Стабилизация после дестабилизации: сценарии развития ситуации до и после парламентских выборов
29 ноя, 15:29
Отставка Тимошенко была целиком логичной, учитывая вал дестабилизационных тенденций, нарастающих в экономике и политике Украины. Но она произошла слишком поздно, когда многие высоты оранжевой командой были утеряны.
В целом можно зафиксировать ряд тенденций, которые обозначили наступление коренного перелома в украинской политике после оранжевой революции:
Экономика оказалась под угрозой стагфляции, что потребовало прихода в правительства команды «стабилизаторов» во главе с Юрием Ехануровым. Однако загнанный в рамки избирательной кампании Ехануров вынужден будет продолжать популистскую политику предыдущего правительства. Проект бюджета 2006 показывает, что самоубийственная украинская а перманентного увеличения социальных выплат продолжена и правительством. В обществе резко усилились этатистские настроения - более 60 % населения считают, что государство должно перераспределять национальное богатств.
Это не удивительно, социальные выплаты достигли 80% бюджета. Самое опасное, что реальная экономика не способна покрыть все социальные издержки, которые могут покрываться только за счет приватизации и внешних заимствований. Это ставит под сомнение способность Украины приступить к масштабной модернизации. Ведь, как говорил Адам Смит, нации, способные к накоплению, богатеют и развиваются, а нации, которые транжирят свои ресурсы, обязательно настигнет крах.
Когда осенью разразился скандал, и Ющенко с Тимошенко окончательно взаимно ослабили друг друга, произошло то, что еще полгода назад казалось фантастикой - в большую политику вернулись донецкие. Виктор Янукович неожиданно предстал в роли китайской обезьяны, которая мудро наблюдала за схваткой двух тов. Воздение донецких подтвердило известное правило китайского стратега Сунь-цзы, который говорил, что тот преуспевает в войне, кто первым делом не может быть разбит, вместе с тем, не упуская возможности разбить врага. В отличие от оранжевых ядро электората Януковича полностью сохранилось, более того за полтора месяца после сентябрьского кризиса количество людей, готовых голосовать за Партию регионов, возросло в среднем на 10-15 %. Это сделало Януковича лидером электых симпатий и усилило амбиции донецких, которые понимают, что именно сейчас они могут стать главной, а то и единственной силой, которая будет представлять электорат Юго-Востока в Верховной Раде. Де-факто после выборов в Украине останется две-три крупных силы, позиционирующие себя в центре политического спектра - Партия регионов, блок Литвина и, возможно, эсдеки. Донецкие сделали серьезные выводы из прошлогоднего поражения и оценили все плюсы и минусы стратегии своих оппонентов. Теперь они выстраивают Партию регионов как большую политическую корпорацию, которая поглощает все мелкие и средние центристские партии, которые имеют влиятельных лидеров и организационные структуры. Учитывая императивный мандат, который будет в новой Раде, можно быть уверенным, что их фракция будет одной из наиболее монолитных и управляемых.
В то же время, если кто-то усиливается, кто-то ослабляется. Естественно, что наиболее ослабленными из кризиса вышли Тимошенко и Ющенко. Тимошенко потеряла значительную часть своей популярности, но приобрела реноме защитника революционных идеалов - вокруг нее концентрируются наиболее радикальные представители оранжевого электората. Однако ее ресурс ограничен. Во-первых, ее ненавидит большая часть промышленно-финансовой элиты, опасаясь, что повторное премьерство Юли закончится построением социализма отдельно взятой стране. Во-вторых, Тимошенко популярна в основном в центре Украины, где будет наиболее острая борьба за электорат с Литвиным, Морозом, Ющенко. На Западе Ющенко удалось сохранить свои позиции, на Востоке население но ненавидит экс-премьера.
В то же время, Ющенко также потерял большинство рычагов влияния на ситуацию в стране, которые он имел в начале президентской каденции. Еще меньше инструментов у него останется после парламентских выборов, когда в действие де-факто вступает политреформа. Поэтому, Президент вынужден начать у со своими оппонентами - донецкими, которые по многим признакам для него стали менее опасны, чем Тимошенко. Такую же у пытается вести и Тимошенко. По сути, судьба Украины будет решаться в этом треугольнике - донецкие-Ющенко-Тимошенко плюс важную роль будут ать Литвин и Мороз.
Такой расклад не устраивает ни Ющенко, ни Тимошенко, которые не хотят попадать в зависимость от донецких, понимая, что любая ая связь с бывшими оппонентами выглядит как предательство интересов Майдана. Именно поэтому сейчас делается формальная попытка воскресить контекст прошлогодней кампании - все на борьбу с Януковичем. Борьба с реваншем будет одной из главных фишек парламентских выборов. Но элиты прекрасно понимают, что после выборов будет необходимо договариваться. Не понимает это только население, которое вновь, как и год назад, будет принимать на себя потоки грязи, усиливающей раскол между Востоком и Западом.
Вообще, тема раскола становится одной из определяющих для Украины на ближайшую перспективу. Как показывают последние соцопросы, 38 % населения считают, что отношения между Востоком и Западом можно охарактеризовать как вражеские. Учитывая, что ни одна из политических сил не выдает интегрального проекта развития страны - это навевает на мрачные размышления. Предложенная Януковичем формула «одна страна - два языка» приемлема, но она не имеет концептуальных наработок, которые бы показали, каким образом интересы Юго-Востока и его элиты будут органично включены в проект развития всей Украины. Хотя, вполне возможно, такой проект появится.
Еще одна угающая тенденция - будущий состав парламента на 80 % сохранит представителей нынешней Верховной Рады. В то же время более 50 % населения считает, что нынешняя политэлита не способна разрешить вызовы, перед которыми оказалась Украина. Т.е. оранжевая революция создала нового человека в Украине, как в оранжевом лагере, так и в сине-белом. Массы в целом оказались более передовыми, чем политэлиты, что создает предпосылки классической революционной ситуации «верхи не могут, низы не хотят». Если она не будет разрешена, то Украина взорвется новой революцией - более радикальной и наверняка кровавой.
Значительно усилилось влияние внешних оков, которые, видя слабость государства, предпочитают ать напрямую с теми или иными политическими актерами, в зависимости от собственных предпочтений.
Все это создает предпосылки для того, чтобы после парламентских выборов ситуация в Украине существенно ухудшилась. Почему?
Во-первых, институт Президента Украины перестал выполнять функции стратегирования, как в раз в тот момент, когда страна оказалась в очередной точке бифуркации. За 10 месяцев президентства Ющенко и его команда не смогли выдвинуть какой-нибудь осязаемой стратегии относительно того, какой Украина будет через 10, 15, 20, 50 лет. Впереди полгода изнурительной гонки, затем наверняка перманентный клинч с парламентом в условиях парламентско-президентской республики. Если Ющенко-Президент с нынешними полномочиями не может занять какую-то позицию, сформулировать какое-то подобие стратегии, то почему он будет это делать с обрезанными полномочиями? Президент не умеет вести сложные комбинаторные ы, а это умение сейчас нужно как никогда.
Во-вторых, переход к парламентско-президентской модели в нынешних условиях грозит привести к тотальному параличу исполнительной вертикали власти. Попробуем спрогнозировать ситуацию в парламенте, отталкиваясь от сегодняшних реалий. В Раду попадут три мощные колоны - блок Ющенко, блок Тимошенко и блок Януковича плюс три колоны поменьше - СПУ, блок Литвина и КПУ. Мега-блоки наберут от 15 до 25 %, остальные от 5 до 10%. Возможно, что в парламент попадут и другие более мелкие оки. Поскольку никто не наберет большинства, то будущее правительство обречено быть коалиционным. Какой будет конфигурация этой коалиции? Очевидно, что Ющенко не отдаст премьера Тимошенко, также как и Юлия Владимировна постарается сделать все от нее зависящее, чтобы Президент не получил свое правительство. Логичнее всего, что в состав коалиции войдут блок Ющенко плюс донецкие плюс Литвин плюс Мороз. В то же время Виктор Медведчук предполагает, что будет создана коалиция без оранжевых, что в принципе тоже возможно на основе союза регионалов, блока Литвина, ПСПУ, КПУ, эсдеки (если пройдут). Так или иначе, любая конструкция правящей коалиции будет очень шаткой..
Это значит, что при любых более-менее серьезных разногласиях, коалиция может распасться, а вместе с ней и надежды на сколько-нибудь скорую стабилизацию. Уже сегодня за 4 месяца до выборов руководитель штаба НСНУ Роман Безсмертный говорит о том, что новый парламент будет распущен, «если в нем не будет оранжевого большинства». Подвешенное правительство и неработоспособный парламент вряд ли улучшат макроэкономические показатели, которые в лучшем случае перейдут в состояние рецессии.
В этой ситуации можно прогнозировать, что перманентный кризис усилит в обществе запрос на авторитарного лидера. Население, которое уже сейчас устало от постреволюционного хаоса, рано или поздно захочет спокойствия и стабильности, которые традиционно способна восстановить более авторитарная власть. Уже сейчас, как указывают социологи, более 60% поддерживают идею «сильной руки». Президенту Украины стоит задуматься над этими цифрами, ведь за ними стоит будущее его политической карьеры и в свете развивающейся ситуации не вполне радостное будущее.
В-третьих, необходимо учитывать элитный фактор. Слабый Ющенко выгоден старо- и младоолигархам, которые почти без проблем могут заниматься разделом экономики, но до определенного предела. По мере ухудшения экономической ситуации (а она будет ухудшаться, принимая нефункциональность властной вертикали) перестанет удовлетворять интересы элит. В лучшем случае это произойдет через пару лет, в худшем - вопрос об отставке или той или иной формы смещения Ющенко возникнет уже после парламентской кампании. Вопрос заключается только в том, в какой форме будет реализован сценарий восстановления сильной президентской власти. На наш взгляд вариации колеблются от «Адольфа» «Шарля де Голля».
В-четвертых, необходимо принимать во внимание ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, особенно, если брать во внимание неизбежное увеличение Россией цен на газ.
Вариант первый. Юля. Пока из ых политиков на роль «сильного лидера» претендует только Юлия Тимошенко. Однако, принимая во внимание вышеуказанные факты, ее приход возможен только в том случае, если ситуация в Украине резко ухудшится или же что-то произойдет с Ющенко, которого она заменит на посту Президента под лозунгом «спасем революцию».
Вариант два. Итальянский. Если же Тимошенко удастся остановить в результате создания мощного движения «АнтиЮля», то дестабилизированная вторая украинская республика может просуществовать еще несколько лет. Коалиции будут создаваться и также быстро распадаться, Президент будет время от времени напоминать о своем существовании открытием исторического памятника, геополитические партнеры будут напрямую договариваться с лидерами партий, а не с органами власти. Происходит постепенная федерализация Украины, которую инициируют партийно-финансовые группы, имеющие контроль над той или иной областью. Учитывая, что в Украине партии имеют вождистский характер, а вожди в отличие от лидеров не формируют принципы, а просто ведут за собой, формируется среда для раскола страны. Уже сейчас электорат Януковича или Ющенко почти не восприимчив к рациональным доводам, вся политика ведется на иррациональном уровне, что резко сужает возможности компромисса. При этом возрастает риск вхождения Украины в ползучий период полураспада. Такая ситуация будет в общих чертах напоминать первую итальянскую республику 1949-1992 годов.
В условиях перманентного политического кризиса и экономической стагнации произойдет кристаллизация новых лидеров, которые и реализуют общественный запрос на усиление властной вертикали. Процесс кардинальной замены элит произойдет в 2010 году, если Президент не разгонит досрочно парламент или не произойдет переворот.
Вариант два. Итальянский. Если же Тимошенко удастся остановить в результате создания мощного движения «АнтиЮля», то дестабилизированная вторая украинская республика может просуществовать еще несколько лет. Коалиции будут создаваться и также быстро распадаться, Президент будет время от времени напоминать о своем существовании открытием исторического памятника, геополитические партнеры будут напрямую договариваться с лидерами партий, а не с органами власти. Происходит постепенная федерализация Украины, которую инициируют партийно-финансовые группы, имеющие контроль над той или иной областью. Учитывая, что в Украине партии имеют вождистский характер, а вожди в отличие от лидеров не формируют принципы, а просто ведут за собой, формируется среда для раскола страны. Уже сейчас электорат Януковича или Ющенко почти не восприимчив к рациональным доводам, вся политика ведется на иррациональном уровне, что резко сужает возможности компромисса. При этом возрастает риск вхождения Украины в ползучий период полураспада. Такая ситуация будет в общих чертах напоминать первую итальянскую республику 1949-1992 годов.
В условиях перманентного политического кризиса и экономической стагнации произойдет кристаллизация новых лидеров, которые и реализуют общественный запрос на усиление властной вертикали. Процесс кардинальной замены элит произойдет в 2010 году, если Президент не разгонит досрочно парламент или не произойдет переворот.
Вариант третий. Силовой. В условиях тотальной дискредитации и синих, и оранжевых появляется третья сила, которой может выступить армия, остававшаяся в стороне от политических баталий. Уже сейчас в СМИ начинает все чаще прокручиваться тема, что именно армия и СБУ в ноябре 2004 года спасли революцию. Учитывая, что в недрах каждой армии всегда дремлет собственный «полковник Буэндиа Гарсиа», можно предположить, что силовики могут попытаться навести порядок, который не смогли обеспечить политики. Слабым местом этой версии является тот факт, что в Украине силовые структуры традиционно были очень слабы.
Вариант четвертый. Стабилизационный. В новом парламенте будет сформирована устойчивая коалиция. Ехануров остается премьером, после парламентской кампании заручившись поддержкой коалиции НСНУ, Литвина, Мороза, донецких. Элиты научатся достигать компромиссов, и Украина через полтора-два года выходит на положительный тренд. В этот сценарий хотелось бы верить больше всего.
УРА-Информ
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/88598.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM