Беспредел продолжается... или Ставка на короткую память

23 фев, 09:32

Какими разновидностями админресурса отличаются нынешние парламентские гонки

Выборы по праву можно считать демократическими и прозрачными, если все их субъекты придерживаются идентичных правил, а также имеют равный доступ к СМИ. И безусловно, одним из ключевых принципов проведения честных выборов является минимизация влияния на ход избирательной кампании действующей власти, как на государственном уровне, так и на местах. Что имеем сегодня?

Выборы в нашей стране, как известно, никогда не отличались демократичностью: участники перегонов, представляющие провластные силы, в большинстве случаев активно использовали высокое положение, чтобы остаться у властного руля как можно дольше и достичь заветной победы. Вследствие этого в обиходе появился хорошо знакомый «маленьким» украинцам эвфемизм - админресурс. Используется ли пресловутый административный ресурс в нынешнем избирательном сезоне? Власть о заявляет: «Нет», оппозиция убеждает: «Да».

В Министерстве юстиции Украины зарегистрировано 126 политических партий. В составе избирательных списков политических партий (претендентов на депутатские мандаты) - представители 79 политических партий и 878 беспартийных кандидатов. Все они, согласно демократическим принципам, должны иметь равные права в предвыборной кампании. Но уже сейчас можно констатировать: это далеко не так.

Центризбирком уже рассматривал жалобы от субъектов избирательного процесса на действия некоторых госчиновников, в том числе весьма высокопоставленных (и. о. министра юстиции Сер Головатого, и. о. министра внутренних дел Юрия Луценко, и. о. премьер-министра Юрия Еханурова). И частично удовлетворил эти жалобы, признав нарушение ответственными должностными лицами законодательного ограничения на их участие в агитационной кампании, о чем уже писали «Ведомости».

Политолог Кость Бондаренко считает использование административного ресурса неизбежным: «Админресурс сейчас распылен», - сказал эксперт, отметив, что партия власти состоит из двух партий - НСНУ и СПУ. «В регионах свои особенности, например, в Ровенской области у власти блок Костенко - Плюща - Червония, - отметил он. - А на востоке Украины новая власть пока не сумела окончательно стать своей, акклиматизироваться, в то же время там сохраняется сильное политическое и экономическое влияние представителей старой власти. Нельзя поэтому исключить, что админресурс в этих регионах будет использоваться как раз оппозицией».

ина избирателей не верит в равный доступ партий к СМИ. Это данные Института социальных технологий, который проводил исследование с 13 по 21 января текущего года. Вот как участники опроса оценили равенство: 48,4% респондентов не верят в то, что все участники выборов получают равную возможность использования СМИ в целях предвыборной рекламы; 27,6% - затруднились ответить; 24% - считают, что такое равенство в использовании СМИ имеет место. При этом, по мнению 43,4% респондентов, максимальную поддержку масс-медиа имеет блок Виктора Ющенко.

Чтобы привлечь внимание гаранта к проблеме админресурса, лидер блока «НДП» Людмила Супрун обратилась к Президенту и привела конкретные примеры, «которые доказывают, что власть, превышая свои полномочия, активно использует административный ресурс». «Возможно, ы партии НСНУ по-своему поняли слова Ющенко о том, что «лучшая агитация для власти и для НСНУ - это проведение эффективной политики». Одним из примеров такой «эффективной политики», судя по всему, и является реализация государственной программы «Школьный автобус».

В течение всего прошлого года реализация программы постоянно откладывалась, а автобусы, закупленные еще в 2005 году, начали распределять только сейчас, вместо того, чтобы еще с сентября минувшего года обеспечить подвозку детей в школы. Как результат - сорванная правительствами Еханурова и Тимошенко госпрограмма по обеспечению регионов автобусами для регулярной подвозки детей и учителей в школы. Нынешняя же возня более похожа на у, бонусы от которой провластные партии хотят собрать перед 26 марта. А дети в двадцатадусный мороз просто не могли нормально добраться в школу. Получается, что приближенные к власти партии просто «включили» бюджет и свои полномочия для формирования позитивного имиджа среди избирателей.

«Использование бюджетных средств не должно иметь окраски в зависимости от цвета партии. Это средства, которые должны получить граждане независимо от того, кто на какой должности находится и к какой партии принадлежит. Деньги платят все налогоплательщики, поэтому они должны распределяться по тем признакам, по которым они поступают в бюджет. Для всех в равной мере», - заключила руководитель бюджетного комитета Верховной Рады. В своем обращении к Президенту госпожа Супрун требует предотвратить использование админресурса для формирования симпатий и антипатий избирателей в предвыборной гонке. По ее убеждению, без немедленного вмешательства Президента в ситуацию и без пресечения незаконных действий чиновников ни о каких честных и прозрачных выборах-2006 не может быть и речи.

В свою очередь один из лидеров блока «Народная оппозиция» Иван Симоненко напомнил, что все областные и районные администрации нынче контролируются властью. «Несомненно, админресурс будет использоваться, - констатирует он. - Тем, кто говорит, что это невозможно, следует задать вопрос: зачем год назад поменяли 20 тысяч чиновников всех уровней власти? Только затем, чтобы контролировать все процессы. Другое дело, что во многих регионах эти люди оказались несостоятельными, и они ничего не могут: ни экономически преобразовывать, ни административно влиять».

Ситуация, о которой поведала председатель Луганской областной избирательной комиссии Элеонора Полищук, также настораживает. По ее мнению, выборы в Луганской области под угрозой срыва: «Почему на такую большую область для проведения выборов выделено всего лишь 5 миллионов гривен, а Львовской - 9 миллионов? Уже сейчас ясно, что выделенных средств явно недостаточно ни на транспортные расходы, ни на телефонную связь. А ведь это скажется на качестве работы территориальных избирательных комиссий». И это, полагает госпожа Полищук, может стать впоследствии основанием для признания выборов в Луганской области недействительными. А ведь не секрет, кто одержит победу в этом регионе... «

Глава ЦИК Ярослав Давыдович указывает на проблему обеспечения выборов. В ходе всеукраинского селекторного совещания с руководством окружных избирательных комиссий, представителями местных властей и министерств председатель ЦИК признал, что существует много трудностей с обеспечением избирательных комиссий техническими средствами и компьютерной техникой. Кроме того, по словам Давыдовича, нарушаются сроки формирования территориальных избирательных участков по проведению выборов в местные советы. Причиной этих проблем, по словам председателя ЦИК, является бездействие центральных и местных властей.

Аативно комментируют тему админресурса и в парламентских кулуарах. К примеру, народный депутат, фракции «Не ТАК!» Игорь Шурма говорит: «Вы знаете, существуют «Сказки дедушки Панаса». Баба Параска у нас уже есть. Если Президент претендует на роль дедушки Панаса, то можно слушать сказку о том, что админресурс применяться не будет». В продолжение темы Игорь Шурма привел и свои контраргументы, которые, по его убеждению, являются ярким свидетельством использования админресурса: «Если заместитель начальника управления охраны здоровья Черновицкой области дает директиву своим подопечным изучать программу развития охраны здоровья партии «Народный союз Наша Украина» и заставляет выписывать партийную газету, распространять ее и изучать - это админресурс или нет? Когда приезжает экс-министр охраны здоровья Николай Полищук в Львовскую область, где собирают делегацию врачей на встречу с ним, которую возглавляет начальник управления охраны здоровья Львовской обладминистрации - это админресурс или нет? И они рассматривают и изучают программу по реформированию сферы охраны здоровья партии «НСНУ» - это админресурс или нет?»

Подобного рода обвинений в адрес действующей власти - масса. И если из уст оппозиции упрек в использовании административного ресурса звучит, по меньшей мере, логично, то заявления провластных охотников за мандатами о том, что административный ресурс будет использовать исключительно оппозиция (!), выглядят несколько неадекватно. Но, несмотря ни на что, «оранжевые» твердо настаивают на своей позиции: «А кто еще, кроме оппозиционных сил, может использовать админресурс?» - с удивлением спрашивает народный депутат, представитель блока «Наша Украина» Борис Беспалый. На центральном уровне админресурса вообще нет. На местном же уровне не исключаю, что где-то, кто-то, что-то попробовал. Но не одна же «Наша Украина» представлена в правительстве».

Борис Беспалый делает акцент на том, что сегодня власть «расслоена и не является монолитной», поэтому, как утверждает нардеп, массового использования админресурса нет. Аналогичной точки зрения придерживается и представитель Украинского народного блока Костенко - Плюща Иван Заец. Народный депутат уверен в том, что «админресурс будет использоваться именно со стороны оппозиции». Иван Александрович убеждает в «определенной монополизации СМИ, которые стали до определенной степени партийными».

Примечательно, что Президент же сохраняет спокойствие, якобы не замечая админресурсных интриг, которые плетутся участниками парламентских гонок. Такое поведение гаранта Конституции несколько удивляет. Ведь Виктор Ющенко неоднократно заявлял о том, что будет увольнять всех чиновников за какие-либо попытки применения админресурса на парламентских выборах.

Кстати, об увольнениях. 30 декабря 2005 года в эфире четырех телевизионных каналов Виктор Андреевич убеждал нацию в том, что все высокопоставленные чиновники, являющиеся по совместительству кандидатами в депутаты, на время избирательной кампании уйдут в отпуск, чтобы их лишний раз не обвиняли в использовании пресловутого админресурса. Нынче уже заключительный предвыборный этап, а воз, как говорится, и ныне там: чиновники не уходят в отпуск и совмещают чиновническую работу с агитационной деятельностью. «Помните, как кричали, что Виктор Янукович должен перед избирательной кампанией пойти в отставку? Сегодня мы имеем аналогичную ситуацию с Юрием Ехануровым», - считает блока НДП Валерий Пустовойтенко. Он подчеркнул, что премьер-министр возглавляет список блока «Нашей Украины» и «должен сегодня оставить работу и заниматься выборами, чтобы не использовать админресурс». Валерий Пустовойтенко, кстати, поведал, что у его политической силы были проблемы, когда включали людей в список НДП: «У нас сохранилось много людей, которые работают в органах исполнительной власти, - пояснил он. - И когда наши представители начали рассматривать вопрос относительно включения их в список, возник вопрос: или сделать все, чтобы не попасть в список, или в ином случае уволят с работы. Мы за «отпуск» и ни в коем случае не за увольнение. Но в государстве сложилась ситуация, когда человек должен выбирать: работа или выборы».

Не выполнив своего ого обещания отправить чиновников на время предвыборной гонки в отставку или хотя бы - в отпуск, Виктор Ющенко издает указ «Про обеспечение проведения демократических честных и прозрачных выборов», в котором ни слова о необходимости ухода в отпуск представителей партии власти. Видимо, прав был Президент, когда утверждал: «Лицо власти не изменилось». Но почему не меняется власть?

...Помнится, одним из ключевых «месседжей» тогда еще оппозиционного кандидата в президенты Ющенко было: «Фальсификациям - нет!» Нынешнее поведение уже полноправного лидера нации удивляет. Возникает вполне логичный вопрос: почему народный Президент не видит, что предвыборная гонка в стране проходит с массовыми нарушениями? И неужели главные тезисы типа «Махинациям - нет, фальсификациям - нет!», с которыми, собственно, и пришел к власти Виктор Андреевич, безнадежно затерялись в его памяти? Судя по обстановке в стране, - да. Таким образом, в который раз находит свое жизненное подтверждение афоризм, гласящий о том, что главная ценность политики - ставка на короткую память.

Наталья Косенко, Киевские ведомости


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/85734.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM