Сегодня в Крыму отмечают пятнадцатую годовщину воздения автономии. В январе 1991 г. в Крымской области был проведен референдум, на котором большинство жителей полуострова высказались за воссоздание Крымской Автономной Социалистической Республики. Верховная Рада УССР утвердила народное волеизъявление, но тем не менее до сих пор разные политические силы неоднозначно оценивают факт воздения крымской автономии.
Придание автономного статуса Крыму в составе Украины на семь месяцев опережает саму украинскую независимость. Главным инициатором крымского референдума стал первый секретарь обкома компартии Леонид Грач. Получение областью автономии рассматривалось хозяевами полуострова как возможность остаться в составе СССР, потом — России. Отношения у Симферополя с новым центром в Киеве не заладились — особенно трудным выдался 1992 год, когда на фоне жесткого украинско-российского противостояния вокруг Черноморского флота в Крыму вспомнили о своей «исторической связи с Россией». Верховный Совет Крыма во главе с Николаем Багровым провозгласил Акт государственной самостоятельности Крыма и принял свою Конституцию, которая фактически утверждала конфедеративную связь с Киевом и оставляла возможность выхода из состава Украины. С флотом Москва и Киев отношения уладили, и в России на время забыли о «крымской карте».
В январе 1994 г. в Крыму появился свой президент — Юрий Мешков, блок которого «Россия» победил в марте на местных парламентских выборах. Крымский президент обзавелся «московской» командой, откровенно выражал сепаратистские настроения и сумел повздорить даже с парламентом полуострова. Однако г-ну Мешкову не удалось решить экономические проблемы, а Россия, не желая ссориться по пустякам с Киевом, охладела к своему протеже. В Киеве почувствовали момент, и пост крымского президента был ликвидирован, а функция формирования правительства АРК была передана Кабмину. Появилась должность представителя Президента в Крыму с довольно широкими полномочиями, которыми, правда, не один из наместников в полной мере не пользовался до сих пор, оставаясь своеобразным «государевым оком».
Первоначальный вариант крымской Конституции пересматривался пять раз в сторону урезания полномочий автономии. Наконец, 23 декабря 1998 г. Верховная Рада Украины утвердила Конституцию АРК, а Президент Леонид Кучма подписал этот закон. Документ стал своеобразным компромиссом между Киевом и местными крымскими элитами, которые за отказ от части полномочий получили «ярлык на княжение» в Крыму. По словам председателя Центра политико-правовых реформ Виктора Тимощука, «по организации местного самоуправления крымская автономия на несколько шагов опережает все остальные территориально-административные единицы Украины, так как ВР АРК самостоятельно формирует Совет министров автономии и утверждает премьера, правда, по согласованию с Президентом. Областные советы не имеют своих исполкомов, и административно-территориальная реформа предполагает их создание лишь через пять лет». Однако г-н Тимощук указывает на то, что полномочия Совмина Крыма мало отличаются от функций облгосадминистраций, но с той существенной разницей, что ОГА формируются из Киева, а крымское правительство в Крыму.
Впрочем, по словам народного депутата и председателя Меджлиса крымско-татарского народа Мустафы Джемилева, «как показывает практика, если Президент захочет, то может «продавить» своего премьера. Пример — приход в председатели Совмина Крыма неприемлемого для крымских реалий Анатолия Матвиенко. С другой стороны, его «уход» красноречивое подтверждение силы крымского парламента». Г-н Джемилев говорит, что в 1991 году татары бойкотировали референдум и их не устраивает теперешняя автономия, которая не отвечает требованиям (квота в парламенте и правительстве республики, земля, культурная автономия и т.д.) крымско-татарского народа.
Крымский политолог Александр Форманчук говорит, что «автономия стала декоративным приложением к унитарной конструкции украинского государства, что со стороны Леонида Грача выглядело как политическая взятка Киеву в обмен на гарантии сохранения его власти в Крыму». Действительно, вторая ина 90-х годов в Крыму была отмечена противостоянием ветвей власти — между спикером Леонидом Грачом и премьером Сергеем Куницыным. Г-н Куницын после принятия основного крымского закона был разочарован тем, что доминирующие властные полномочия были закреплены за парламентом. Впрочем, оппонент Леонида Ивановича г-н Куницын «пережил» его и оставался в премьерском кресле до 2005 года.
Лидер крымской НДП и экс-премьер автономии Сер Куницын рассказал «ЭИ», что «расширение полномочий в экономической сфере Крыму крайне необходимо. Однако возврата к республиканской Конституции 1992 г. быть не может». Г-н Куницын считает, что на данном этапе, когда существует угроза крымского сепаратизма, а полуостров снова становится ареной российско-украинского противостояния, Киев должен сохранять контроль над Крымом. В частности, через институт представителя Президента. По словам Сер Куницына, сейчас «Киев не давит на крымскую власть, но и ничего не дает».
В настоящее время в Крыму, как и везде в Украине, ены предстоящими выборами. Лозунги расширения прав автономии используются практически всеми ведущими политическими силами в предвыборной кампании. Об этом говорят и коммунисты Леонида Грача, и партия «Союз», и Партия регионов, которую в Крыму представляет республиканский спикер Борис Дейч (№28 в парламентских списках ПРУ). Кстати, недавно г-н Дейч опять говорил о том, что в крымском парламенте плодотворно действует комиссия, которая разрабатывает для Киева предложения по внесению изменений в крымскую Конституцию.
Руководитель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний считает, что пропорциональные выборы в местные советы создадут условия для притязаний всех регионов на расширение своих полномочий. Политолог говорит, что «после марта местные советы непременно захотят создать исполкомы и меньше зависеть от Киева в вопросах бюджета». Г-н Доний утверждает, что Крым уже имеет свой «исполком» и, вероятно, ограничится требованиями оставлять большую часть налогов, собираемых в республике, на месте.
Вообще, политолог полагает, что экономически развитые и политически активные регионы (Киев, Днепропетровская, Донецкая и Львовская области), могут «попросить» у центра и большего, чем может желать Крым. Времена «мешковщины» давно минули, и крымские элиты себя довольно комфортно чувствуют в Украине. Пророссийские лозунги крымских партий не более чем избирательный ход, хотя Россия и дальше будет продолжать разыгрывать «крымскую карту» в отношениях с Украиной. Однако голоса Москвы все меньше доходят до ушей крымских лидеров, которые уже поняли, что «их и здесь неплохо кормят».
Виталий Пирович, "Экономические известия"
agrinews.com.ua