Каддафи, гласность, перестройка

01 сен, 15:50

Сегодня ливийский лидер Муаммар Каддафи произнесет ежегодную речь, которую с особым вниманием выслушает Запад. По мнению некоторых экспертов, стареющий глава государства может в конце своей политической карьеры выступить проводником радикальных демократических реформ. В последнее время ливийский лидер Муаммар Каддафи не раз критиковал зависимость своей страны от нефти, иностранной рабочей силы и импорта и заявлял, что необходимо начать производить вещи, в которых действительно нуждаются люди. Критическая направленность серии его речей в июле и августе представляет особый интерес накануне ежегодного обращения к нации в честь победы революции, с которым Каддафи выступает 1 сентября, сообщает Газета.

«Мы ничего не производим. Мы продаем только нефть, а потребляем все», – сказал он, осудив такую модель общества потребления, при которой у страны не будет никакого будущего после того, как запасы нефти иссякнут. «Торговля, при которой вы ничего не производите, а только лишь импортируете товары в обмен на нефть, – это катастрофа», – передали слова Каддафи ливийские агентства.

«Ливия, как известно, длительное время жила в условиях довольно жестких экономических санкций», – напоминает руководитель центра изучения стран Северной Африки Института Африки РАН Александр Ткаченко. Совбез ООН ввел санкции против Ливии за организацию авиакатастрофы над городом Локерби в 1988 году. Тогда в результате крушения самолета Pan American погибли 270 человек, в том числе также 11 жителей Локерби. Ливийский лидер Муаммар Каддафи более 10 лет отказывался признать ответственность за теракт и выдать правосудию обвиняемых – двух сотрудников ливийских спецслужб.

Однако в 1999 году оба террориста все-таки предстали перед судом, проходившим в Голландии. В том же году Совбез ООН приостановил (но не отменил) эмбарго против Ливии. Позже Каддафи пошел на еще большее сближение с Западом, согласившись выплатить почти $3 млрд родственникам пассажиров «Боинга», взорвавшегося над Локерби. Он также взял на себя полную ответственность за произошедшее. Вскоре после этого санкции с Триполи были сняты.

«Это неестественное состояние для крупной нефтедобывающей арабской страны, которая испытывала значительные трудности в экономическом развитии и в решении социальных проблем, продлилось достаточно длительный период времени. Оно крайне негативно сказалось на хозяйственном положении в стране, ибо ливийская экономика не получала в течение примерно десятилетия ни необходимых новейших технологий, ни полезных для экономического развития иностранных инвестиций», – считает Ткаченко.

Теперь, по мнению эксперта, Ливия ринется наверстывать упущенные возможности, однако «эффективное использование многомиллиардных доходов от добычи нефти и ее экспорта, а также от возможных инвестиций, возможно только в условиях, благоприятных экономически и, прежде всего, юридически». Именно поэтому Каддафи начал говорить о реформах.

Реформистская риторика не нова для Каддафи, однако ливийцы говорят, что необычность этих речей в их периодичности: слишком часто за последнее время ливийский лидер повторяет эти слова, причем перед самой разной аудиторией – от профсоюзов и чиновников до учителей и студентов-семинаристов. Шквал комментариев, появившихся после выступлений Каддафи, сводится к мысли о том, что 1 сентября он может пойти дальше, предложив дальнейшие реформы для модернизации страны.

По мнению экспертов, есть надежда, что ситуация в несырьевом секторе экономики, ослабленном международными санкциями и серьезно страдающем от безработицы, постепенно улучшится. Однако, насколько радикальными будут реформы, сказать сложно.

«С точки зрения Каддафи, реформы в Ливии никогда и не заканчивались. И этот процесс, который у них сейчас идет, капитализация социализма, тоже демонстрация для Запада. Поезжайте куда-нибудь от столицы в глубь континента на 100 км – там до сих пор живут бедуины своими племенами, не признавая никакой государственности». «Да, возможно, Каддафи захочет построить демократическое государство. Но это будет демократия не по американским стандартам».

«Каддафи печет свой пирог демократии по-сахарски», – заявил «Газете» заместитель директора Института востоковедения РАН Анатолий Егорин. Он напомнил, что за две недели до выступления Каддафи речи в защиту демократии и свободы слова произносил его старший сын Саиф-аль-Ислам. «Рельная ситуация в том, признаемся честно, что никакой свободной прессы у нас нет», – заявил перед шестнадцатитысячной толпой наиболее уважаемый после своего отца политический деятель Ливии.

По мнению Егорина, в ближайшем будущем реформ ждать не стоит: «Можно сослаться и на руководителя внешнеполитического ведомства Ливии, мы его спрашивали об этом и он ответил: «А что, у нас свои интересы и цели, впрочем, как и у Запада. Им хочется нашей нефти, а нам хочется, чтобы у нас был демократический имидж во всем мире». Возможно, предполагает Ткаченко, речь Каддафи была обращена в будущее: «Может быть, этот его призыв – это сигнал не только для нынешних политиков, определяющих курс стран, но и для будущего его преемника.

То есть это подготовка почвы для либерализации экономического курса и сигнал для того, чтобы были адекватные реакции со стороны тех политических сил, которые со временем будут все больше и больше влиять на выбранный Ливией курс».

ELCOMART Международная жизнь


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/92532.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM