Украинская медицина ждет решительных изменений
31 мар, 18:33
За четырнадцать лет отечественной отрасли здравоохранения было поставлено много неутешительных "диагнозов". Поэтому на классический вопрос "Что делать?" ответ был однозначным: "Безотлагательно реформировать". Тем не менее, вдохновения украинским чиновникам, как правило, хватало максимум на провозглашение курса на реформирование отрасти. Можно сказать, что с профессиональными и небезразличными "врачами" нашей медицине не счастливилось так же, как и преобладающей части украинских пациентов.
Новое руководство Министерства здравоохранения Украины, как и новая власть в целом, настроено на неотложные и решительные изменения в отрасли. Какие именно, мы старались выяснить в разговоре с министром здравоохранения Николаем Полищуком.
- Николай Ефремович, в последнее время мы постоянно слышим о реформировании и модернизации медицинской отрасли. Найдена ли, наконец, модель, на основе которой она могла бы не только реформироваться, но и работать? Когда и какие положительные изменения от этих новаций ощутит на себе обычный пациент?
- Думаю, перемены наступят уже в этом году. Прежде всего, мы проведем аккредитацию учреждений здравоохранения, определим их уровни медпомощи. Кроме того, во всех регионах Украины вот-вот начнется проверка эффективности использования имеющихся медицинских ресурсов: необходимо определить, результативно ли используется такое количество медицинских учреждений, ведь количество койко-мест на сегодняшний день сокращается, а полупустые помещения содержатся и дальше. Еще, конечно, проверим эффективность работы врачей. Уже на сегодняшний день, я считаю, мы осуществили радикальные изменения, направив специалистов работать врачами общей семейной практики. Теперь наша задача - создать им соответствующие условия для работы. В частности, мы внесем на рассмотрение Верховной Рады законопроект об учреждениях здравоохранения как самостоятельных неприбыльных субъектах хозяйствования, где будет предложен не постатейный (зарплата врачам, коммунальные услуги и т.п.), а общий бюджет и количество пролеченных за эти деньги больных. Больницы будут работать на контрактной основе с органами местной власти и в соответствии с контрактом будут нанимать на работу работников, что даст возможность дифференцировать и оплату, и количество и качество пролеченных больных. Практики, когда средства рассчитывались непосредственно на определенное количество койко-мест, больше не будет.
Надеюсь, в этом году мы поработаем и над законопроектом о финансировании и медицинском страховании. В случае, если оно будет добровольным, создадим условия, чтобы бы работодатели были заинтересованы в страховании своих работников; медицинское же и социальное страхование для незащищенных слоев населения будет обязательным.
В следующем году медицина испытает глобальную реструктуризацию: мы стремимся, чтобы бы вся отрасль работала, так сказать, в едином медицинском пространстве, где, в частности, не будет места ведомственной медицине, которая часто неэффективно расходует средства. Это касается и учреждений здравоохранения при СБУ, МВД, Минтранспорте или АМН Украины. Львиная доля денег распыляется, и, откровенно говоря, привести это в порядок очень сложно, особенно учитывая, что все эти ведомства не подчиняются Министерству здравоохранения. А именно оно должно разрабатывать политику в области здравоохранения. Упомянутые же ведомства должны иметь мощные поликлиники с современным оборудованием.
- Но ведь, как известно, за границей преобладающее влияние на становление лечебных стандартов, внедрение в практику того ли иного медицинского препарата имеют профессиональные ассоциации медиков, чьи постановления являются обязательными для выполнения. У нас же, как правило, этим занимаются работники министерства и других смежных учреждений и организаций. Считаете вы такое положение незыблемым или предполагаются какие-то изменения в пользу расширения прав профессиональных ассоциаций?
- Безусловно. Полномочия общественных организаций должны быть более широкими, тогда и министерство, которое должно лишь разрабатывать политику и контролировать, станет менее громоздкой структурой, будет уменьшено влияние на здравоохранение. На сегодняшний день соответствующие специалисты работают над законом об украинской медицинской ассоциации, которая должна взять на себя много нынешних министерских функций - аккредитование, лицензирование, трудоустройство и т.п.
- Николай Ефремович, семейная медицина, которую вице-премьер-министр Николай Томенко провозгласил приоритетным направлением, внедряется уже второй десяток лет, но дело двигается, согласитесь, как мокрое горит. Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы бы отрасль стала более жизнеспособной?
- Еще в 2000 году постановлением правительства Виктора Ющенка была утверждена приоритетность семейной медицины. Тем не менее, с его отставкой было забыто и о семейной медицине. Но уже в этом году на подготовку врачей общей семейной практики мы направим три тысячи выпускников (для сравнения - в прошлом году на эту специальность было направлено немного более четырехсот молодых медиков). Кроме того, пополнить ряды семейных врачей, надеюсь, удастся благодаря переквалификации части участковых терапевтов, педиатров, других специалистов. На сегодняшний день у нас четыре тысячи таких специалистов, за два года подготовим еще тысяч пять-шесть, и таким образом, учитывая, что нам нужно около тридцати тысяч врачей семейной практики, за несколько лет мы планируем перекрыть этот "дефицит". Чтобы создать условия для эффективной работы этих специалистов, областные госадминистрации должны обустроить врачебные семейные амбулатории, оборудование в которые будет закуплено, на средства местного и государственного бюджетов. А еще необходимо, чтобы бы заработал закон о закупке товаров и услуг за государственные средства, - тогда врачи смогут работать как юридические лица на контрактной основе.
- Давняя притча во языцех - сельская медицина. Расширение медпомощи населению вы провозгласили одним из основных направлений деятельности министерства. Что конкретно будет сделано для улучшения этой помощи?
- Причин такого плачевного состояния, в котором находится сельская медицина, много. Первая из них - изменения в Бюджетном кодексе, в соответствии с которыми она содержалась за средства поселковых советов. Сегодня Бюджетный кодекс снова изменился, и с первого января следующего года сельская медицина будет финансироваться из районных бюджетов. Кроме того, мы предложили районным администрациям восстановить на основах семейной медицины ФАПы и сельские амбулатории, на обустройство которых хотим направить довольно большую сумму бюджетных средств.
- Как нейрохирург, который работал в больнице медицины катастроф, вы знаете, что там нередко случаются пациенты с тяжелыми травмами позвоночника, таза, сложными формами сколиоза, которые требуют высококвалифицированных дорогих операций, которые далеко не всем по карману. Предполагается ли какая-либо государственная помощь таким больным?
- Средства на неотложную помощь будут заложены в бюджете. Что же касается плановой, то предполагается ввести много механизмов ее финансирования: это и бюджетные поступления, и добровольное и социальное обязательное медицинское страхование. Безусловно, для тех, кто не может оплатить дорогие операции, их должно обеспечить государство.
- Господин министр, медицина считается одной из наиболее коррумпированных отраслей. Мораль, профессиональная этика врачей упали до чрезвычайно низкого уровня. Есть случаи, когда бедные люди, в особенности сельские, даже при крайней потребности не обращаются к врачу, будучи уверенными, что не только не получат помощи, но даже не услышат доброго слова. Взятки в той или иной форме стали обычным явлением. Считаете ли вы, что такая ситуация действительно имеет место и требует решительных мер для искоренения, или это просто россказни очернителей медицины?
- Ну, как говорят, дыма без огня не бывает. В соответствии с данными, которые мы имеем, в области здравоохранения есть еще один - теневой бюджет, который породило много факторов. Это и недостаточное финансирование, и неэффективное использование средств и ресурсов, лишняя вздутость медицинской сети, низкие зарплаты, которые стали причиной взяточничества. До сегодняшнего дня все должности в медицине рассматривались с позиции их "денежности", поэтому отныне мы будем стараться назначать руководителей на конкурсной основе. На мой взгляд, изменения в области здравоохранения способны внедрить не сами врачи, а медики с экономистами.
- Специалисты утверждают, что законы, которыми регулируется деятельность медицинских отраслей, очень несовершенны. В частности, это касается трансплантации донорских органов, использования компонентов трупной крови, плаценты, абортивных образцов, столбовых клеток и т.п. По их мнению, это сдерживает развитие многих прогрессивных направлений, которые развиваются в Европе быстрыми темпами. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Действительно, противоречивых моментов в медицинском законодательстве достаточно. Тем не менее, относительно трансплантации органов и тканей, я считаю, мы имеем абсолютно нормальный закон, который ни коем образом не стоит на преграде развитию. Тормозят процесс сами трансплантологи, которые не работают надлежащим образом ни с родственниками, ни с пациентами, ни со средствами массовой информации. Да и вообще - количество врачей-трансплантологов в Украине больше, чем количество проведенных пересадок органов. У нас есть центры, где работает несколько десятков врачей, которые проводят всего одну-две трансплантации в год. Возникает вопрос - зачем удерживать такой центр?
Таким образом, Министерство здравоохранения будет стремиться эффективно использовать средства, которые должны быть направлены, прежде всего, на пациента.
Источник: Урядовый курьер.
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/9875.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM