Воевать в мире стали меньше?

19 май, 17:00

Общеизвестна немецкая склонность к точности и порядку. Именно ей, по всей видимости, во многом можно объяснить желание немцев как можно более точно применить математические инструменты в общественных науках, в том числе и при изучении международных отношений. Особенно славятся немецкие экспертные центры тем, что ежегодно скрупулёзно подсчитывают число конфликтов и войн, бушующих на планете.

Среди самых авторитетных институтов, занятых этим подсчётом, особенным уважением пользуется Центр изучения конфликтов при знаменитом дельбергском университете, с отчётами которого за прошлые годы знакомы постоянные читатели нашего сайта.

Специалисты этого центра насчитали в минувшем году на всей планете 249 политических конфликтов, 74 кризиса с применением силы, 22 очень серьезных противостояния и две полномасштабные войны. По сравнению с 2004 годом налицо некоторое улучшение. Ещё в прошлом докладе войнами назывались не только события в Ираке и Судане, но и противостояние в Демократической республике Конго, где сегодня наблюдается некоторое затишье.

Меньше стало и кризисов, которые грозят вот-вот превратиться в полномасштабные войны – 22 против 25 в 2004 году. Да и по другим показателям наблюдается существенное снижение. С другой стороны, причин для споров, скрытых, ненасильственных противостояний и конфликтов, разрешаемых политическими средствами, стало гораздо больше. Другими словами, на войны противники не осмеливаются, а вот иногда по необходимости применять силу при разрешении споров по-прежнему не стесняются.

Где же насилие является почти нормой? В Африке это происходит в Алжире, ДР Конго, Судане, Уганде, Бурунди; в Америке – в Колумбии и на Гаити; в Азии – в нескольких частях Индии, Лаосе, Непале, на Филиппинах; на Ближнем и Среднем Востоке – в Ираке, Афганистане, Курдистане, Йемене; как обычно, неспокойно на российском Северном Кавказе.

Всё большим достоянием истории становятся войны между государствами. Даже ситуация в Ираке определяется скорее борьбой различных местных группировок, в особенности противостоянием суннитской и шиитской общин. Любопытно, что эксперты дельбергского университета, рассказывая о потенциальных причинах для будущих конфликтов, отмечают, что именно в этой категории, как и в былые времена, больше всего именно межгосударственных споров.

Удивительно, но больше всего конфликтов по-прежнему вызывают идеологические разногласия. На втором месте среди причин острых споров – борьба за власть. Однако насилие чаще применяется из-за территориальных разногласий. Столь частые в годы «холодной» войны крайне редки сегодня стали путчи. Да и то нынешние заговорщики, как правило, обходятся без лишней жестокости.

В 2005 году немецкие исследователи отметили своим вниманием только три заговора: в Мавритании военные без лишнего шума, спокойно и буднично сместили надоевшего народу президента Мааоуя Ульда Сид’Ахмеда Тайю, пока тот путешествовал, непальский король Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев распустил правительство (о чём, правда, потом, уже в этом году из-за народного возмущения изрядно пожалел, вернув политический процесс в нормальное русло), да киргизский президент Аскар Акаев, осерчав на неблагодарный народ, вернулся к столь любимой его сердцу математической науке.

Похоже, что статистические выкладки в общем подтверждают давно предполагаемую учёными тенденцию к гуманизации международных отношений. Жаль только, что к полному исчезновению насилия из мировой политики она не привела – продолжаются резня в Дарфуре и кровавый хаос в Ираке, десятки других войн меньшего масштаба. Однако всё равно, вслед за немецкими исследователями, хочется быть оптимистом.

"Политком"


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/96156.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM