Андрей Сенченко: Ющенко, Тимошенко - это политики переходного периода

06 дек, 09:54

Стараниями нынешнего "оранжевого" руководства Украины, она может превратиться в "страну навсегда утраченных возможностей", многие украинские и крымские руководители пришли в политику не для того, чтобы реализовывать свое видение стратегии развития государства, а для удовлетворения собственных амбиций, и если при нынешней власти в Крыму ударит большой нефтяной фонтан, крымчанам от этого будет только хуже. Об этом в интервью рассказал лидер крымского "Блока Юлии Тимошенко - Прозрачная власть" Андрей Сенченко.
Янукович - зло. Ющенко - тоже зло
Не секрет, что большинство крымчан придерживаются левой идеологии. В этой связи для крымского политика уход в "оранжевую" часть политического спектра - большой риск. Как вас угораздило попасть в "оранжевые" ряды?
 
Я отношу себя к тем политикам, которые не пытаются пристроиться в хвост какой-то колонны, а реализовывают собственные представления о будущем страны и Крыма.
Может быть, это громко звучит, но я на самом деле так думаю. Если же говорить о каких-то цветах, то я не отношу себя в полной мере к политикам "оранжевого" спектра. Да, я голосовал на прошлых выборах против Януковича и еще раз это сделаю в силу того, что и Ющенко и Янукович для меня не мифические существа. Я знаком с обоими лично и имею собственное представление об этих людях.
Если говорить о будущем Крыма, то Янукович, помимо того, что он антипод Ющенко и Тимошенко, и тем самым симпатичен многим крымчанам, еще и является ярким представителем кучмовского режима. А это тот режим, к которому у меня, как у политика, бывшего чиновника и у предпринимателя за годы сформировалось совершенно четкое негативное отношение.
В интервью "Новому Региону" Кучма очень хвалил нынешнего премьера Еханурова. Кучмовский режим никуда не делся?
Кучма был 10 лет у власти и спектр тех, кого можно назвать представителями кучмовского режима, очень широк. Ехануров конечно же более умеренная фигура, чем Янукович и более подготовленная. Но вместе с тем, Ехануров долгое время руководил Фондом госимущества. И при нем были заложены многие механизмы, которые потом использовались для того, чтобы антинародным образом расправиться с государственной собственностью. Именно поэтому я и его считаю ярким представителем кучмовского режима.
Да и нынешнее руководство Крыма, по крайней мере, что касается представительной власти, после Майдана не поменялось и вполне уютно себя чувствует. Похоже, что люди сумели договориться с Киевом на старых, кучмовских принципах.
Да, мы это тоже наблюдаем. Все счастливы. Унесли, может, не все, что хотели, но все до чего руки дотянулись.
Недавно прошла годовщина Майдана. Это для вас праздничный день?
 
Нет. Меня пару месяцев назад настойчиво пытались пригласить для получения некоего знака чуть ли не героя революции. Я не пошел, потому что не считаю себя героем революции, я просто пытался год назад выразить свое мнение. И при этом я отдавал себе отчет, что Ющенко по своим кондициям далек от тех требований, которые я, как гражданин предъявляю к персоне президента. Но Янукович был еще дальше.
Если бы в Симферополе в годовщину Майдана на площадь не свозили людей по разнарядкам глав администраций, то я бы, может быть, туда и пошел. А так это очковтирательство, в котором я не хочу участвовать.
"Оранжевая революция" это, конечно же, не праздник, но существенная дата в жизни страны. Важный этап в ее развитии. Я не вижу в этом повода для того, чтобы открывать бутылку шампанского, но это этап, который заставляет задуматься.
На Майдан год назад приходили разные люди. Основная масса, по моему убеждению, шла за справедливостью, но кто-то шел за портфелем, за деньгами, за собственностью и еще за какими-то выгодами. И задача лидера, пришедшего к власти, заключалась как раз в том, чтобы четко просеять всех тех, кто пришел с ним на волне победы. Вы пришли за деньгами? Идите, ребята, в бизнес и там зарабатывайте свои деньги. Вы хотите дать какой-то импульс стране? Давайте смотреть, есть ли у вас для этого способности, опыт и деловые качества.
Ничего подобного не произошло.
2006 год - такой же этап, как и Майдан. Сейчас страна получит возможность или сделать шаг вперед или покатиться назад. Янукович для меня - это однозначный путь назад.
Вернется все, что было при Кучме, да еще и добавятся элементы "донецкого быта".
Как бы кто не относился к другим партиям, но понятно, что сейчас за высшие должности в стране идет борьба между двумя основными силами - между Тимошенко и Януковичем.
Тимошенко, на мой взгляд, это шаг вперед. Но у нее на этом этапе наследственность, как и у Ющенко: за ее спиной сегодня выстраиваются разные люди, в том числе и те, кто идет за деньгами, за собственностью или еще какими-то меркантильными интересами. И если она потом сможет сделать то, чего не смог Ющенко - провести селекцию сторонников, тогда это станет шагом вперед.
Но в любом случае, Ющенко, Тимошенко и ряд других лидеров, это политики переходного периода.
О крымской земле, нагане и селекции
Недавно на глаза попалась заметка десятилетней давности. В ней цитируется ваше заявление о том, что на вас готовится покушение.
Вы же знаете, что тогда времена были достаточно сложные, и крымский парламент был в значительной степени криминализирован. По крайней мере, полукриминальных элементов там было достаточно много. То, что это потом выливалось в разборки, взрывы, стрельбу и так далее, мне и моей семье пришлось испытать на себе. В 1997 году на пороге моей квартиры застрелили замминистра курортов и туризма Гольдича, похожего на меня по комплекции, росту и внешнему виду. А почему вы вспомнили историю 10-летней давности?
Так ведь и сейчас в Крыму стреляют в чиновников, бьют партийных активистов. Что изменилось?
 
Я все-таки думаю, что сегодня обстановка несколько иная. По крайней мере, в Крыму. Здесь уже нет таких развитых и сильных преступных группировок. Это я как житель полуострова говорю, а не как специалист, может быть, специалисты меня в этом поправили бы.
Хотя надо понимать, что есть достаточно серьезные финансовые интересы, и они связаны с землей. Когда я последовательно выступал за то, чтобы в Крыму был сформирован цивилизованный, прозрачный рынок земли, то я не уставал и не устану говорить, что если этого не сделать, неизбежно произойдет криминализация Крыма, и здесь снова будут те самые разборки. Потому что речь идет об огромных суммах и ресурсах. А традиции демократического культурного решения спорных вопросов в стране, к сожалению, нет. Если кто-то кому-то дорогу перешел, то у многих имеющих огромные деньги или имеющих виды на дорогостоящие ресурсы, рука почему-то сразу тянется к нагану.
А что значит цивилизованный рынок земли? О нем много говорят, но как-то без особой конкретизации.
 
Цивилизованный рынок земли означает, что если власть продает что-то, чем она распоряжается от имени народа, может быть два принципа передачи: если речь о некоем социально-значимом объекте - это должно делаться широко, гласно, при поддержке населения, если же это бизнес-объект или земля под строительство, должен работать рынок. То есть, этот участок земли должен продаваться на аукционе. Если проал на аукционе, то какой смысл устраивать какие-то криминальные разборки? Вы предложили меньшую цену. Какие вопросы?
Но у нас пока есть совсем другая практика. Фонд имущества Крыма провел конкурс по приватизации контрольного пакета акций машиностроительного завода "Прогресс". Там происходило что-то невообразимое. Чиновники заявили, что продавать предприятие на открытом аукционе им запрещает Фонд госимущества Украины. Хорошо, а что такое конкурс? Каковы его критерии? Один, говорят, - кто больше даст. Ни инвестиционных, ни социальных обязательств, ничего. При этом объявили этот конкурс закрытым и не пригласили на вскрытие пакетов ни одну из сторон. Вернее, это официально ни одну сторону не пригласили, а на самом деле понятно, для чего закрытые конкурсы проводят - чтобы была возможность ознакомиться с предложениями контов и подменить свое на более выгодное. Я по этим фокусам отправил запросы в ФГИ, прокуратуру, УБОП и крымскому премьеру. Посмотрим, хватит ли у них принципиальности.
Вернемся к земельному вопросу. Все говорят об особой ценности крымской земли, но понятно же, что вряд ли в ближайшем будущем возможно ввести в законодательство особую процедуру ее продажи.
А ничего вводить не надо - все есть. На самом деле никакой проблемы с проведением аукционов не существует. Более того, там, где общество надавило на власть, это происходит. Крым до последнего времени был единственным регионом Украины, где ни разу не проводились открытые аукционы. В конце концов, в Судаке один провели.
Многие земли находятся в собственности сельских, поселковых, городских советов и они сами решают, как продавать. Причем, это же власть, которая ближе всего к людям находится. Много ли крымчан видели живого президента? А вот сельского голову знает все село. И этим людям его переизбирать. То есть, по теории, местная власть должна быть вынуждена считаться с интересами общины.
Есть много искушений, которым подвержены политики, начиная от сельского, поселкового уровня и до самого верха. Когда альтернативой проведению аукциона является конверт, пакет, или чемодан, вопросы принципиальности заканчиваются. Это нельзя переломить, просто ожидая, что все политики станут совестливыми. Есть хорошая поговорка: "Не надо провоцировать порядочных людей". Единственный выход - изменение механизмов работы власти. Изменить их можно под давлением общества. Если тендер, то ый и в прямом эфире телевидения. Если продажа земли - то через аукцион. Вот эти правила должны работать.
Но не работают же. Помнится, бывший крымский премьер Анатолий Матвиенко пытался подобные механизмы ввести, или делал вид, что пытался.
(резко) Не пытался.
При этом, сразу же появились опасения, что он просто под шумок перетягивает на себя все полномочия по распоряжению землей.
На самом деле так и было. За последние лет 10 вы вряд ли назовете кого-то из крымских руководителей, который на самом деле опирался на поддержку крымчан, а не удерживался бы в кресле благосклонным отношением киевских вождей. Киев последовательно выводил такой тип угодных чиновников, которые готовы были отдать все, что угодно - землю, полномочия республики, за лишние день, неделю, месяц в своем кресле.
Я это к тому говорю, что земельные аукционы были невыгодны не только крымским, но и украинским политикам, включая Кучму. Потому что им удобно было снять трубку, дать команду, за это местным чиновникам дать возможность что-то здесь украсть и для себя. А крупные активы уходили первым лицам государства. Янукович тоже немного успел.
Кучма вел сознательную селекцию крымских руководителей. Что-то не видно, чтобы началась селекция политэлиты на новых принципах.
.
Выборы и есть этап такой селекции. Понятно, что если бы власть на Украине сформировалась после Майдана на тех принципах, которые на этом Майдане декларировались, то селекция пошла бы в каком-то положительном направлении еще до выборов 2006 года. К сожалению, все решилось по другим принципам: кумовья, сватья и так далее. Соответственно, этот этап потерян, в частности, и для Крыма.
Совсем наивно ждать и мечтать, что на уровне Украины появится президент или премьер с большими полномочиями, который станет правильным царем и все расставит по своим местам. Поэтому Крым должен возвращать свои экономические полномочия, он должен урегулировать такие "выпирающие" проблемы, как статус русского и крымскотатарского языков.
Но для того, чтобы перераспределить полномочия из Киева в Симферополь, по крайней мере, понадобится вносить изменения в Конституцию Крыма и в целый ряд законов Украины. А Конституция и сама является украинским законом. И как раз наступает тот момент, когда власть, не имеющая поддержки внизу, не то что не способна провести эти изменения через украинский парламент, она неспособна даже озвучить в Киеве какие-то слова об этих изменениях.
Поэтому, первое, что должна сделать крымская власть, если в нее после выборов придут патриоты - предпринять целый ряд шагов не рекламного характера, которые бы на самом деле дали ту поддержку населения, базируясь на которых можно пытаться что-то изменить в отношениях Киев - Симферополь, как-то отрезвить эти отношения, чтобы они стали залогом развития полуострова.
На этой ниве с кем вы готовы блокироваться после выборов?
Конечно, скорее всего, в крымском парламенте будет сложная ситуация и отсутствие единого большинства. Я не готов объединяться с политическими спекулянтами.
Термином "бело-голубые" сейчас обозначают уйму разного народа. Кто-то пошел под крыло Януковича по конъюнктурным соображениям, кто-то в силу неприятия Ющенко. Если препарировать эти ряды, посмотреть на лица, то найдется достаточно много людей, с которыми можно строить отношения и вырабатывать стратегию в рамках тех взглядов, о которых я говорил.
Об амбициях, которые разрушают страну
Нацсовет по телевидению и радиовещанию оказывает сильнейшее давление на крымские телеканалы и FM-станции, добиваясь украинизации эфира. В нынешней ситуации Крым может как-то защитить свое эфирное пространство?
 
С этим давлением, в частности, сталкивалась Черноморская ТРК. У нее в лицензии говорится о 30 процентах времени вещания на госязыке. И этот процент обусловлен тем, что Крым - зона компактного ания преимущественно русскоговорящих людей. Да, было очень существенное давление. ЧТРК недавно получала лицензию на круглосуточное вещание, и были попытки Шевченко, руководителя Нацсовета, потребовать, чтобы доля украиноязычного вещания увеличилась до 50 процентов. Причем, в оригинальной форме требовали: дескать, сами напишите заявление, что просите увеличить украинскую составляющую эфира. Черноморка отказалась.
Неприятно, что люди думают, будто они тем самым укрепляют свою страну. На самом деле, они расшатывают отношения в этой стране. Грустно, что сегодня такими нежными сферами руководят псевдопатриоты.
Что ими движет?
 
Нелюбимый мной украинский политик Леонид Грач сказал очень умную фразу: у нас многие политики, приходя во власть, начинают реализовывать не некие партийные принципы или какие-то программы, они приходят реализовывать свои собственные амбиции.
У меня на эту тему был разговор с господином Матвиенко, пока он был премьер-министром Крыма, Я ему говорил, что он - своеобразный вызов Крыму. Потому что у него на лбу написано, что он руководитель националистической партии, и потому что он пришел сюда реализовывать собственные амбиции и амбиции президента. Ну, представьте себе, что, допустим, я поехал бы замом губернатора во Львов и стал вести себя там точно так же, как Матвиенко здесь. Абсурдная же ситуация получается. Вот это как раз реализация собственных амбиций, но не рядовыми гражданами, а теми людьми которые имеют достаточно большую власть. Президентом в том числе. Вместо того, чтобы приехать в Донбасс и понять, как люди, которые там живут, думают, на каком языке они говорят.
И ведь руководители государства действовали не только себе во вред, а главное - во вред всем нам. Кто бы как ни относился к "оранжевой революции", но страна имела уникальный шанс сделать колоссальный рывок вперед. И когда они не реализовали этот шанс, это значит, что они действовали во вред всей стране, Крыму в том числе. Это потерянное время, упущенные шансы.
При Кучме Украину стали называть страной утраченных возможностей. После того, что наша новая власть натворила, мы находимся на грани того, чтобы стать страной навсегда утраченных возможностей.
"Наша Украина" истерично кричит "SOS!"
БЮТ раньше расшифровали и как "Блок Ющенко-Тимошенко". И именно вдвоем они в прошлом году взяли ину голосов избирателей. После раскола и той и другой силе сложно претендовать на все эти голоса. В лагере Ющенко раздаются примирительные возгласы. Возможен ли между ними союз в какой-либо форме?
Я бы сказал, что раздается истерический крик SOS, который закамуфлирован под примирительные возгласы. Как мне кажется, Тимошенко не надо выяснять отношения с Ющенко. Ющенко должен наконец понять, что президент страны обязан быть над всей этой схваткой. Он первый сделал ошибку, когда дал своему окружению затолкать президента в рамки партии "Народный союз "Наша Украина". Этим он лишил себя возможности быть арбитром.
Он же может по-другому сделать: сказать, да, мы шли одной командой, но точки опоры у составляющих этой команды разные. Кто-то больше опирается на Запад, кто-то на Восток страны, кто-то на бизнес, а кто-то на малоимущие слои населения. Каждый имеет возможность выбрать свою колонну с учетом нюансов, а я, как президент, готов работать со всеми. Для него это единственный вариант. А затолкать и утопить Тимошенко в этой грязи, которая, к сожалению, бурлит в "Нашей Украине". я думаю, что она не настолько глупа.
О курортном сезоне, который всегда бывает сорван
Крым в России чаще воспринимается не как особый в политическом плане регион, а как курорт. Большинство россиян, приезжая сюда, думают только о море, солнце и о ценах. Вы согласны, что прошедший курортный сезон был сорван и если да, то по каким причинам?
До определенной степени я согласен. Но каждый год говорят о том, что курортный сезон был чем-то сорван. О следующем сезоне скажут, что он был сорван парламентскими выборами. Безусловно, Крым и его бюджет выглядели бы иначе, если бы это был абсолютно спокойный регион. Но это спокойствие возможно только тогда, когда мы сможем людей здесь обеспечить работой, минимальным, обозначенным в Конституции, набором социальных благ. Потому что, когда дома все есть и дети умыты, одеты и накормлены, есть свет, тепло и до школы не надо идти по пояс в грязи, то чего, собственно говоря, бузить-то?
Крымский министр курортов осенью прямо заявлял, что украинское Минкультуры и туризма под руководством Оксаны Билозир сознательно создавало условия для сокращения числа российских курортников.
.
Глупостей было много. Например, дебаты вокруг покупки пансионата "Глициния". Даже если российский Внешэкономбанк купил пансионат для Путина, так пользуйтесь этой возможностью! Раз в год Путин у вас тут будет отдыхать - появится лишний повод какие-то вопросы решить. По газу или еще по каким-то проблемам. А вокруг "Глицинии" затеяли просто неприличную возню.
Нынешним летом по какой-то причине в апорту "Симферополь" выстраивались огромные очереди на паспортном контроле. Из 10 окон работали 2-3. Когда люди стоят час-полтора в очереди к окошку, естественно, это не прибавляет им оптимизма. И очень часто можно было услышать: ну раз вы, крымчане, не хотите нас принимать, будем ездить, в Турцию или на Кипр. Это еще и дешевле обойдется. С этим как бороться?
По степени глупости и хамства чиновничьи аппараты, в том числе и правоохранительные, что в России, что в Украине очень похожи. Мы же были одной страной. Я когда прилетаю в Шереметьево, меня тоже бесит стояние в очереди на паспортный контроль. Кабинок много, а откроют одну-две, и стоишь час, а то и больше.
Просто россияне, когда возвращаются домой, проходят по другому коридору и не замечают, что иностранцы испытывают то, что им пришлось терпеть во время прилета, например, в Крым. Я думаю, это проблема поколений, а не вопрос отношения в Крыму к российским курортникам. Хотя есть, конечно, и отдельные идиоты, которые пытаются целенаправленно отучать россиян от Украины.
Другое дело попытки сдержать российские инвестиции, перекрыть бизнесу дорогу на Украину.
Я думаю, это связано с тем, что все киевское чиновничество, приближенное к корыту, старалось успеть выкупить оставшиеся активы на первичном рынке, чтобы потом перепродать. Понятно, что для инвестирования нет собственных ресурсов, да и особого желания. Зато есть желание заработать на разнице между государственной ценой предприятий и их стоимостью на вторичном рынке.
О "татарском вопросе"
Вы считаете, что если крымчане будут сыты, одеты, при работе и в тепле, то и бузить надобность отпадет. То же часто говорят о крымскотатарской проблеме: дескать, обустроятся репатрианты и напряжение спадет. Но большинство крымских татар уже обустроились и имеют стабильный доход, а степень их политической мобилизации по-прежнему остается высокой. В пиковые периоды меджлис выводил на улицу около 30 тысяч человек. И сейчас он, скорее всего, может вывести столько же.
А мы друг другу не противоречим. Есть среднеевропейская статистика. В сытых странах около 4 процентов населения интересуются политикой. Возьмите 4 процента от 250 тысяч крымских татар - получится тысяч десять. Но здесь не Британия, и, я думаю, что даже при полном социальном благополучии в крымскотатарской среде уровень политизации был бы выше. Потому что есть длительная история ущемления гражданских прав крымских татар.
Но, я думаю, и сейчас нельзя сказать, что все крымские татары готовы идти на площадь в поддержку идеи национальной автономии. Я абсолютно уверен, что если власть постарается не делить по национальностям крымчан, решит элементарные проблемы жизнедеятельности населения (безопасная питьевая вода, электроэнергия, канализация и т.д.) и поработает над тем, чтобы появились рабочие места, уровень политизации в крымскотатарской среде упадет существенно. Да, при этом люди начнут жить лучше, появится некая своя политическая элита, которая сядет в дорогие машины и захочет взять в руки больше власти. Но здесь опять-таки неправильно ожидать, что вся надающаяся крымскотатарская элита горой за идею национальной автономии. Как в любой другой национальной среде там есть разные течения и важно, чтобы была возможность выбора, а не поддержанная государством попытка монополизировать мнение этих 250 тысяч человек.
Как вы относитесь к словам министра иностранных дел и лидера Руха Бориса Тарасюка о поддержке идеи крымскотатарской государственности?
Опять мы возвращаемся к тому, что люди при власти не знают реальной ситуации, да еще и пришли, чтобы реализовывать свои собственные амбиции.
Меня нисколько не смущает то, что Тарасюк так думает. Меня смущает, и коробит от того, что он всем это навязывает.
О горлопанах и будущем Крыма
Сейчас можно выделить несколько периодически озвучивающихся идей о будущем Крыма: сохранение нынешнего статуса автономии в составе Украины, более тесные отношения с Россией, или даже вхождение в РФ, отдельное государство, государство под совместным протекторатом Украины и России. О крымскотатарской государственности мы уже говорили. Какой проект вы считаете наиболее приемлемым?
У Крыма были разные этапы, и на каждом из них был свой вариант выбора. Из точки, где мы находимся сейчас, единственный путь - наполнение нынешнего статуса в первую очередь экономическими полномочиями. Безусловно, Крым должен заниматься привлечением инвестиций, в частности, российских, и Киев не должен этому препятствовать.
Сейчас есть разные силы, в том числе российские, которые пытаются делать в Крыму политику. Есть те, кто пытается финансировать разных горлопанов, спекулирующих на идее русского языка. Я не могу это обрисовать в лицах и фамилиях, но по моим ощущениям, ряд российских политиков, не смирившись с тем, что произошло год назад на Майдане, ищут точки приложения сил, чтобы как-то расшатать ситуацию в связи с выборами 2006 года. И Крым, к сожалению, очень удобная точка для приложения этих усилий. На мой взгляд, это просто нездоровое желание "поставить хохлов на место", взять реванш.
То есть, это снова попытки реализовать личные амбиции?
Еще совсем недавно мы были единой страной и уровень политиков у нас один и тот же.
Но есть и другие россияне. Возьмем, например, наверное, самого крупного на сегодня российского инвестора в Крыму - Александра Лебедева и его Национальный резервный банк, который едва ли не треть Алушты уже привел в порядок. Если он вложил уже больше 100 миллионов долларов в Крым, то я думаю, что он заинтересован в стабильности. Чем больше будет тех, кто сюда вложил инвестиции, тем больше у нас будет партнеров, заинтересованных в стабильности.
Если завтра найдут огромные запасы нефти на шельфе Черного моря, что может помешать Крыму стать процветающим регионом?
А. С.: Вопрос в том, что должна быть Государственная, с большой буквы, политика. В ней много составляющих, это и политика в отношении привлечения инвестиций, и вопросы экологической защиты, чтобы мы не оказались посреди нефтяной лужи и без денег.
Но, к сожалению, на мой взгляд, если бы сегодня посреди Крыма ударил нефтяной фонтан, сопоставимый с фонтаном в Арабских Эмиратах, нынешняя власть вряд ли бы совладала с искушениями. Предпосылок к тому, чтобы при этой власти расцвели Крым и Украина, нет.
Новый регион

Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/88372.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM