Партия регионов в Крыму — как слон в посудной лавке

03 май, 11:43

28 апреля в Симферополе состоялось подписание меморандума о создании парламентской коалиции в крымском парламенте, в которую вошли «Блок Куницына», а также крымские организации Коммунистической партии Украины, Республиканской партии Украины и Всеукраинского политического объединения «Жiнки за майбутне» (блок «Не так!»).

Кроме того, участники коалиции подписали меморандум о взаимодействии в парламенте автономии с «Блоком Юлии Тимошенко» и ведут переговоры с частью блока «За Януковича». Создание в крымском парламенте коалиции не на базе силы, набравшей наибольшее число голосов (Партия Регионов) стало сенсацией не только на полуострове, но и в Киеве. О нюансах переговорного процесса и о будущем Крыма рассказал один из лидеров «Блока Куницына» Владимир Казарин.

- В Крыму в результате парламентских выборов Партия Регионов получила наибольше количество голосов избирателей. Однако в коалицию парламента Крыма Партия Регионов не вошла, что для многих стало неожиданностью. Как вы объясните такой поворот событий?

- В первую очередь, мы должны различать понятия: относительная победа на выборах и абсолютная, когда политическая сила набирает больше 50% голосов избирателей. При абсолютной победе партия не нуждается в помощи других сил и самостоятельно решает все вопросы.

При относительной победе, когда какая-либо партия получает только относительное большинство голосов, можно радоваться этому первому месту, одновременно понимая, что ты не располагаешь рычагами единоличного управления ситуацией. В этом случае нужно с большим вниманием и уважением относится к остальным участникам избирательной кампании, искать среди них союзников.

К сожалению, крымская республиканская организация Партии Регионов и в период выборной кампании, и после выборов повела себя, что называется, как слон в посудной лавке. То есть, партия с каким-то странным высокомерием относилась к другим политическим силам.

Я не собираюсь давать мых оценок, но, на мой взгляд, политическая сила, которая так себя ведет, в итоге получит такой же ответный результат. Есть замечательная поговорка — «на гордых воду возят»! Регионалы своим апломбом оттолкнули от себя значительное количество не только политических движений, но и самих избирателей. Теоретически у них могло быть больше голосов, но они получили только 32%. Если вспомнить президентские выборы, когда за Януковича в Крыму проголосовало 83% в третьем туре, то сегодня 32% — это катастрофический провал.

В Крыму сложился своеобразный политический формат — Партия Регионов и «все остальные». Лагерь последних сплотила послевыборная кампания за пересчет голосов. Изначально все политические силы, в том числе и «Регионы», заявили, что подсчет голосов был неправильный. Было создано движение, объединившее 16 политических и общественных сил, с требованием пересчета голосов в Крыму. На центральной площади перед парламентом нами было установлено больше 200 палаток, политические силы в положенные сроки подали большое количество мотивированных жалоб в суды. «Блок Куницына» также подал ряд жалоб.

В результате пересчета голосов только в Симферополе «Регионы» потеряли 400 голосов! И это только по некоторым округам, поскольку нам не дали пересчитать голоса по всем округам. Тот же оппозиционный блок «Не Так!» в итоге пересчета вошел в парламент Крыма, а по изначальным данным этого не было. Наш блок отчасти также пострадал от пересчета. Мы оказали дружескую поддержку блоку «Не Так!», который попал в парламент, автоматически понизив показатели других сил. «Блок Куницына» в результате получил 10 мест, но, по сути, это «несостоявшиеся» наши 12,5 мест.

Нашу солидарность оценили другие участники избирательной кампании. Поэтому в целом наши очки только растут, а Партии Регионов — падают, ведь она не уважает всех остальных. Партия Регионов пошла против всех, на беспрецедентный шаг, обратившись в суд с требованием запрета пересчета голосов, за что выступали все остальные. Однако даже частичный пересчет, когда «Регионы» потеряли 400 голосов, доказал то, чего они опасались — уличение в нечестном подсчете голосов их ами избирательных комиссий.

- В результате ряд политических сил в «обход» Партии Регионов создал парламентскую коалицию. На ваш взгляд, будет ли стабильной такая разнородная по своему составу коалиция?

- Я хочу обратить ваше внимание на то, что центр опасливо, с одной стороны, и пренебрежительно — с другой, относится к Крыму. А стоило бы внимательно изучать ситуацию на полуострове. Ведь Крым на протяжении всех 15 лет независимости идет в авангарде политического развития Украины. Мы первыми провели референдум относительно судьбы Украины после распада СССР и восстановили свой автономный статус. То, что сегодня в Украине происходит ослабление статуса президента, — это, в какой-то степени, признание и нашего опыта, когда институт президентства не был признан эффективным. Сейчас Украина только пытается учиться жить в условиях парламентско-президентской республики, а Крым уже 15 лет существует как парламентская республика.

Но Киев не изучает наш опыт! А наш опыт говорит, что, как правило, по итогам выборов никогда не бывает абсолютного большинства у одной политической силы. Кстати, в Европе это также бывает достаточно редко. Политический опыт Крыма учит: никогда не говори никогда. Рано или поздно наступит время формирования коалиции в парламенте, и придется вступать в самые, на первый взгляд, неожиданные коалиции. Все 15 лет мы образовывали такие коалиции, шли на компромиссы, ведь в противном случае просто невозможно жить.

Некоторые сегодня удивляются солидарному поведению Куницына и Грача. Но они забыли, что еще в 1998 году именно объединение Куницына и Грача создало такой формат правительства, которое продержалось у власти в общей сложности 6 с лишним лет. В свое время формат союза этих политиков стабилизировал ситуацию в Крыму. Напомню зловещую параллель с 98-м годом.

Сегодня крымское крыло «Регионов» возглавляет Гриценко, который тогда был лидером политической силы, противостоявшей Куницыну и Грачу. В целом, наш опыт показывает, что политическое существование в парламентско-президентской республике предполагает компромиссы. В противном случае мы будем постоянно распускать парламент и проводить новые выборы. И компромиссов не надо пугаться, если во главе таких коалиций стоят ответственные, разумные политики, даже если их взгляды достаточно отличаются. Такой союз может быть и крепким, и эффективным.

- Ваша политическая сила предлагает остальным участникам, в том числе и Партии Регионов, подписать Меморандум о взаимопонимании. В чем ваши взгляды относительно будущего Крыма совпадают, а в чем отличаются?

- В некоторых моментах наши взгляды очень сильно расходятся. Например, мы подписали этот меморандум с крымским БЮТом. Но всем понятно, что по тому же вопросу русского языка у БЮТ несколько иное видение, чем у нашего блока, крымских левых и центристов в целом. Но я думаю, что мы не должны путать политические программы с процессом формирования законодательного органа и исполнительной власти в Крыму.

Я считаю, что в исполнительной власти следовало бы вообще запрещать работающим там людям говорить о политике. Там нужно думать об экономике, благосостоянии граждан, росте доходов и бюджетных поступлениях. Кстати, в правительстве Куницына были представлены все политические партии, начиная от коммунистов и заканчивая христианскими демократами, а также радикальными крымскими татарами.

Что касается законодательной власти, то в Крыму ее полномочия существенно ограничены. В том смысле, что депутаты Верховного Совета могут себе позволить быть еще и политическими деятелями, которые определяют многое: тот же внешнеполитический курс страны. Крымский парламент решает проблемы формирования бюджета, эффективности работы правительства, то есть, политическая составляющая у нас понижена. Поэтому разногласия идеологий политических сил не должны мешать им объединяться, хотя эти силы могут полемизировать между собой. В основе должна быть не конъюнктура, а настоящая забота о гражданах.

Мне кажется, что в Украине заканчивается эра эгоистических политиков, которые господствовали последние 20 лет. Такие политики живут по принципу: после меня хоть потоп. В этом смысле меня в свое время приятно поразил Куницын, когда он ушел в отставку, а премьера Матвиенко сменил затем Бурдюгов. Была полностью завалена посевная кампания-2005.

Тогда Бурдюгов нашел Куницына и попросил выйти на главу «ЛУКОЙЛа» Алекперова, чтобы тот оказал помощь с горючим. Казалось бы, другой политик не помог бы, но Куницын помог, и горючее дали в долг. Потому что это нужно было Крыму. Вообще, такое осознание своей причастности к судьбе и интересам общества начинает медленно и трудно, но все же приходить к нашим политикам. Это настраивает меня с большим оптимизмом смотреть на завтрашний день политической жизни Украины.

- На ваш взгляд, есть ли перспективы убедить президента Украины в том, что придание русскому языку статуса регионального — это не подрыв национальной безопасности, а выполнение европейских норм?

- Известно, что Ищенко обратился в Прокуратуру с требованием разобраться: насколько такие решения ряда областей соответствуют Конституции Украины. Я хочу выразить и радость, и сожаление. Сама идея придания русскому языку статуса регионального, то есть официального на местном уровне, принадлежит именно Крыму. Мы еще в декабре предлагали это, но не смогли убедить ту же Партию Регионов, которая была при власти в Крыму, пойти по этому пути вместе с нами.

«Регионы» пошли по заведомо ложному пути референдума, который, естественно, заблокировали. Приятно, что прописанная нами идея статуса регионального языка была позаимствована у нас сначала Харьковом, Луганском и затем Севастополем, нашим соседом. Мы, авторы этого проекта, счастливо наблюдаем, как эта идея успешно реализована в других регионах Украины. Но сами еще ждем и не принимаем это решение, во многом — из-за позиции той же Партии Регионов. Но я уверен, что в новом парламенте мы примем это решение.

В целом, я думаю, что только таким путем, через придание русскому языку статуса регионального, может идти Украина. И на ближайшие 6-8 лет — это единственно возможный и правильный путь. Для этого есть законодательная база и Европейская хартия. И никакой Генеральный прокурор и Конституционный Суд не смогут этого отменить. Подчеркну, что ничего не делается быстро. Некоторые пророссийские радикалы, такие как «Русская община», движение «Прорыв», кричат: «нет-нет, мы хотим сегодня и сейчас!». «Прорыв» роет перекопы, разделяющие Украину. Но зачем отделять Луганск, Донецк и другие города?

Это всё наша Украина, и она вся солидарна с Россией, это всё равно будет, рано или поздно. Я уверен, что нам необходимо пройти путь в 6-8 лет, и такие постановления примут другие города Украины. А после этого на повестку дня станет реально, а не просто на словах, вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного. Ведь фактически ина Украины его в таком качестве уже признала. Это путь решения вопроса русского языка.

- В Крыму, и это не секрет, идет постоянный самозахват земель. Для некоторых «захватчиков» он уже стал самостоятельным бизнесом — захваченную землю освобождают за «умеренную плату». Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.

- Такая ситуация — это закономерный результат. Сама Украина — страна, повторяющая опыт России. Причем, мы доводим его до абсурда. Вслед за Россией Украина начала развивать так называемое местное самоуправление. Но если в России это только провозгласили, то мы на практике это реализовали, превратив области, города и поселки в десятки тысяч уделов со своими «президентами».

Поселковый председатель по закону, никого не спрашивая, может раздавать земли направо и налево! К сожалению, мы разрушили главную вертикаль, и в результате у нас на каждом уровне свой «микро-президент». Нет и ответственности за этот беспредел, до сих пор в нашем Уголовном Кодексе нет статьи о захвате земли.

Татары во многом правы, когда говорят, что земля разбазаривается. Совет министров Крыма за время работы Куницына принял всего 90 постановлений о земле, а местные органы власти приняли 30.000 таких постановлений! И нет законодательной базы, чтобы отменить такие решения. Сегодня самозахватами занимаются не только крымские татары, но и славяне, греки и все остальные. Для некоторых это стало профессией. Но методов воздействия на главных провокаторов нет.

Всё это происходит, поскольку за все 16 лет в сфере землеустройства не сделано никакого серьезного законодательного сдвига. Еще при Куницыне необходимые изменения были подготовлены, сегодня они ждут своего времени в Верховном Совете. Однако чисто по политическим причинам «оранжевая» власть не дала им хода. В татарском Меджлисе «оранжевые» силы видели своих политических союзников. Сегодня Народный Рух получил 8 мандатов в крымском парламенте, и 7 из 8 — это татары. В результате власть сама загнала себя в глухой угол.

Но надежа есть. Радует тот факт, что на последней встрече с силовиками Ющенко признал: нужен закон об уголовной ответственности (за самозахват земель — прим.), проект которого застрял в Верховном совете. Президент пообещал, что примет меры и поможет этому законопроекту пройти через утверждение. Надо заканчивать этот период 16-летней вакханалии и политической торговли землей. Ведь мы разозлили крымское общество во всех его национальных сегментах.

- Как вы в целом видите будущее Крыма?

- Всё будет хорошо, если у Крыма будет нормальная, адекватная власть, не такая как сегодня. К сожалению, Бурдюгов и Матвиенко были не очень удачными председателями Совета министров. Я надеюсь, что к власти придут профессионалы, тот же Куницын, тогда Крым может достаточно быстро снять накошийся за полтора последних года негатив, и исправить сделанные ошибки. Крым сможет договориться с Киевом о восстановлении и увеличении своих полномочий, что в интересах государства в целом. Ведь процветающий Крым — это стабильная Украина. А Крым, раздираемый противоречиями, будет детонатором для всей страны.

Кроме того, именно Крым даст толчок восстановлению нормальных, добрососедских отношений Украины с Россией. Потому что полуостров всегда выполняет самую трудную роль. В свое время он был якорем, удерживающим Украину у границ России, не давал ей дрейфовать в нее. А потом, во время Кучмы, Крым стал мостом дружбы между нашими государствами. Вспомните, больше 90% встреч наших президентов происходило на территории Крыма. Сегодня Крым — одинаково любимое дитя Украины и России. И это ребенок, болезни и несчастья которого должны сплотить разведенных родителей.

К сожалению, Крым — действительно больное дитя: у нас стремительно падают курортные показатели. В год отставки правительства Куницына Крым посетило 6 млн. 200 тыс. человек, большая часть была из России. В 2005 году этот показатель упал до 5 млн., а в этом году, после всех этих «маячных» скандалов, в лучшем случае будет 4 млн.! Больной Крым должен заставить преодолеть взаимное недоверие Украины и России. Если к власти придут ответственные лидеры, этот процесс будет ускорен.

"Росбалт"


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/96651.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM