06 май, 12:07
Искусственное создание новых политических реалий требует от политтехнологов опоры на уже имевшие место ситуации. Человеческая психика устроена таким образом, что она скорее и лучше выстраивает новую картину мира, используя знакомые ассоциативные ряды, нежели когда анализ ситуации происходит без обращения к имеющимся стереотипам.
В связи с этим уже ставшая нарицательной речь вице-президента США Дика Чейни представляется нам хорошо пропиаренной акцией, направленной на изменение установок в массовом сознании граждан России и Америки. Цель этой акции - поменять заданные после распада СССР установки восприятия нашей страны как слабой и разрушенной державы, находящейся в состоянии перманентного кризиса, на более жесткие и непримиримые, в которых позитивный контекст восприятия нынешней России выведен за рамки сегодняшней действительности.
Для этого американские аналитики сделали очень интересный шаг, который, по сути, является мифологическим манипулированием реальностью. В данном случае мы говорим о заведомо рассчитанной реакции российских и западных СМИ на риторику холодной войны, к которой апеллировал американский вице-президент. Во-первых, в самой речи Чейни тема холодной войны проходила красной нитью. Само выражение, которое впервые произнес Уинстон Черчилль, выступая в Фултоне, Чейни употребил трижды.
Во-вторых, он поименно произнес имена героев холодной войны, внесших, по его мнению, наибольший вклад в «победу демократии», среди них: А.Сахаров, В.Гавел, Н.Щаранский, Л.Валенса, Иоанн Павел II и Р.Рейган. Для создания эффекта преемственности ситуации, Чейни перемежал имена «героев» холодной войны с именами новых сомнительных «оранжевых» лидеров: М.Саакашвили, В.Ющенко, А.Милинкевича. В-третьих, как заметила швейцарская газета Neue Zuercher Zeitung, «особенно бросалось в глаза отсутствие в Вильнюсе адресата филиппики вице-президента Чейни Путина».
Оттого, что речь была произнесена «за глаза», ее демонстративность лишь усилилась. Заочность «вердикта», который вынесла администрация Белого дома российским властям, призвана показать, что с этого момента непосредственные контакты между Москвой и Вашингтоном не только будут сведены до минимума, но и примут ультимативный характер.
Об этом пишет американская The Washington Post: «Чиновники администрации пришли к выводу, что просто убеждать Россию быть демократичнее бессмысленно, поэтому они подготовили список из полудюжины пунктов, которые Москва должна выполнить в ближайшие два месяца».
Этот пассаж весьма любопытен, поскольку наглядно доказывает, что Америка не может полностью прекратить контакты с Россией, как этот было в годы холодной войны, и поэтому, пытаясь занять позицию мирового гегемона, будет давить на нашу страну, не имея к этому достаточных механизмов, да и политической воли. Другая цель, которую преследовал Чейни, «обличая» Россию, по мнению The Wall Street Journal, – «отвлечение внимания от недавних встреч администрации США с главами... государств Средней Азии, таких как Азербайджан, которые далеко не являются образцом демократии».
Но в первую очередь Дик Чейни, оглашая на саммите стран балтийского региона и Причерноморья в Вильнюсе свой «манифест», хотел донести до всего мира, что отношение США к России изменилось, теперь мы (Америка) геополитические враги российского государства и признаем это, будем делать все, что бы вернуть былое влияние в регионе.
Однако антураж Фултона, с которым было обставлено заявление высокопоставленного чиновника, слишком пафосен и неприменим к сегодняшней ситуации. Чиновник Чейни - это не политик Черчилль, а Вильнюс – не Фултон. Да и сейчас не 1946 год, а 2006-й. Рейгана сравнивать с Ющенко даже язык как-то не поворачивается. Но законы политической мифологии таковы, что события и времена сжимаются в единое целое, образуя в массовом сознании некий контент, слабо соотносимый с реальностью.
А в реальности предстоит саммит «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, на который у американских властей не хватит наглости не приехать, да и экономическое сотрудничество России с европейскими странами и США уже не остановить одним лишь росчерком пера. Так что символическое сотрясание Диком Чейни воздуха все-таки скорее относится к разряду информационных поводов, нежели политических событий.
Андрей Крымзин, "Км"
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/96517.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM