Год больших надежд, испытаний и разочарований

23 мар, 15:56

В начале марта К. Бакиев подписал указ, согласно которому 24 марта предписано отмечать как всенародный праздник. По мнению нового президента, этот день сопоставим с обретением независимости, а потому должен широко отмечаться народными гуляниями, концертами и иными увеселительными мероприятиями. Надо отметить, что это решение сразу же вызвало неоднозначную реакцию.

Кто-то успел окрестить этот день "праздником со слезами на глазах". Большинство же граждан сошлись во мнении, что уместнее было бы не праздновать, а оценить события годичной давности. Наверное, в этом есть свой резон. Ведь трезвое и непредвзятое осмысление прошлого позволяет лучше понять собственное будущее.

Возвращаясь к 24 марта, надо отметить, что как ни называй произошедшее — революцией или государственным переворотом — это не меняет сути дела. А она сводится к тому, что правящий класс Кыргызстана за минувшие годы не сумел создать демократического механизма передачи властных полномочий.

В этом повинны как представители бывшей власти, не спешившие расставаться с ней, так и лидеры оппозиции, не сумевшие создать реальную политическую концию Аскару Акаеву. Теперешние попытки свалить все друг на друга оборачиваются против них самих, высвечивая неприглядную изнанку власти, лишенной полноценного народного доверия.

Вспоминая март 2005 года, надо признать, что, несмотря на разгромные итоги первых дней, в обществе царил определенный оптимизм. Многим казалось, что наконец-то пришла "своя", народная власть, способная понять и удовлетворить их чаяния.

Этим дались колоссальный кредит доверия и большие надежды на обновление общества. Последующие события развеяли их, безжалостно истрепав нежные лепестки кыргызских тюльпанов. Львиная доля усилий государственных мужей была потрачена на выяснение личных отношений, благодаря чему большинство обещаний остались невыполненными.

Кыргызская ситуация немногим отличалась от аналогичных событий в Грузии и Украине. Ведь и там в минувшем году прокатилась волна громких скандалов и заказных убийств, сопровождавшая передел власти и бизнеса. Заявленные перемены не пошли дальше громких деклараций.

Одной из главных причин стало отсутствие у вчерашней оппозиции реальных реформаторских программ и нежелание делиться с гражданским обществом внезапно обретенной властью. Закономерным итогом стали политическая и экономическая стагнация "пост-революционных" государств с угрозой отката к более жестким, нежели ранее, формам авторитаризма.

Наибольшие испытания, при этом, как водится, выпали на долю рядовых граждан. В отличие от "отцов революции", они не приобрели ничего, кроме новых забот о собственной безопасности и элементарном выживании.

Впрочем, могло ли быть иначе, учитывая отсутствие полноценной политической элиты, способной адекватно происходящему выражать общенациональные интересы? Может быть, стоит порадоваться хотя бы тому, что удалось сохранить межэтнический мир и некое подобие политической стабильности? Наверное, да, стоит.

Однако, все же, преобладающим настроением общества выглядит чувство разочарования. Оно дается неспособностью политиков выполнить взятые на себя обязательства и отсутствием реальных перемен к лучшему. В определенной степени, минувшим годом недовольно и новое руководство страны.

Приняв власть в свои руки, оно столкнулось с целым рядом трудноразрешимых задач в политической и экономической сферах. Итогами года разочаровано и внешнее окружение, поначалу бурно приветствовавшее кыргызскую "революцию тюльпанов". Однако, она, вопреки их ожиданиям, не стала прологом коренных перемен в Центральной Азии. Негативный пример "пост-мартовского" Кыргызстана, дав сильные козыри сторонникам авторитарной стабильности, оттолкнул от него демократическую общественность.

И все же, несмотря на бесконечные трудности минувшего года, многонациональное общество Кыргызстана проделало значимый путь вперед. Главный позитивный результат заключается в том, что оно не желает более мириться с некомпетентностью и всевластием правящей верхушки. Подтверждением тому стало активное сопротивление гражданского общества попыткам новой власти воздействовать на него, по инерции, авторитарными методами.

Другим позитивным следствием является то, что в обществе исподволь вызревают основы политического плюрализма. Это позволяет надеяться на возникновение коалиции демократических сил, способных противостоять рвущимся к власти криминально-охлократическим группам. Не менее важно и то, что клановая солидарность постепенно уступает место растущей потребности общества в новой, высокообразованной и мо ориентированной элите, способной отстаивать общенациональные интересы.

Сочетание этих факторов дает уверенность в демократическом будущем Кыргызстана. Разумеется, будет самообманом говорить о том, что все решится само собой. Почти наверняка, в ближайшие месяцы и годы, по вине отдельных политиков, Кыргызстану придется переживать неизбежные кризисы и испытания.

Однако, события "года перемен" показали, что наш народ не желает более оставаться заложником непросвещенных политиков и неудачливых вождей. Именно этим, в первую очередь, мы обязаны сравнительно мирным итогам минувшего года. Именно это позволяет надеяться на то, что и в последующем народ сможет справиться с критическими ситуациями, избирая для этого мирные, политические методы.

Нур Омаров, "АПН"


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/97928.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM