03 апр, 17:00
Беларусь сегодня напоминает дом, в котором завтра будет не то свадьба, не то похороны. Для других государств может и привычно незаметное присутствие или даже временное отсутствие «первого лица» в политической жизни страны, но исчезновение Александра Лукашенко с экранов белорусского телевидения — это как сериал без главного героя. Одни говорят, что белорусский лидер устроил себе необъявленный отпуск где-нибудь в Беловежской пуще и набирается сил для реализации планов третьего президентского срока правления, другие же подозревают наличие у него проблем со здоровьем...
Как бы там ни было, но страна, в которой без участия президента не решается ни один вопрос, действительно нуждается в ом появлении «хозяина», который дал бы указания по основным направлениям дальнейшей жизни. В частности, по срокам проведения посевной и ее обеспечению материально-техническими ресурсами, по профилактике угрозы «птичьего гриппа», тактике и стратегии борьбы с оппозицией, отпору проискам врагов в лице США и ЕС. Кроме того, было бы неплохо, если бы глава белорусского государства прокомментировал заявления ОАО «Газпром» о намерении со следующего года перевести Беларусь на общеевропейские цены на газ.
Впрочем, даже если Лукашенко в полном здравии и объявится в ближайшие дни или часы «на капитанском мостике», его ожидают серьезные испытания на умение держать прежний курс в явно осложнившейся для него послевыборной обстановке. Дело в том, что «оглушительная», как он считает, победа над кандидатами оппозиции явно расходится с политическими настроениями нынешнего белорусского общества. Напомним, согласно официальной версии, из каждых 100 избирателей, Лукашенко отдали предпочтение 83 человека, в то время как за лидеров оппозиции Александра Милинкевича и Александра Козулина вместе взятых голосовал лишь каждый 12-й белорус.
Если бы, как считают местные наблюдатели, такой расклад политических сил имел место в действительности, ничего того, что произошло после объявления итогов выборов, не было бы и в помине.
Да, за Лукашенко голосовало большинство, но явно не в таких пропорциях. Манипуляции с голосами стали как никогда очевидными, чем умело воспользовались лидеры оппозиции, призвав население к уличным акциям. Несмотря на предупреждение белорусского КГБ о возможном приравнивании их участников к террористам и соответствующем наказании, внутренний протест 20-30 тысяч жителей страны, вышедших 19 марта на Октябрьскую площадь Минска, оказался сильнее страха.
Если бы этих угроз не было, то количество протестующих на белорусском «майдане», как полагают эксперты, было бы на порядок выше. Сама же оппозиция считает, что ее сторонники составляют более 40% населения. Может, это и завышенный показатель, но в то, что треть избирателей испытывают к оппозиции симпатии, вполне вероятно. Таковы политические реалии страны, о которых Лукашенко, конечно же, знает, но путем уничтожения независимых СМИ, закрытия неправительственных организаций, с помощью других форм подавления гражданских свобод, всячески стремится представить обществу иную картину — этакой всенародной любви, которая от выборов к выборам только крепчает.
Отличительной чертой минувших президентских выборов было беспрецедентно большое число задержанных граждан Беларуси, а также иностранцев (в том числе россиян), которые попытались «собственноручно» разобраться в белорусских реалиях. Даже официальная статистика, подтвержденная генеральным прокурором страны, свидетельствует, что арестованных за свои политические взгляды насчитывается более пятисот. Сейчас они выходят из тюрем, но, вместо исправления и покаяния, на что рассчитывала власть, заявляют о своей решимости активно включиться в борьбу с «последним диктатором Европы».
В их лице оппозиция получает в свое распоряжение сотни «революционеров», которые, едва выйдя из тюремных ворот, просят, требуют у лидеров оппозиции «работу», связанную со смещением Лукашенко. Поэтому, заглядывая вперед, можно сделать достаточно очевидный прогноз — Беларусь вступает в эпоху политической нестабильности. Вполне возможно, что это будет не стихийный процесс, а закономерная политическая трансформация белорусского общества, которую можно назвать «ползучей революцией».
При этом политическая жизнь Беларуси, связанная с внутренним противостоянием Лукашенко и оппозиции, будет оставаться под сильным влиянием внешних факторов. Один из таких факторов, способных существенно повлиять на исход борьбы, — российский газ. Вернее, его цена.
Заявление главы «Газпрома» Алексея Миллера о том, что со следующего года и Беларусь должна перейти на европейские цены, будет иметь весьма серьезные последствия. Лукашенко, упрямо отказывавшийся от экономических реформ все 12 лет своего правления, адаптировал национальную экономику лишь к дешевому российскому газу. Резкое повышение его цены «взорвет» эту экономику и неизбежно приведет к масштабному политическому кризису, который сметёт любую власть, кому бы она ни принадлежала.
Поэтому, белорусской оппозиции, возможно, не стоит торопить события, дабы самой не оказаться на «газовом вулкане». Уж лучше до этого времени переждать за спиной Александра Лукашенко, которому на переговорах с «Газпромом» и руководством российского государства до сих пор удавалось достигать нужного для себя результата.
Михал Дашук, "Росбалт"
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/97545.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM