26 май, 14:49
Я думаю, что трансформация с момента оранжевой революции была. Мы видели, что одно дело – разрушать что-то, другое дело – что-то строить. Это разные вещи. И когда они тогда все вместе шли к власти, оранжевая коалиция, они считали, что власти и должностей на всех хватит. Её очень много.
Оказалось, что это не так. Мы все это видели. Юлия Тимошенко была премьером, вот этот раскол между БЮТ и Нашей Украиной, мы, конечно, все это наблюдали. И мы наблюдали, что самое страшное, что произошло, это раздача после революции мест непрофессионалам. Что и произошло. И привело к серьёзным, я не разделяю такой оптимизм Виктора Андреевича в экономических вопросах, я считаю, что, немножко исходя из того, что до сегодняшнего дня я ещё немножко был народным депутатом, пока новый парламент не пришел к присяге.
И на моём избирательном округе я знаю, что произошло с предприятиями, после того, как Юлия Владимировна практически открыла границы для иностранных товаров. А получилось, что мы уже находимся во всемирной товарной организации для других, а для наших товаров – нет.
Как организовать новый состав парламента?
Я не знаю, как будут руководить их лидеры. Насколько будут созданы группы интеллектуальной поддержки, аппарат. Насколько профессионалы будут привлечены к работе фракций.
Потому что тот объем информации, который идёт и та масса законопроектов, которая массой обрушивается на голову даже уже профессиональных народных депутатов, потому что это наука законотворчество, этому надо учиться, и нужно иметь очень серьезный предыдущий багаж и интеллектуальный, и образовательный.
Тогда, безусловно, как им будут готовить этот материал группы поддержки, как сумеют организовать свои аппараты фракции. Будут готовиться хотя бы выжимка, и объяснять каждому депутату последствия этих решений. И насколько будут профессиональны те, кто будут готовить материал?
Будет ли Президент вмешиваться в формирование коалиции?
Думаю вообще, что ситуация очень плохая. И радоваться тут нечему, несмотря на то, что в новом парламенте. Сегодня люди достаточное количество голосов, которые по новой политике обязаны, будут проголосовать по вопросам внешней и внутренней политики консолидироваться. 226 голосов должны проголосовать за программу действий. То, о чём мы говорили.
Какого цвета будет ваша коалиция?
К Партии Регионов, вероятность велика, могут присоединиться целый ряд депутатов без фракции. Последствий для них никаких это не несёт. Если они не пишут заявления о выходе из фракции, они никогда не лишатся депутатского мандата. Если будут голосовать иначе, чем основная фракция, как бы присоединяя свой голос к коалиции. Поэтому этого может быть достаточно для того, чтобы избрать спикера консолидировано. А прагматиков во всех фракциях достаточно.
Мы видим крупный бизнес во всех фракциях. Посмотрите, какая прослойка крупных бизнесменов у Юлии Тимошенко. Они, кстати, ранее всю жизнь были при власти, они были и при той власти.
Если Партия Регионов окажется в опозиции. Как вы считаете, как представители крупного бизнеса будут себя чувствовать?
Я не думаю, что это будет. Это может получиться даже так. Если завтра объявят о том, что оранжевая коалиция состоялась, то я уверен, что при выборе премьер-министра, если это будет Юлия Тимошенко – она не наберёт нужных голосов.
Как они будут договариваться про коалицию?
Договариваться про коалицию будет очень сложно. Потому что я думаю, что оранжевая коалиция, если даже будет объявлена, будет провалена при выдвижении премьера. Думаю, что большая часть НСНУ не поддержат. А если она не станет – всё зависит от договорённости. И это может быть чисто технический премьер.
Думаю, что это может быть человек на время, до очередного повышения цены на газ. Хотя я думаю, что цены повысятся уже с июня. Из-за провальной политики, которая проходила, мы оказались на газовой игле русского газа, разорвав выгоднейшие контракты с Туркменистаном.
А Януковича видите премьером? Тимошенко заявляла, что депутаты предлагают ей 15 миллионов за кресло..
Я не думаю, если говорить – слухи ходят разные. В блоке Юлии Тимошенко ходят слухи упорные, но мы видим там много крупных бизнесменов. Платили они за место под кодовым названием «помощь и деньги за избирательную компанию».
Тоже самое можно сказать и про Партию Регионов...
Я не знаю. Я слышал про партию Юлии Тимошенко. Я знаю очень многих там, и суммы называются адекватные тем, что вы сказали. Поэтому я не знаю, правда ли? Я этого не слышал, и не очень в это верю.
А вы допускаете вариант коалиции оранжево-бело-голубой?
Я думаю, что Александр Александрович пойдет на коалицию, если ему насколько я его знаю, если ему кто угодно предложит должность спикера парламента. Это может стать главной точкой для обсуждения. Если нет – не знаю. А вот, скорее всего, найдётся достаточно прагматиков и в НСНУ и в БЮТ, которые индивидуально подпишут большинство с Партией Регионов.
Тимошенко заявляет, что она категорически против...
А это у неё никто не спрашивает. А что она сделает. Она лидер. Они её прошли. Теперь их можно лишить депутатского мандата только в том случае, если они напишут заявление о выходе их фракции. Исключить их нельзя. Кстати, я был ом Конституционной комиссии.
И когда решался вопрос пакетного голосования о так называемом третьем туре, и о втором чтении принятия Конституционной реформы, то там был пункт о принципе исключения из фракции. Я тогда уже сказал, что «ребята (лидерам партий) вы не только во время избирательной компании хотите иметь бизнес за места, вы хотите иметь бизнес и потом. Кто-то крутой стоит на скамье ожидания. Вы выгоняете, а он несёт вам. Или как?
То есть, любой депутат даже из блока Юлии Тимошенко может голосовать так как на сердце, и ему за это ничего не будет?
Никаких юридических последствий. Он расписываться – возьмут Партия Регионов 186 человек, 20 человек коммунистов. И ещё остается там двадцать человек из блока Тимошенко или там социалистов. Индивидуально если они подпишут – вот оно большинство и создалось. И они могут назначать премьера.
Они могут представить, а парламент – утвердить. Вот такое существует в законодательстве. На мой взгляд эта парадоксальная ситуация заложена в «Законе о выборах». Я и Григорий Дашутин, находясь тогда во фракции Трудовая Украина, подавали Закон о выборах народных депутатов на пропорциональных. Поскольку тогда уже была принята в Конституции, на пропорциональной основе, но не такие маргинальные закрытые списки.
Мы тогда предлагали, чтобы партия или блок принимали решение о списке на 450 человек в алфавитном порядке. Независимо, кто там лидер, никакой пятерки. После этого партия закрепляет своих представителей, и демонстрирует на каждой территории своего представителя. «Вот вам, смотрите!» Как минимум партия должна была найти человека, который не противен населению на данном избирательном блоке. Потом мы предлагали при голосовании не писать фамилии, но представить.
И он отвечает за выборы на этом участке. И это декларирует окружная избирательная комиссия, что вот он представитель партии. Это печатается в газетах. Все это знают. Потому что есть ряд людей, не хочу никого обижать, но если их показать в определённых местах, то народ ахнет.
И мы предлагали: там, где больше набрали, партия – он автоматически становится первым. Возмутились все руководители партий. Этот закон набрал 170 голосов. Мы предложили им как бы взятку. Чтоб первые пять человек идут без всякого. И последнее хочу сказать, что это лишало бы возможности брать торговать местами в списках. И заставило бы искать людей партиям, которые бы имели авторитет на данных участках. Я сторонник верить Виктору Фёдоровичу Януковичу, потому что я думаю, что уже есть подписи достаточного количества голосов.
Ему чтобы сделать большинство, достаточно заручиться одной из фракций?
Не полностью. Могут быть и люди из блока Тимошенко. Я сочувствую, Юлии Владимировне, потому что если они объявят хотя бы сегодня, что уже есть помаранчевая коалиция, я уверен, на 90 с лишним процентов, что во время голосования за премьера за её они не проголосуют, и коалиция развалится.
А если все же сине-оранжевая. Как люди могут это воспринять? Не выйдет ли второго Майдана?
Я не знаю. Сейчас уже люди, и я в своей жизни пережил две революции. Это революция, 89-90 годов, когда с помощью агентуры, и КГБ старая номенклатура устроила революцию сверху по переходу на рыночные формы отношений, на частную собственность. Тогда они очень долго не могли всё это раскачать.
Они, безусловно, не думали, что развалится Советский Союз – они устали бояться Сталина, потом Андропова. Они думали сделать революцию под себя, что и сделали, но долго не могли этого раскачать. И тогда агентура и КГБ были выведены шахтёры на площадь. Я это очень хорошо знаю. Я тогда был генеральным директором.
В моем распоряжении были 50 тысяч шахтёров. И их использовали. И второе – был Майдан. Киевляне вышли на площадь. Они думали, что борются с беспределом, с чиновниками, со взятками. Сегодня уже они не выйдут. Ющенко может и не объединится с Януковичем. Я вижу, что, скорее всего это будет индивидуальное ство. Партия Регионов186 человек. И думаю, найдется достаточное количество человек, которые поставят подписи, что готовы стать в коалиции с Партией Регионов. А как политические силы этого может и не состояться.
Кого видите спикером? Говорят от НСНУ на этом посту видит себя Анатолий Кинах?
Думаю, что ему будет сложно. Я отношусь уважительно к Анатолию Кирилловичу. Он человек системный. Но по складу характера там нужен человек более, как в фехтовании, быстро реагирующий на события.
А то, что сейчас в подготовительной группе председательствует Бокий, от социалистов. Не готовит ли это он место спикера для Мороза?
Нет. Ничего не значит. Нет предварительных договорённостей. Просто вообще не могли сдвинуться с мёртвой точки. Вот и договорились. Это никаких последствий. Это не то, что когда-то на похоронах Генерального секретаря, кто является председателем похоронной комиссии, тот потом и генсек. Тут не тянет за собой никаких последствий. Я думаю, что коалиция будет вот такой.
Если коалиции не будет. Давайте рассмотрим такой вариант. Или она объявят, за Тимошенко не проголосуют – и она развалится. Тогда тут есть тоже очень интересная ситуация. По закону, Президент имеет право распустить парламент, если не состоялась коалиция, и если она состоялась через два месяца, если не избран Кабинет Министров. Сейчас за каждого министра придётся голосовать в парламенте. Возможно, договорятся о пакетном голосовании. Это не исключено.
Но нигде не сказано, что он должен это сделать. Вот не образовывается. Тут это болото. Ехануров продолжает исполнять обязанности премьера. В парламенте такое болото. А вот сохраняется статус-кво, который мы имели после 1 января. Когда всё не складывал Юрий Иванович полномочия, перед парламентом. Собственно говоря, он в отставке уже давно. Его тот парламент отправил. И давайте говорить честно. Почему была мёртвая зона? Потому что парламент, по закону, уже мог отправлять в отставку Кабмин, а назначать ещё нет. Вот он может назначать уже с сегодняшнего утра. Так записано в переходных положениях Конституции.
А Президент уже не мог. Вот была такая… Что здесь плохого? Если такая ситуация сохранится, это абсолютно плохо для экономики. Если ситуация сохранится, это продолжение нестабильности. Вот нужны решительные шаги. Когда сегодня у нас импорт превышает экспорт за 2005 год, когда мы открыли границы для всех. И это очень чувствуют предприятия. Или нефтепереработку уничтожили, разрешив ввоз дешевых нефтепродуктов. А это рабочие места.
Это налоги. Это бюджет. Это всё. На моем округе находиться завод «Заря» - это казённый завод, не частный. Там работает 5 тысяч человек. И сегодня китайская продукция их задавила. Полностью. Рабочие стали получать в два раза меньше. Речь пошла о сокращениях. Мы там пытались защищать, некоторые олигархи хотели назначить на него своего руководителя, а мы защищали. И я, и партия. А сейчас там тяжелейшее положение. И не только там.
Сложно вам то, что вы не прошли в парламент. Как себя чувствуете? Хотелось бы пройти?
Я чувствую себя абсолютно нормально. Конечно, потенциал есть. Но, в общем-то, моя биография простая: 30 лет работы в угольной промышленности и 16 лет в парламенте. И за 16 лет, если считать, что медведя в цирке учат на мотоцикле кататься, то можно было кое-что понять. Это был университет законотворческой работы.
Где вас ожидать в ближайшее время?
Я не вижу себя в исполнительных структурах нигде. Я продолжаю работать как первый заместитель главы Республиканской партии, у меня есть, поскольку я никогда, не нарушал за все эти законы о статусе народного депутата, и не подрабатывал на других работах. Поэтому я имею массу предложений. Без лишней скромности имеется определённый опыт очень большой. И люди хотят видеть меня хотя бы консультантом. Я думаю над этими предложениями. Я ещё не решил. И пока все свои усилия сосредоточил на партийной работе.
"НТН"
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/95944.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM