При Саддаме чаще сажали, но реже взрывали

15 июн, 10:19

В конце июня исполняется два года с того момента, как американцы объявили о передаче власти в Ираке местной администрации. За это время в стране дважды провели выборы в парламент, приняли конституцию, сформировали правительство. Поймали и отдали под суд бывшего диктатора Саддама Хусейна. Уничтожили "правую руку" Осамы бен Ладена Абу Мусаба аз-Заркави.

Теперь иракцы не обязаны присягать на верность правящей партии и пользуются свободой слова. Однако каждый день в стране гремят взрывы, постоянно возникают перебои то с электричеством, то с водой, то с бензином. Шииты и сунниты убивают друг друга, курдские районы живут фактически как независимое государство. С начала иракской войны погибли почти 3000 солдат коалиции и более 40 тысяч мирных жителей. Не напрасными ли оказались эти жертвы? Лучше ли стало жить иракцам без Саддама? Что ждет страну? Ответы на эти и другие вопросы "Известия" попытались выяснить у самих жителей Ирака.

"Все стало хуже, гораздо хуже, чем три года назад", - жалуется нам по телефону жительница Багдада Сура. Она работает в больнице. Каждый день через ее руки проходят раненые. Иногда счет идет на десятки. "У детей экзамены, и так постоянные нервы, а тут еще эти взрывы под окнами, - говорит женщина. - Нет воды, нет света..."

Трубку берет отец Суры Дияр:"У нас все хорошо, мы верим в новое правительство и светлое будущее Ирака. А кто звонит?" Связь очень плохая, Дияра почти не слышно. Он просит прислать ему письмо с информацией обо мне по электронной почте, дает адрес. Проходит час, а ответа нет. Дияр перезванивает сам. На этот раз слышимость отличная. "Я получил ваше письмо, - говорит иракец. - Спрашивайте что хотите".

Дияр аль-Амлен работает верстальщиком в газете "Ас-Сабах". Младшую дочь Надию он послал учиться в Швецию. Средняя преподает в багдадской школе, старшая работает в больнице. Сыновья дар и Мустафа заканчивают в этом году Багдадский университет.

"Мы живем в темноте, - признается Дияр. - Свет дают на два часа в день. Причем всегда в разное время суток. Иногда ночью. Но когда бы ни дали электричество, мы вскакиваем и принимаемся за работу. Надо приготовить обед, убрать квартиру, посмотреть по телевизору последние новости".

По словам Дияра, при Саддаме таких перебоев с электричеством не было. Однако багдадец не жалеет о свержении диктатора. "Во времена Хусейна я получал два доллара в месяц, - рассказывает аль-Амлен. - А хлеб, например, стоил 100 динаров - 50 центов. Так что мне, жене и детям приходилось работать днем и ночью, сразу в нескольких местах. Теперь мне платят 500 долларов. Я в принципе доволен".

Тем не менее Дияр собирается уезжать из Ирака. Слишком опасно стало жить на родине. "Несколько дней назад боевики расстреляли у меня на глазах пятерых молодых ребят, - говорит аль-Амлен. - Они ничего не делали, просто завтракали в кафе. Правда, на них была полицейская форма. Но в чем же они виноваты?" Вечером Дияр не выпускает сыновей на улицу: "Там ведь и пристрелить могут - пусть лучше встречаются с девушками дома".

Хотя у аль-Амлена есть машина, ему часто приходится ходить на работу пешком. "Большие проблемы с бензином, - жалуется иракец. - Террористы взрывают офисы нефтяных компаний, сами трубопроводы. Вот и приходится по шесть часов стоять в очереди на бензоколонке".

Дияр живет в районе аль-Мансур - там, где 3 июня боевики убили одного сотрудника российского посольства и похитили еще четырех. "Скорее всего их выкрали с целью выкупа, - считает аль-Амлен. - Вероятнее всего это сделала "армия Махди" (группировка под предводительством радикального шиитского проповедника Муктады ас-Садра. - "Известия"). Она очень активна в нашем районе".

"Сегодня мы намного более свободны, чем при Саддаме, - уверяет студент пятого курса Вавилонского университета в городе Хилла (юг Ирака) дар аль-Бадри. - Я еще застал то время, когда всю студенческую деятельность контролировала саддамовская партия "Баас". Если кто-то не соглашался стать ее ом, у него возникали большие проблемы. Педагоги вдруг начинали "заваливать" этого студента на экзаменах, даже если он все знал на отлично.

Доходило до исключения из университета. Сейчас многие политические партии и движения тоже ведут пропаганду в университетах. Например, мне недавно пришло письмо от Муктады ас-Садра - он призывает молодежь вступать в его движение. И если, например, я соглашусь, со мной ничего не случится. Из университета не выгонят. Мы теперь можем говорить все что хотим. Можем вступать в любые партии, читать любые газеты. Их теперь более сотни. При Саддаме было только пять-шесть газет. Которые он, конечно, контролировал".

Справка

Каждый день в Ираке погибает в среднем 80 человек. В стране происходит до 600 терактов в неделю (в 2005 году - 500). Численность повстанцев, по различным оценкам, - от 12 до 20 тысяч человек. Считается, что примерно 150 тысяч человек оказывают им содействие. Костяк вооруженного сопротивления составляют арабы-сунниты. Численность иностранных боевиков оценивается в 3,5 тысячи человек. В основном это выходцы из Алжира, Египта, Йемена, Саудовской Аравии, Сирии и Судана.

Потери Вооруженных сил США с начала иракской кампании в марте 2003 года - более 2500 человек убитыми и более 18 тысяч ранеными. Точного учета потерь среди мирного населения не ведется. По разным данным, погибло от 40 до 100 тысяч.

Численность иракских силовых структур достигла 263 тысяч человек. "Мы сможем полностью заменить коалиционные войска, когда наши вооруженные силы будут укомплектованы до 325 тысяч человек", - заявил премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. Ранее его британский коллега Тони Блэр пообещал, что силы международной коалиции покинут страну к концу 2010 года.

"Известия"


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/95318.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM