18 янв, 14:18
Газовые разборки с Россией повлекли за собой войну украинского правительства и парламента. Или, наоборот, холодная война помаранчевого Кабмина и разношерстной ВР из скрытой формы переросла в острую, что значительно ослабило позиции Украины на газовых переговорах с Россией. Народный депутат фракции "Наша Украина" Николай Катеринчук в интервью нашему корреспонденту изложил видение ситуации со стороны власти.
- Согласно закону в каком статусе сейчас находится правительство?
- Правительство находится в статусе органа, имеющего в полном объеме полномочия Кабинета министров Украины.
- Почему тогда ваши оппоненты утверждают, что решение об отставке правительства было конституционным, была лишь нарушена процедура, которая и так нарушается каждый день в ходе заседаний ВР...
- Независимо от того, было это голосование или нет, в связи с изменившимися формулировками в Конституции Кабмин работает без приставки "и. о." и имеет все полномочия для исполнения своих обязанностей. Так или иначе, статья 83 Основного Закона еще не дает права ВР сформировать новый Кабинет министров, а статья 106 - не дает такого права главе государства. Поскольку было принято постановление об отставке правительства, возникла такая юридическая коллизия.
- И все же как нам воспринимать правительство, за кем последнее слово в скандале с его отставкой?
- Мне кажется, это просто был выпад не только против помаранчевого правительства, но и против Президента. Оппозиция попыталась сыграть на дестабилизации политической ситуации в обществе и тем самым подзаработать немножко дивидендов, которых ей не хватает в виде процентов рейтинга. Все это связано с предвыборной кампанией. У одних есть желание получить реванш за проыш на президентских выборах, у других - получить мое удовлетворение после недавней собственной отставки. Но самый главный вывод, который нужно сделать в связи со сложившейся ситуацией: в парламенте сформировалось антипрезидентское, антидемократическое большинство, которое делает все возможное, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. И не случайно это было сделано накануне продолжения переговоров по газовым вопросам, я думаю, с одной лишь целью: ослабить позицию Украины на переговорах с Россией. Голосование об отставке - очень плохой знак и очень большой минус для переговоров. Это означает, что фракция "нового" большинства исходит из своих узкополитических конъюнктурных интересов, а не интересов страны.
- Оппозиция угает Президенту импичментом в связи с тем, что, по ее мнению, Ющенко принимает неконституционные решения... Это возможно?
- Пока глава государства еще не принял ни одного антиконституционного решения. Чтобы это опровергнуть, нужно обратиться в Конституционный суд и получить определенное решение. А вот в отношении внесения новых изменений в Конституцию есть решение Конституционного суда, который говорит, что эти изменения вступят в силу только после того, как пройдет референдум, если это связано с изменением конституционного строя.
- Инициируется ли в ближайшее время проведение этого референдума?
- Имеется решение Конституционного суда. А глава государства обладает правом обратиться к народу и по такому важному вопросу, как изменения в Основной Закон. Нравится это кому-то или нет, нужно обратиться к народу, чтобы он высказался на референдуме, а потом менять конституционную систему. В противном случае каждое новое большинство будет вносить коррективы в конституционный текст когда захочет, а это хаос.
- Но ведь ваши же коллеги блокируют решение о назначении судей Конституционного суда...
- У нас уже назначены судьи судебной системой и Президентом. То что касается представления судей в ВР - проблема с достойными кандидатурами. Кого назначать? Степана Гавриша, который отстаивал фальсификации в Верховном суде? Либо других людей, которые не имеют даже соответствующего образования и не работали в конституционной комиссии ВР, но их туда продвигают собственные фракции? Это не значит, что мы блокируем назначение судей. Мы только высказываем свое мнение и делаем замечания по конкретным предложениям, мол, мы за этого голосовать не будем. У нас есть своя позиция, и не она причина того, что Конституционный суд не начал свою работу, в конце концов, есть другие судьи от других ветвей власти, которые должны уже приступить к исполнению своих обязанностей. В этой ситуации четко прослеживается другое - желание завалить голосование, выдвигая откровенно неквалифицированных или непроходных кандидатов, за которых у депутатов не поднимется рука проголосовать. Разложившиеся политические трупы лезут в Конституционный суд, чтобы разрушить основу основ - высший судебный орган в стране, в который не могут попасть случайные люди, не имеющие ни соответствующей подготовки, ни соответствующего мировоззрения. Все поставили с ног на голову - объединили эти два вопроса и говорят: если вы не голосуете за предложенную парламентом четверку, тогда мы не приведем к присяге остальных. Если раньше мы обвиняли в узурпации власти президента (при Кучме), то сейчас тенденция обратная - идет узурпация власти ВР по отношению к другим ветвям власти. Мы уже видим, что такая политическая стратегия создает определенную почву для системного политического кризиса, который в дальнейшем отразится на экономике.
- Нашеукраинцы проголосовали за отстранение Литвина от должности. Это были личные разборки?
- Мы хотели дать время, чтобы спикер почитал регламент и понял, что нарушать его нельзя. Ему показали, что нельзя злоупотреблять служебным положением для ведения личной агитации. Потому что, например, комментарии к выступлению депутатов со стороны ведущего заседания запрещены. Для высказывания личного отношения он должен записаться, как любой из депутатов. Литвин не начальник для парламентариев, он лицо, избранное для соблюдения определенного порядка и процедур в законодательном органе. Если соблюдаются процедурные вопросы, значит, соблюдается демократия. Сейчас же процедурный порядок отсутствует.
- Но ведь так было всегда...
- Да, было, но общество поменялось, оно другое. Парламент продолжает работать вне закона, действует по постановлению ВР о регламенте, выходя из-под контроля Конституционного суда. Но КС уже высказал свое мнение, предложив принять регламент не в виде постановления ВР, а в виде закона. Только в таком случае суд смог бы контролировать принимаемые решения с точки зрения их конституционности. Если же парламент работает по постановлению, то эти решения выходят за рамки конституционного рассмотрения, это только внутрипарламентский процесс. Потому мы за то, чтобы был принят закон о регламенте.
- Кто, на ваш взгляд, инициировал отставку правительства?
- Я думаю, это был старт войны олигархов с правительством. Олигархи свалили помаранчевое правительство, которое не стремилось защищать их интересы. После вступления в силу конституционных изменений олигархи решили продемонстрировать свою силу, апробировать ее, так сказать. Для них не важно, что в стране может быть хаос, а позиции Украины в переговорном процессе по газовому вопросу будут ослаблены.
С экономической точки зрения, не было оснований для отставки правительства. В тот же день была создана следственная комиссия, но она даже не работала: правительство отправили в отставку без ее заключения. Разрешение газовой проблемы было только на первой стадии, подписали лишь первое рамочное соглашение, после которого еще было много работы. Мы вышли только на приемлемую цену в 95 долларов, которая Украину вполне устраивает.
- Ранее Ехануров заявлял, что максимально допустимая для Украины цена - это 80 долларов, а 95 - это уже критическая. Почему же мы признали ранее неприемлемую цену и почему все-таки нельзя было настоять на выполнении условий дополнения №4, в котором фигурировала цена 50 долларов?
- Понимаете, мы имеем дело с монополистом. Он может нам давать газ, а может не давать. Какой у вас механизм заставить его давать? Что вы можете ему предложить? Продайте ему свою жену, предложите все что у вас есть... У нас был договор до 2009-го и до 2013 годов. Казалось бы, что еще надо? Но Россия сказала, мы этот договор фактически аннулируем, потому что у вас демократическая страна...
- А как же договоренности?
- Монополист говорит: я не вижу этих договоренностей, я хочу 230 долларов, что дальше?
- Почему нельзя было решить этот конфликт в судах?
- Давайте перезимуем. В суд всегда можно обратиться, но в момент конфликта, зимой, оставить граждан без тепла только потому, что мы подали в суд и не договорились - кому нужна такая политика? Мы же работаем в интересах граждан, а не в личных интересах. Поэтому было принято решение: договориться сейчас, пусть и по 95 долларов... В любом случае, здесь будут затронуты интересы предприятий, но не граждан. А предприятия на сегодня у нас это кто? Металлургическая, химическая промышленность, Пинчуки, Ахметовы... Думаю, они смогут перестроить свое производство за два-три года, и государство готово им в этом помочь. Но мы не будем уже никогда работать с Россией не по рыночным ценам, если хотим быть независимыми. Важнее геостратегическая позиция страны, а не вопросы неэффективных собственников, которые давно знали, что нужно вкладывать деньги в модернизацию, но этого не делали. Зачем - газ же дешевый. Если мы хотим быть под контролем, тогда мы будем и дальше покупать дешевый газ. Нужно понимать, что дешевый газ - это газовая камера, чтобы задушить в Украине свободу и демократию.
- Говорят, что в этом договоре нет никаких гарантий...
- Позвольте, у нас был договор с "Газпромом", с правительством, с гарантиями. А Россия в одностороннем порядке отказалась их выполнять... Какие могут быть гарантии? Это у нас правовое государство. С Россией мы находимся в формате международных отношений. Но в вопросе газа, пока они монополисты, а мы у них покупаем - мы бесправны. Вместе этот газ отбирали на входе в Украину с обеих сторон - и наши олигархи, и российские. Эта система всех устраивала. Как только мы ее начали ломать, нас поставили перед выбором: хотите быть независимыми, платите. Можно говорить все что угодно - пойдите договоритесь с монополистами!
- Тимошенко настаивала на том, что России нельзя уступать. Чем мы рисковали?
- Можно было пойти и дальше на конфликт с Россией, но она бы перестала качать газ, и мы бы остались без газа, и оставили бы без газа и Европу. Могли мы поступить так с нашими европейскими друзьями? Неужели Юлия Владимировна вообще не понимает, что мы не одни, Россия не одна, мы находимся в сообществе?
- Вы полностью не приемлете ее стратегию?
- Не в этом дело. Чтобы навязать свою стратегию, необходимо получить право на ее реализацию у народа Украины. Если Тимошенко победит на парламентских выборах, создаст коалицию, она может потом от имени народа Украины поехать в Россию и доказать, как она умеет договариваться, продемонстрировать, что она предложит что-то другое взамен существующей газотранспортной системы.
- Ваш прогноз на ближайшее будущее: что ждет Украину?
- В любом случае, переговоры по газу еще не закончены. Все будет зависеть от того, насколько амбиции политиков, связанные с парламентскими или местными выборами, будут доминировать над процессами консолидации общества вокруг защиты национальных интересов. Прогнозировать политическую стратегию вокруг продвижения политических партий я не буду. Скажу лишь, что кампания будет грязная и, мне кажется, закончится нестабильностью. Страной, по сути, будут править олигархи. Они начнут разрывать ее по своим интересам. Это будут чехарда правительств, неслыханная и невиданная коррупция, прикрытие свободы слова, абсолютная колонизация регионов, что даст возможность влиять на многие процессы. Все еще можно остановить выборами... Это будет зависеть от волеизъявления народа.
Наталья Мелещук, Столичные новости
«Обсудить на е Силы Народа»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/86956.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM