05 окт, 15:44
Никарагуа, одна из беднейших стран Латинской Америки, планирует построить канал стоимостью 20 млрд. долл. США. Такой канал сможет составить концию Панамскому. По нему смогут проходить самые большие в мире танкеры и контейнерные суда из Тихого океана в Атлантический.
Этот мега-проект рассчитан более чем на 10 лет, но после его осуществления география мировой торговли может существенно измениться, если откроется восточное побережье Северной Америки, Европа и Бразилия мощному транспортному потоку из торговых стран тихоокеанского региона, включая Китай и Южную Корею.
Новый маршрут будет короче на 800 км – или, как минимум, на сутки – чем старый, проходивший между Нью-Йорком и Калифорнией, за счет чего дорога из Китая в Европу для больших судов станет короче и дешевле.
Официальное заявление о проекте под названием «Великий межокеанский никарагуанский канал» было воспринято соседней Панамой с трепетом, поскольку она также планирует расширить свой канал. Она опасается, что появление никарагуанского конта серьезно отразится на их основном источнике дохода.
По Никарагуанскому каналу, который соединит два океана, смогут проходить 250 000-тонные танкеры и контейнерные суда, тогда как по Панамскому могут ходить корабли грузоподъемностью лишь 79 000 тонн. Даже если будет выполнена запланированная реконструкция Панамского канала стоимостью 5 млрд. долл. США, по нему смогут проходить только 120 000-тонные суда.
Однако, аналитики и политики разделились во мнении, достаточен ли транспортный поток для двух каналов такого масштаба в этом регионе, даже не смотря на укрупнение мировой торговли, наблюдающееся последние десять лет.
Президент Никарагуа, Энрике Боланос, сказал на выходных, что для двух крупных каналов достаточно места. «Тут много возможностей для бизнеса. Мы знаем, что из ста судов, прибывающих в обе Америки, только семь проходят по Панамскому каналу. Если построить Никарагуанский канал, в Центральной Америке начнется невиданный экономический подъем», - сказал он.
Однако, представитель руководства Панамского канала сказал, что для расширенного Панамского и для Никарагуанского каналов не хватит судового транспортного потока. «Если будет продолжаться расширение, никарагуанский проект будет невыгодным», - сказал он. «Наш анализ показывает, что наш проект одобрен, и для двух объектов спроса не достаточно, а их затраты будут намного больше наших».
Проект, настойчиво поддерживаемый г-ном Боланосом, активно обсуждается последнее десятилетие, но он таки не прошел стадию финансовых переговоров. Никарагуа, чей ВВП составляет лишь 5% от планируемой стоимости этого предприятия, надеется на помощь крупных мировых компаний, включая китайские и японские банки, которые смогут увеличить прибыли за счет упрощения экспорта на Запад.
Грандиозный проект
В инженерном плане новый водный путь – один из самых грандиозных за последние 20 лет. Маршрут будет представлять собой гигантские шлюзы (32 м) до озера Никарагуа, второго по величине в Латинской Америке. В общем он растянется на 274 км и по большей части будет следовать за рекой Сан-Хуан, что требует массовых земляных работ. Помимо этого, на его пути встанет действующий вулкан Момотомбо. Также планируется крупный порт и туристическая инфраструктура по обоим концам канала.
Канал в Никарагуа был мечтой многих стран и предпринимателей последние 400 лет с того времени, как испанские конкистадоры осознали потенциал морского пути в Ист-Индию.
Эта идея поднималась бизнесменами в 1849 году во время золотой лихорадки в Калифорнии и затем снова в 1884 году, когда было достигнуто политическое соглашение между США и Никарагуа. Американские предприятия скупали землю, ожидая, что в стране будет построен канал и в 1916 году США заплатили Никарагуа 3 млн. долл. США за пожизненную ренту, но сделка так и не была подписана, потому что выбор был сделан в пользу Панамского канала.
Десять лет назад идея создания соперника Панамского канала снова выплыла на поверхность, когда консорциум из восьми крупных европейских, североамериканских и японских строительных компаний и портов, включая британскую фирму Wimpey, провел анализ технической осуществимости. По подсчетам требовалось 20 000 рабочих.
Никарагуанскому каналу придется отвлечь большую часть транспортного потока Панамского канала, чтобы он приносил хоть какую-то прибыль. В настоящее время через Панамский канал проходит 5% мирового судоходного траффика, в 2005 году через него прошло транзитом 14 000 судов и было перевезено 275 млн. тонн грузов, в основном между Азией и восточным побережьем США. Канал дает Панаме 8% от всех ее доходов, но сейчас его пропускная способность упала, поскольку грузовой транспорт иногда задерживается на техобслуживание днями, а иногда и неделями.
Опасность для окружающей среды
Совсем недавно был предложен вариант «сухого» канала через Никарагуа, то есть высокоскоростной железной дороги или автомобильного шоссе. Хотя такой вариант более дешевый и нанесет меньше вреда природе, но он потребует большого расхода времени и дополнительных затрат на погрузку и разгрузку контейнеров.
Однако защитники окружающей среды и общественные формирования в Никарагуа преуменьшают значимость этих планов. По их словам, уже давным-давно планировалось соединить Тихий и Атлантический океаны, но так ничего и не было сделано.
Предлагалось все: и железная дорога, и канал, и шоссе, но так ничего и не случилось. Как говорит Кэтрин Хойт, представитель никарагуанской сети в Вашингтоне, канал может дать лишь несколько временных рабочих мест, а для рядовых никарагуанцев не будет никаких преимуществ.
Конечно, банкирам эта идея нравится. Им выгодно использовать стратегическую позицию Никарагуа в целях мировой торговли. Но, говорит Кэтрин, будут уничтожены большие участки леса. Также существуют проблемы страхования. «Я не могу представить, чтобы Соединенные Штаты хотели, чтобы у китайских или других зарубежных инвесторов был контрольный пакет акций канала, который проходит так близко к их границе», - говорит она.
Другие утверждают, что предлагаемые глубоководные порты станут причиной уничтожения великолепных коралловых рифов, нарушения районов рыбного промысла, это отразится на популяции морских черепах и системах маций, а нефтяные пятна и сброс отходов приведут к отравлению и загрязнению.
Немного истории
Никарагуа – вторая беднейшая страна в Латинской Америке – подвержена опустошительным природным катастрофам и массовой политической коррупции, но она пытается улучшить состояние секторов здравоохранения и образования. Среднегодовой доход составляет 750 долл. США, и хотя около 80% внешнего долга страны было списано, ее внутренний дол составляет 6,5 млрд. долл. США.
Около 75% населения живет менее чем на 2 доллара в день, уровень безработицы составляет почти 50%, а неравенство доходов ярко выражено. Катастрофы, такие как ураган Митч, и рост населения подрывают состояние экономики: по данным ЕС сейчас за чертой бедности живут больше людей, чем 1993 году. Стране нужно около 100 000 рабочих мест в год. В следующем месяце никарагуанцы пойдут на выборы.
Источник: http://environment.guardian.co.uk/water/story/0,,1886888,00.html
Антон Юр,
Elcomart News
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/91694.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM