Ошибки избирательной кампании

26 янв, 14:03

Специфической особенностью нынешней избирательной кампании стало определяющее влияние фактора ошибок. По странной иронии судьбы, почти все шаги, которые основные участники избирательной кампании совершили после Нового Года, дали эффект, прямо противоположный ожидавшемуся.

Первым в этом ряду стал Блок Юлии Тимошенко. Когда фракция БЮТ голосовала в Верховной Раде за отставку правительства, Юлия Владимировна, на мой взгляд, имела в виду совершенно конкретную цель — позиционировать себя как единственного носителя "помаранчевых" ценностей и, одновременно, показать всю глубину падения правительства Юрия Еханурова, ну, и понятное дело, Президента Виктора Ющенко. То есть, речь шла об окончательном перераспределении в свою пользу "помаранчевого" электората.

Однако данный шаг не просто не дал ожидаемого эффекта, но, как бумерангом, ударил по рейтингу самой Тимошенко. С точки зрения политологии, Тимошенко попала в так называемую "растяжку". Около года назад она начала активно ать c шмидтовскими терминами "друг" и "враг". Именно она первой разделила людей на "моих друзей и "моих врагов". И теперь она попала в ситуацию, когда:

а) На Западной Украине она — враг, потому что "зрадник". Она ведь голосовала вместе с "плохими парнями" из Верховной Рады, а для западноукраинского избирателя не важен мотив — для них важно, с кем было совершено действие. И хотя ЮВТ заявляет, что она объединилась с фракциями КПУ и "регионов" только потому, что в диалектике политики именно так защищает национальные интересы страны, для Западной Украины это не аргумент. Там привыкли, что все, что идет с Востока, — это обязательно несет угрозу. И потому — тот, кто голосует вместе с Востоком, есть априорно "зрадник". Таким образом, не столько даже бешеная контрпропаганда, которую развернул НСНУ на Западной Украине, помогает им повышать свои рейтинги и понижать рейтинг БЮТ, а именно тот факт, что Тимошенко оказалась в группе "предателей".

б) В Восточной и, шире, индустриальной Украине также сформировался негативный стереотип ЮВТ: образ, опять-таки врага, несущего ценности "помаранчевой революции". Ведь каждое второе ее выступление содержит тезисы о том, что Ющенко предал идеалы Майдана, и только она является их действительным носителем и хранителем. Конечно, для жителей Харькова, Днепропетровска, Одессы, Донецка совершенно неприемлем политик, который позволяет себе на полном серьезе держаться за плот, бревна которого перехвачены помаранчевыми ленточками. Все остальное в этом человеке их тоже уже просто не интересует.

В этой ситуации, зная нелюбовь Юлии Владимировны к сложным, стратегическим комбинациям, нужно ожидать очередного политического "кульбита" — яркого, сочного, который опять поразит минут на 30 все общество. Но неизвестно, сможет ли быстрота политического "переодевания" компенсировать системные проблемы избирательной кампании БЮТ и, одновременно, отсутствие какой-либо ясной стратегической направленности, понятной как вождям БЮТа, так и всему политикуму Украины.

Впрочем, одна из самых серьезных ошибок была допущена Тимошенко гораздо раньше. Она очень опытный избирательный боец, и это показали 1998-ой и 2002-ой годы. Но там Юлия Владимировна шла на выборы, имея партию лидерского типа, где была она одна и были "солдаты революции". А вот эту кампанию она построила по традиционной схеме, что создаст ей колоссальные внутрипартийные проблемы. Тимошенко попала в ловушку, в которую в свое время попал и Ющенко. Виктор Андреевич вынужден был с 2000-го года тянуть на своем "корабле" большое количество деятелей, которые, прикрываясь имиджем Ющенко, смогли спокойно пережить тяжелые времена и войти в 2006 год в статусе партии власти. Теперь та же самая ситуация и у Тимошенко. Подобных людей в БЮТ много, и Тимошенко должна на своем личном имидже тянуть определенное количество персоналий, к которым в обществе есть большое количество вопросов.

В свою команду лидер БЮТ набрала людей, которые сами по себе являются заметными и самодостаточными политическими фигурами (Васадзе, Губский, Хмельницкий). Именно на этом избирательном корабле мы и прогнозируем первый бунт против знаменитого императивного мандата, ибо трудно себе представить, что люди, которые пройдут по списку БЮТ, будут хотя бы неделю беспрекословно подчиняться Юлии Владимировне. Это уже не те "солдаты революции", на плечах которых она делала блестящую и оперативную карьеру. Проблема лежит не в плоскости межличностных отношений. Губский, Васадзе и др. — это опытные бойцы, "младоолигархи", очень богатые люди, которые прекрасно умеют и пресмыкаться, и быть высокомерными. Проблема в том, что их интересы будут требовать идти на компромиссы с теми, с кем Юлия Владимировна лично на компромиссы идти не может.

Впрочем, это проблемы, которые возникнут после выборов. А рейтинг Тимошенко дает слабину уже сейчас. Этим, естественно, не преминули воспользоваться конты БЮТа и, прежде всего, НСНУ. Однако тот факт, что общество в целом негативно оценило парламентский демарш с отставкой правительства, развернутую как бы в рамках "симметричного ответа" кампанию по пересмотру и чуть ли не отмене конституционной реформы едва ли можно считать удачным решением. Скорей наоборот. Грубая, даже оскорбительная антипарламентская риторика Романа Бессмертного не принесет НСНУ дополнительные баллы. Избиратели, конечно, любят политиков эмоциональных, но опасливо относятся к несдержанным. Сама тема возвращения полномочий Кучмы в полном объеме нынешнему Президенту и его "любим друзям" вряд ли получит однозначную поддержку даже среди "помаранчевого" электората. Впрочем, эти несомненные ошибки не вызвали пока что большого общественного резонанса и, соответственно, не оказали заметного влияния на рейтинг НСНУ.

Несколько слов о Блоке Литвина. Для его лидера на горизонте проблемы есть, и как он с ними справится — неизвестно. Глава Верховной Рады, который неплохо поднял свой рейтинг в течение прошлого года, выступая неким гарантом стабильности, очень сильно в одночасье потерял, высту одним из отцов дестабилизации. С одной стороны, вся его избирательная кампания построена на идее миролюбия. Но, с другой стороны, Литвину при этом сложно объяснить своим избирателям, как это совмещается с его довольно агрессивным оппонированием Президенту.

Впрочем, основная задача спикера в том, чтобы за оставшиеся 2 месяца определиться: формальным или реальным руководителем Верховной Рады он является? Если, как это выглядит со стороны, он претендует на роль руководителя реального, то действительные лидеры Рады должны дать ему карт-бланш на представление и выражение своих интересов. А это задача дьявольски сложная.

Перейдем теперь к Партии регионов. Последние социологические исследования показывают, что их рейтинг упал на 5%. Это связано с тем, что они попали в ситуацию, в которой им приходится о и громко защищать национальные интересы Украины, а это несколько непонятно рядовому жителю Донецка — т.е., рядовому избирателю Партии регионов. Им необходимо было по всем ключевым вопросам (газ, отставка правительства, проблемы с ЧФ) заранее выработать некую линию, придерживаясь которой, они смогли бы остаться в своей электой "нише". Они этой линии не нашли (а, может быть, и не искали) и принялись вдруг использовать риторику защиты национальных интересов, что более присуще партиям национал-демократической ориентации. Как мы видим, никаких дивидендов им это не принесло.

Что касается общего хода избирательной кампании "регионов", то тут необходимо отметить следующее. Чисто технологически они выбрали очень простую тактику, которая во время войны во Вьетнаме называлась "ковровое бомбометание". Т.е., регулярно по всем каналам сто раз в день крутятся одни и те же ролики, где первые лица партии бесконечно пережевывают одни и те же популистские лозунги. Объяснений подобного шага может быть два. Либо регионалы таким образом мо поддерживают свой электорат, либо они скрывают отсутствие каких-либо содержательных концептов, которые можно предложить для всей Украины. Так что, чтобы мы ни говорили про национал-демократические партии, их зашоренность и региональную зависимость, мы то же самое можем сказать и о Партии регионов. Они не выходят из некой "резервации", расположенной на территории Восточной Украины. Это позволяет собрать высокий процент голосов тех, кто живет на этой территории, но не позволяет победить в стране в целом.

Молчание "регионов" как в период газового конфликта, так и нынешнего мини-конфликта по Черноморскому флоту открыло электые ниши — за их счет, понятное дело, частично СДПУ (о), а частично ПСПУ Витренко, претендующей на часть люмпен-радикального электората Регионов.

У СДПУ (о) нет никакой позитивной программы, они просто четко фиксируют, что они "антипомаранчевые". Кроме того, эсдеки совершили большую политологическую ошибку — сменили название в ходе избирательной кампании. Партия, которая долгие годы декларировала свой социал-демократизм (а ее в теории поддерживает, между прочим, где-то 15% электората) вдруг резко ударилась в спекуляции ситуационной политологии. Т.е., есть большой враг — "помаранчевые" ("Так!"), значит, нужно объединить всех их врагов под лозунгом "НеТак". Гипотетически это хороший ход, но в современных украинских реалиях — это очень неправильно. Кроме всего прочего, постоянное повторение одного и того же "НеТак, НеТак, НеТак" вызывает подозрение в элементарном неврозе.

Что касается Витренко, то там довольно интересный расклад. Она смогла выйти на тех, кого принято называть "профессиональными бедными", на полунищих люмпенов, которые знают, что они уже никогда не разбогатеют. Ни Партия регионов, ни СДПУ(о), ни БЮТ не сумели пробиться к этой мощной, плотной массе.

Особая ситуация у коммунистов. Они не понимают, что никакой американский империализм, равнодушие России или козни секретариата Президента не виноваты в уничтожении Компартии. В этом они должны винить только самих себя. Они принципиально ничего нового за последние 2 года не предложили избирателям. Они рассчитывают только на свой электорат, который, увы, неуклонно вымирает естественным путем. Однако необходимо отметить, что левая идея никуда не уйдет, и по всем законам формирования начального капитализма обязательно получит свое продолжение. За левым флангом большое будущее. Т.е., коммунисты просто не умеют ать по новым правилам и вымирают точно так, как вымерли коммунисты в России.

Но если там это был проект власти, которая объединившись с демократами и бюрократией, сделала все, чтобы максимально сократить присутствие коммунистов в местных органах власти, в Госдуме и т.д., то в Украине им никто не мешал и не мешает продолжать терять своих избирателей.

Ну, и нельзя не упомянуть про Социалистическую партию Александра Мороза. Общей проблемой и Мороза, и Литвина является то, что они оба "сели" на волну политреформы. Кроме того, после 10-летней борьбы Мороза с Кучмой была опасность, что социалисты начнут терять поддержку тех, кто видел в СПУ и ее лидере, прежде всего, и исключительно ярых врагов Кучмы и кучмизма как явления. Но этого не произошло. Тот факт, что у СПУ сейчас стабильные 6-8% поддержки, говорит о том, что еще не возникало ситуации, в результате которой они бы потеряли свои проценты, неверно отреагировав, или не отреагировав на нее вовсе. Не совершая резких шагов, они становятся гарантом той самой стабильности, отбирая электорат у Литвина.

Похоже, что в нынешнем сезоне результат избирательной гонки во многом определят не победы и достижения политических сил, не их удачи или удачный пиар. В конечном счете, итоги выборов станут своеобразным сальдо ошибок, которые совершат партии и их лидеры за оставшиеся два месяца кампании.

Виктор Небоженко, Грани плюс

«Обсудить на е Силы Народа»


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/86679.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM