а "Найди предателя"

26 янв, 17:18

То, что одни герои Украины даются лишь в борьбе с другими героями Украины - факт настолько общеизвестный, что в принципе даже не требует доказательств. К счастью, у нас на дворе сегодня не двадцатые годы с тачанками, броневиками и пьяными матросами, то есть атрибутикой гражданской войны. Новые герои Украины куются в войне бескровной, которая частично проходит в подковёрных интригах, частично же её отголоски выплескиваются на публику в виде заказных статей и листовок с до дебилизма одинаковыми названиями: "Они предали народ Украины".

Сейчас в моих руках две из них. Одна, полноцветная, массово распространяется в Киеве и, судя по всему, является творчеством штаба "Нашей Украины" - во всяком случае, на противоположной стороне листовки есть абсолютно нечитаемое воззвание, подписанное этим блоком. Другая листовка выпущена на русском языке в BW-исполнении и в начале двадцатых чисел января распространялась в Одессе. Логотип газеты "Свобода", помещенный сверху, даёт мне основания предположить, что в работе над этим документом были задействованы люди, близкие к блоку Юлии Тимошенко. Можно, конечно, предположить, что оба этих продукта политической агитации являются продуктом "чёрных политтехнологов" (от которых в этом году особенно страдает кампания Юлии Тимошенко и несколько меньше Виктора Януковича), но мы всё-таки не будем рассматривать такую малую вероятность. Хотя, даже в таком случае нас интересует не столько содержание этих листовок-близнецов, сколько тот механизм формирования "образа врага", который задействуют наши предвыборные штабы.

Листовка о врагах, тем более, если это враги "внутриоранжевые", несомненно, может заинтересовать не только политолога. Этот документ в равной мере будет интересен и для психотерапевта, и для журналиста, и для работника рекламной сферы. Это будет интересно для любого избирателя - ведь по листовке всегда можно судить, за кого его принимает та или иная политическая сила. Ну и для читателя интернет-ресурса "Трибуна", надо полагать тоже. Значит, переходим к непосредственному анализу.

Итак, украиноязычная листовка называется "Они предали украинский народ!", русскоязычная - "они предали Украину!". Это в принципе не одно и тоже. В русскоязычных областях, на которые рассчитана листовка номер два, людей скорее всего отпугнет сговор против Украины: государства, которое платит бюджетникам зарплату, пенсионерам пенсию, более-менее охраняет их правопорядок и обеспечивает условно-бесплатное медицинское обслуживание. Понятие "народ Украины" в этих областях ассоциируется, скорее, с "украинской нацией" - а к ней причисляет себя далеко не каждый.

В листовках номер один и два количество предателей народа одинаково - по пять "рыл". Возможно, здесь мы имеем дело с некоей сублимацией, связанной с понятием "первой пятёрки" списочного блока. Иначе трудно объяснить такое удивительное совпадение - ведь в принципе, количество "предателей" можно было указывать произвольное. Да и по большому счету единственный мессидж этой наглядной агитации - доказать сговор своего оранжевого политического оппонента с Януковичем, для чего в принципе хватило бы всего лишь двух портретов. Остальные фигуранты листовки суть только статисты, которые должны показать, насколько сильно опустились наши предатели, с какими отбросами они связались в достижении своих узкокорпоративных целей. Но подбор этих статистов - это что-то!

Нетрудно заметить, что подход листовки номер два в выборе "компании предателей" более прямолинеен. В компанию к Януковичу и Еханурову просто поместили людей, которые, по замыслу авторов документа, должны вызывать у целевой аудитории максимальное отвращение - Кучму, Могилевича и Ивченко, почему-то забыв Плачкова. Характерно, что авторы листовки, подписав под каждым портретом прегрешения "предателя", даже не смогли объяснить, в чем же вина Юрия Ивановича. Так, в списке "предателей" Кучма назван "основателем схемы", Янукович "крестным отцом РосУкрЭнерго" (весьма се мнение, кстати), Ивченко "главой Конгресса украинских националистов" (в этом, видимо, заключается состав предательства), а Ехануров - просто премьер-министр, даже без никаких "и.о." В документе номер один критики Тимошенко пошли другим путем - они просто поместили ее фото в компании с лидерами фракций, голосовавших за отставку правительства. Тоже не очень удачный ход: Литвин у многих сторонников "оранжевых" не вызывает и близко тех отрицательных чувств, как, например, Янукович. Но, несмотря на разность подходов, есть в чередовании портретов нечто похожее.

Согласно канонам дизайна при формировании портретного ряда "предателей", самый главный враг, предтеча всех "негараздів", будет размещен слева. Тут работает та же механичность мышления, которая, в частности, заставляет злоумышленника перерезать провод сигнализации на уровне своих глаз. Поэтому нас и не удивляет, что крайними слева на обоих документах изображены два экс-президента. Разумеется, создатели и одной, и другой листовок при этом не сговаривались между собой. Разместить под номером первым фото Кучмы и Кравчука их заставила одна и та же косность мышления - показать сговор "предателя" с полностью дискредитировавшей себя предыдущей властью. Разумеется, в листовке номер один Кучму заменил Кравчук - как действующий политик, ситуативный союзник БЮТа, да и с рейтингом непопулярности не меньшим, чем кучмин.

Виктор Федорович Янукович - единственное лицо, которое фигурирует в обеих листовках. Очевидно, их авторы априорно считают свою целевую аудиторию оппонентами Виктора Федоровича. При этом его портрет на листовках один и два расположен по-разному. В листовке номер один он находится в самом центре, как бы "покрывая" собой портреты других "предателей". В листовке номер два Янукович сдвинут влево (показательно, что на то самое место, которое в листовке номер один занимает Тимошенко), а центральным "предателем" представлен Ивченко. Хотя если быть последовательным, это почётное место надо было бы отдать Еханурову.

Характерно, что на листовке номер два в списке "предателей" нет портрета Ющенко, даже несмотря на то, что 2/5 "предательской команды" представляют его чиновники. Надо полагать, это результат слишком многовекторного позиционирования в политической доктрине БЮТ действующего президента страны. Который в тимошенковском мифе одновременно является как покровителем коррупционеров, так и - с другой стороны - жертвой их подлого замысла внести раскол в оранжевую команду Ю+Ю, к восстановлению единства которой якобы стремится Тимошенко.

Тому, что в "предательской иерархии" Симоненко и Могилевич размещены на последних местах, тоже можно дать научное объяснение. Оба эти персонажа представляют собой ничто иное, как ьные страшилки. ьные, потому что ни во второй приход коммунистов, ни во всемогущество Могилевича никто по большому счету не верит. Тот же Янукович намного реальнее и страшнее. Поэтому, можно сказать, фотографии на листовках из серии "Они предали Украину!" расставляются не на научной основе. Их расставляет подсознание и подавленные страхи составителей.

Как следствие, просмотрев фоторяд листовок, сопровождающий текст можно уже и не читать. Всё равно он глуп и призван навязать представителю таргет-груп партийный взгляд на события, происходящие в государстве. Задача эта фактически невыполнима по двум причинам. Во-первых, средний украинец, даже в меру заангажированный политикой, просто пасует перед обилием цифр, которые сваливаются ему на голову и при этом часто противоречат друг другу. Да и практически всегда одни и те же цифры интерпретируются разными политическими силами диаметрально противоположно.

Во-вторых, за последние годы в верхах ведущих политических партий создалась абсолютно ьная система взглядов на происходящее вокруг, оторванная от жизни не меньше, чем мировоззрение активистов Белого Братства, к примеру. Попытки объяснять обычному избирателю происходящее в стране в свете шаблонов и пропагандистских штампов, которыми мыслят партийные верхи (которые к тому же считают своего избирателя намного более глупым существом, чем он есть на самом деле), обречены на неудачу.

И в третьих, скандалы и взаимные обвинения в сговоре с "голубыми" абсолютно никаким образом не влияют на рейтинги ведущих украинских партий и блоков. Сейчас, когда уже мы имеем результаты первых январских опросов общественного мнения, у нас есть основания говорить о том, что обвинения никак не повлияли на симпатии украинцев. Не произошло ни ожидаемого оттока голосов сторонников БЮТ к НСНУ, ни менее ожидаемого обратного потока. При этом количество лиц, не определившихся в своих симпатиях, сравнительно мало, в среднем около 15 процентов. Рискну предположить, что это результат сильнейшего шока, который пережило общество на президентских выборах. Как следствие, ранее пассивные и равнодушные к политической жизни избиратели вдруг в жестких спорах, сомнениях и дискуссиях определили наиболее приемлемую для себя политическую силу на десяток лет вперёд. И разубедить их в этом выборе является крайне тяжёлой, практически неподъёмной задачей.

Юрий Непийвода, Трибуна

«Обсудить на е Силы Народа»


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/86654.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM