских сил в нарушении прав человека в этом регионе, Меркель сказала, что два лидера не пришли к "единому мнению". Тем не менее, канцлер Германии была оптимистично настроена в отношении перспектив двусторонних отношений.
В Германии на Меркель оказывается сильное давление со стороны почти всех партий, включая ее собственную, с тем чтобы новый канцлер заняла более критическую позицию по отношению к России. Для этого Меркель необходимо дистанцироваться от тех неформальных отношений с российским лидером, которые были у Шредера.
Критики полагают, что, поддерживая теплые отношения со Шредером, Москва хотела, чтобы Шpедер так и оставался некритично настроенным по поводу нарушений России в сфере прав человека. Одновременно Москва стремилась оказаться в центре внешней политики для Берлина, который из-за этого уделял меньше внимания Восточной Европе и США.
В Германии общество было шокировано недавним решением Шредера занять высокий пост в "Газпроме". Конфликт между Россией и Украиной по поводу поставок газа усилил сомнения Германии по поводу надежности России в качестве поставщика энергоресурсов. Но Германия имеет очень мало пространства для маневра. Почти треть природного газа поступает в Германию из России, и Германия планирует еще наращивать его импорт. Это означает, что Меркель придется вести себя очень остоно, когда дело доходит до критики Москвы.
Решение Ангелы Меркель встретиться с представителями российских правозащитных организаций, оппозиционными депутатами парламента и лидерами духовенства в немецком посольстве вчера было явной попыткой показать, что она смотрит на Россию отнюдь не глазами Шредера.
На прошлой неделе, во время своего визита в Вашингтон Меркель дала понять, что она намерена восстановить трансатлантические отношения и положить конец такой внешней политике Германии, в центре которой была Россия.
Клаус Мангольд, председатель немецкого промышленного комитета "Восток-Запад", считает, что этот визит Меркель в Россию, скорее всего, станет поворотным моментом в российско-германских отношениях. "Стремление к свободе стоит в центре ее политических взглядов, – говорит Мангольд. – Меркель, которая жила в Восточной Германии, имеет другое, особое отношение к России".
Эндрю Осборн, Тони Патерсон, "InoPressa"
agrinews.com.ua