Белоруссия тоже хочет...

10 авг, 15:32

Намерение России перейти во взаимоотношениях с Белоруссией в энергетической сфере на рыночные принципы заставляет Минск искать пути выживания в новых условиях, которые, как ожидается, наступят с 1 января 2007 года. Не исключено, что одним из главных направлений белорусской стратегии может стать создание атомной энергетики.

Похоже, даже Александр Лукашенко осознает, что Москва приняла твердое решение относительно рыночной энергетической политики на белорусском направлении. И прежнее упование на особые союзнические отношения с российским государством вряд ли принесет успех на переговорах с “Газпромом”. Поэтому как никогда ранее в речах и репликах белорусского лидера чувствуется сильная енность способностью страны жить в условиях резкого подоания “голубого топлива”.

В числе предлагаемых выходов по обеспечению энергетической безопасности Белоруссии все отчетливее начинает звучать тема строительства атомной электростанции. “Без этого, похоже, не обойтись”,– констатировал Лукашенко на состоявшемся на прошлой неделе совещании с дипломатическим корпусом страны. По его словам, “если ученые, правительство, энергетики представят стопроцентное обоснование целесообразности, то будем принимать соответствующее решение и строить”.

Кстати, Белоруссия не может претендовать на оригинальность. Использование мирного атома в условиях постоянного и устойчивого удоания углеводородного сырья сегодня стало нормальной мировой тенденцией. Идея строительства АЭС и покрытия тем самым энергетического дефицита сегодня востребована и готовится к реализации не только в странах, имеющих бедную сырьевую базу. Та же Россия приступила реализации программы по широкомасштабному строительству АЭС.

Но не стоит забывать, что тема АЭС в Белоруссии имеет особый фон, связанный с Чернобыльской катастрофой. Авария на Чернобыльской АЭС 20-летней давности имела, как известно, колоссальные негативные последствия – экономические и социальные. Напомним, от взрыва украинского реактора пострадало около четверти территории республики, на которой ала пятая часть населения.

Эвакуация и переселение, коснувшиеся сотен тысяч граждан, хронические заболевания пострадавших от катастрофы людей породили в белорусском обществе массовую радиофобию и отрицательное отношение к атомной энергетике. Именно это авария практически на 20 лет притормозила активное развитие и внедрение атомной энергетики не только в европейских странах, но и в мире.

Кстати, если бы не Чернобыль, то белорусы уже давно имели бы собственную АЭС. В 1987 году была подготовлена к запуску атомная электростанция под Минском, однако трагедия на ЧАЭС вынудила руководство бывшего СССР перепрофилировать эту атомную станцию в ТЭЦ.

Впрочем, пагубные последствия радиационной катастрофы выработали устойчивый “чернобыльский синдром” не у всех представителей белорусского общества. Часть чиновников, ученых и специалистов продолжали оставаться сторонниками строительства собственной АЭС.

В 1993 году была разработана концепция проекта программы развития ядерной энергетики в Белоруссии. Специалисты изучили около 50 мест, где можно было бы разместить атомную станцию (скорее всего, это было бы сделано в Могилевской области). Однако протесты общественности оказались сильнее доводов сторонников, и практическое воплощение идеи возведения белорусской АЭС было замоено.

Совершенно очевидно, что такому положению вещей в Белоруссии способствовали и внешние обстоятельства — прежде всего, союзнические отношения с Россией. Использование российских энергоресурсов (прежде всего — газа) по внутрироссийским ценам избавляло белорусское руководство от головной боли, связанной с обеспечением страны теплом и светом.

Теперь настали иные времена, и наработки белорусских специалистов по созданию собственной атомной отрасли активно извлекаются из архивов. Главный штаб “атомного лобби” концентрируется в Национальной академии наук (НАН), глава которой Михаил Мясникович говорит о планах строительства АЭС как о деле решенном. “Введение в эксплуатацию АЭС в Белоруссии в 2015-2020 г.г. является приоритетом для республики”, – заявил он на недавней сессии общего собрания НАН.

По словам Мясниковича, стоимость строительства белорусской АЭС оценивается в $2,5 млрд. Из его слов также следует, что возведение этого энергетического объекта принесет стране бесспорную пользу, поскольку стоимость киловатта электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, на 30-35% ниже, нежели ее стоимость, полученная путем сжигания газа. Представители “атомного лобби” считают, что оптимальной для Белоруссии является АЭС мощностью 2 000 Мвт. Это, по их расчетам, позволит стране ежегодно экономить до 4 млрд куб м природного газа, вследствие чего строительство АЭС окупится всего за 7-8 лет.

Нет сомнения, что ожидаемое повышение цен на углеводородное топливо белорусскими сторонниками АЭС воспринимается с большим оптимизмом. Ведь они получают дополнительный козырь в заочном споре со скептиками, которые идею “мирного атома” для национальной энергетики отнюдь не считают перспективной.

Дешевизну и неисчерпаемость атомной энергии они считают мифом. Хотя бы потому, что сроки эксплуатации атомных реакторов ограничены несколькими десятками лет, после чего возникает серьезная проблема, связанная с безопасностью старой АЭС.

И вообще, по их мнению, сооружение Белоруссией собственной АЭС не решит проблемы энергобезопасности страны. “Энергетическая независимость от России с помощью АЭС вряд ли достижима, – отмечает известный эколог Александр Винческий. – Топливо для атомной электростанции ведь тоже придется покупать”.

Михал Дашук, "Росбалт"


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/93242.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM