Рейтинг Мороза упал. Кто виноват - Луценко или Семенюк?

09 фев, 10:27

По результатам 2004 года, Морозу удалось «продавить» политреформу, провести на ключевые должности в правительстве ов своей фракции и при этом дистанциироваться от ответственности за результаты работы правительства Ющенко. Значительной частью избирателей из обоих (синего и оранжевого) лагерей он рассматривался в качестве наиболее адекватного политика. И, по мнению подавляющего большинства экспертов, заняв позицию третьей силы (над схваткой), мог сконцентрировать вокруг СПУ и разочарованных поражением Януковича синих (в критические месяцы начала 2005 года рейтинг ПР падал до 12%), и начавших уже в тот момент разочаровываться в Ющенко оранжевых. Рейтинг СПУ мог к началу выборов достигнуть 20-25%, что сделало бы партию решающей силой при формировании нового правительства.

Однако всего этого не случилось, поскольку партия попала в ловушку собственного успеха. Назначенные от СПУ министры в значительной мере вышли из-под контроля Сан Саныча. Если Николаенко и Баранивский, нуждавшиеся в партийной поддержке для сохранения своих постов в условиях достаточно жесткого противостояния с тогдашним премьером Тимошенко, еще признавали авторитет партийного лидера, то Семенюк и Луценко начали проводить вполне самостоятельную политику.

При этом действия Луценко нанесли партии минимальный ущерб по сравнению с работой Семенюк. Министр внутренних дел, хоть и умудрился достаточно быстро растерять свой рейтинг и уважение части общества в результате необдуманных заявлений о тысячах уголовных дел, так и не доведенных до суда, откровенной грубостью в адрес политических оппонентов и парламента, а также пиаром на фальсификациях и развале МВД, все же связал свое имя не с СПУ, а с Президентом. Поэтому весь луценковский негатив влияет на позиции Ющенко и «Нашей Украины» в куда большей степени, чем на позиции СПУ. Пожалуй, единственное в деятельности министра внутренних дел, что укладывается в общую партийную линию, особенно в вопросах приватизации - это сокрытие от общественности данных, полученных в результате беседы с экс-председателем ФГИ Чечетовым, из которых непреложно следовало, что бывшие власти вне правового поля, фактически на семейном совете, принимали решения о приватизации стратегических предприятий и о передаче их в руки зятя экс-президента за бросовые деньги.

Однако в этом вопросе Луценко лишь подыгрывал Семенюк, которая и является главной проблемой социалистов. Именно Валентина Петровна, являющаяся, кстати, вторым номером партийного списка, практически открыто вступила в сговор с «Интерпайпом». Помимо «исчезнувших» в недрах МВД показаний Чечетова под ее руководством ФГИ подписал с «Асвитом» меморандум (мировое соглашение), в результате которого не только были сняты все претензии к компании по поводу ее деятельности в апорту «Борисполь», но еще и выделены дополнительные земли в зоне апорта, позволяющие «Асвиту» и дальше проводить политику ползучего установления контроля над этим стратегическим объектом госсобственности. Семенюк же пыталась заблокировать и повторную продажу «Кривостали» с тем, чтобы сохранить за «Интерпайпом» возможность восстановления контроля над комбинатом. Она даже лицемерно подавала в отставку, заранее договорившись, что отставка не будет принята.

Но главным коньком Семенюк, стратегическим объектом ее сотрудничества с «Интерпайпом» и главной проблемой СПУ, является Никопольский завод ферросплавов (НЗФ). Именно на примере этого предприятия Валентина Петровна продемонстрировала пренебрежение требованиями законодательства и своими должностными обязанностями. Она более полугода затягивала вступление государства в права собственника (несмотря на наличие всех необходимых судебных решений), «не замечая» госпакета акций НЗФ на счетах ФГИ. При этом Семенюк не останавливали даже прямые обвинения в коррупционных связях с «Интерпайпом», опосредовано подтвержденные Генпрокуратурой (в ответ на депутатский запрос Генпрокуратура заявила, что фактор коррупции не может быть исключен в качестве объяснения причин антигосударственных действий главы НЗФ).

Напомним: во всякой сделке существует две стороны, а на ФГИ лежит ответственность за затягивание возврата НЗФ государству.

Так, Семенюк заявила, что есть решение суда, но исполнительная служба его не выполнила, а «ей необходимо перевести на счет ФГИ акции». «Я здесь, в Фонде госимущества, провожу еженедельные совещания и каждый раз спрашиваю: исполнительная служба что-то сделала по НЗФ? Потому что на собрание я могу идти и голосовать не решением суда, а акциями», - сказала Семенюк. И хотя она не может пока сказать о реприватизации НЗФ, Юрий Ехануров уже распорядился перепродать завод.

Естественно, все это не могло не отразиться на репутации СПУ. Но именно здесь партия и лично Александр Мороз попали в капкан, находясь на вершине успеха. Избиратели выяли Мороза и его партию из числа других политических сил именно в силу их незапятнанной репутации. В отличие от других оппозиционеров, Мороз всегда был последовательным противником предыдущего президента и в прежние времена не являлся участником коррупционных скандалов.

Когда министры-социалисты начали компрометировать СПУ, Мороз мог попытаться отозвать их из правительства, а в случае отказа исключить из партии и перейти в оппозицию к Ющенко, как это сделали другие бывшие соратники Президента, имевшие самостоятельные влиятельные партии (например, Тимошенко и Костенко). В такой позиции социалистам было бы куда легче конкурировать с Литвином. Все же спикер - это живое наследие старого режима, а Мороз, как было отмечено, пользовался высоким доверием избирателей. Да и ответственность за провальные результаты 2005 года им не пришлось бы нести вместе с Ющенко.

Однако СПУ пошла другим путем. Возможно, партия опасалась накануне выборов лишиться админресурса, а также финансовых поступлений в партийную кассу. В результате накануне выборов Мороз попал в странное положение. Мало того что рекомендованные им в правительство по квоте СПУ министры оказались постоянным источником и участниками крупных коррупционных скандалов, Сан Санычу еще и приходится нести политическую ответственность за политику Президента и правительства, которые о взяли курс на отмену политреформы, являющейся наибольшим достижением Мороза и условием поддержки им претензий Ющенко на президентство в 2004 году. Кроме того, по большей части избиратели СПУ настроены лояльно по отношению к России, а правительство Ющенко проводит откровенную антироссийскую внешнюю политику. Мороз имел репутацию неплохого экономиста, а вынужден отвечать за результаты хозяйственной деятельности самого неудачного правительства в истории Украины.

Причем с решением Луценко не идти в парламент по списку СПУ все эти политические издержки партия несет только ради личных интересов Валентины Семенюк. Между тем электое положение СПУ близко к критическому. Опросы дают партии от 3 до 7-8% на мартовских парламентских выборах. Наиболее распространенная оценка 5-5,5%. Это очень далеко от тех 20-25%, которые давали прогнозы СПУ на начало 2005 года. Уже в ВР пятого созыва партия может получить малочисленную фракцию, от которой ничего не будет зависеть, а в ВР шестого созыва СПУ рискует и вовсе не попасть. Ради чего или ради кого такие жертвы?

Константин Смиляков, Киевские ведомости


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/86234.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM