07 мар, 15:13
В будущем парламенте женщин будет в два раза больше
Украинская политика становится все более женственной. Как из-за особенностей поведения наших политиков-мужчин, которые, как утверждает политолог Виктор Небоженко, очень женственны по натуре — «много говорят, много смакуют мелких деталей, начинают с каких-то обид и только потом подходят к серьезным проблемам, если не устанут и не проголодаются». Так и из-за выхода на политическую сцену все большего количества ярких представительниц прекрасной ины. Нынешняя избирательная кампания обещает укрепить эту тенденцию.
Дискуссии вокруг принятия закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» продолжались с 1999 года. И только спустя шесть лет народные избранники сумели найти компромисс и приняли закон «равноправия». Затяжное «дение» законопроекта, который ставит на равные позиции мужчин и женщин, связано с разногласиями нардепов. Парламентарии условно разделились на две группы: одни требовали узаконить женские путевки в большую политику внесением соответственных дополнений к закону о выборах народных депутатов. Другие требовали расширить рамки законодательного табу касательно женского присутствия не только в политике, но и во всех других сферах общественной жизни. И настаивали на утверждении не поправок и дополнений, а принятии отдельного закона о равенстве мужчин и женщин.
Еще одним камнем преткновения на пути принятия закона стали споры о количестве представительниц прекрасной ины человечества в избирательных списках. Мнения парламентариев разделились: некоторые критиковали авторов законопроекта, требуя предоставить женщинам не треть, а ину мест в партийных списках. Политические «женоненавистники» утверждали, что и 30% — большая честь для дам, и настаивали на снижении квоты. Но в конечном итоге победили те нардепы, которые говорили, что внедрение специальных квот унизительно для женщин: в принятом законе нет и намека на конкретное количество женских квот. Сказано лишь о том, что женщины и мужчины имеют равные права быть избранными в различные органы власти, а политические партии обязаны предусмотреть женское представительство в своих избирательных списках.
Словом, народные избранники, даже те, кто считает, что женщина и депутатская деятельность — несовместимые вещи, вынуждены подвинуться: представительниц слабого пола в новоизбранном парламенте будет порядком больше. Партии и блоки, которые принимают активное участие в нынешней кампании, приняв во внимание новоиспеченный законопроект, активно разбавляют свои списки. Политолог Андрей Ермолаев считает, что гендерный акцент в избирательных списках — это вовсе не дань принятому закону или политической моде: «Есть реальные подтверждения, что женщины-политики порядком успешнее и продуктивнее, нежели мужчины-политики. Большинство нынешних политиков-лидеров являются детьми советской номенклатурной системы — и с точки зрения поведения, и по способу реагирования на события. Эти люди, как правило, уважают начальство, часто не знают, что сказать в его присутствии и просто поддакивают. В таких обстоятельствах женщины, которые длительное время были вне политики и не обременены номенклатурными рефлексами, оказались более эффективными и смелыми».
«Сегодня в каждой партии есть женщины, которые, являясь не только символом, но и драйверами, намного интереснее, нежели их политические вожди», — говорит А. Ермолаев. Женский политический успех, по словам политолога, подтверждают истории Юлии Тимошенко, Валентины Семенюк, Раисы Богатыревой.
В то же время политолог Антонина Колодий считает, что при такой общественной активности, которую проявляют украинские женщины, их занятости в ключевых отраслях науки, образования, в политике они не представлены надлежащим образом: «Наши мужчины никак не могут и не хотят понять, что политике идет женское лицо. Возможно, в этом есть и доля нашей вины: женщины недостаточно настойчивы на пути к властному олимпу. Даже некоторые мусульманские страны обогнали нас в этом плане».
Каждое десятое место в своем списке «нашеукраинцы» отдали представительницам прекрасной ины (10,77% списка НУ). В кулуарах говорят, что внештатный лидер «НУ» Виктор Ющенко лично корректировал список, разбавляя губернаторов и министров Верой Ульянченко, Ксенией Ляпиной, Лилией Григорович, Татьяной Мокриди, Ириной Геращенко… А в первой пятерке «Нашей Украины» места предоставили певице Руслане и телеведущей Ольге Герасимьюк. Партия Регионов одно из топ-мест своего списка предоставила омбудсмену Нине Карпачовой. Всего в списке регионалов 10,5% женщин. Второе место Оппозиционного блока «НЕ ТАК!» отведено лидеру «женской» партии (ВПО «Женщины за будущее») Валентине Довженко, далее список также украшают представительницы этой политической силы (всего в нем 26,8% представительниц прекрасной ины человечества). Народный депутат Татьяна Самойлык заняла четвертую позицию в рядах коммунистов, а Валерия Заклунная «забронировала» шестое место. Коммунисты подали в ЦИК список, состоящий из 443 кандидатов в депутаты, из них 18,7% — женщины. О своей готовности совмещать службу в фонде Госимущества с партийной деятельностью заявила Валентина Семенюк, которая украсила своим присутствием список социалистов. В списке СПУ «женская» доля составляет 14%. Лидер блока своего имени Владимир Литвин решил: выдвигать — так королеву… И отдал второе место в списке «народников» Софии Ротару, которую, откровенно говоря, очень трудно представить в зале парламента. Аж две представительницы прекрасной ины в первой пятерке списка блока «Евгений Марчук — «Єдність», причем одна из них — Валентина Гошовская — лидер «женской» партии «Солідарність жінок України».
В очередной раз решила пробиться в парламент и прогрессивная социалистка Наталья Витренко, которая создала блок «Народная оппозиция». Кстати, она ведет за собой в парламент самый внушительный отряд «политических анок» — 40,6% списка. Блок Витренко — не единственная политическая сила, которую ведет в парламент женщина. Первыми номерами в списках своих партий и блоков выступают лидер партии «Вече» Инна Богословская, лидер блока НДП Людмила Супрун и еще тройка менее известных лидеров.
Ну и, конечно же, БЮТ. Наверное, нет смысла анализировать список блока Юлии Владимировны. Ведь она в любом случае затмит всех своих соратниц (а их 15,5% от общего числа кандидатов). Да и работать, как признается сама Тимошенко, она любит больше с мужчинами. «Женственность, которая может привести к кровопролитию», — так охарактеризовал Юлию Тимошенко сатирик Михаил Жванецкий. Кстати, он относится к разряду мужчин, которые одобряют присутствие женщин в политике. Говорит, что в свое время предлагал Алле Пугачевой посоревноваться за президентское кресло России, и очень сожалеет, что она его не послушалась.
Безусловно, до матриархата в будущем парламенте еще очень далеко, но лед тронулся, и компанию политических «холостяков» вскоре украсят депутаты в юбках и на каблуках. Нынче в украинском парламенте всего 25 женщин, а это приблизительно 5% депутатского корпуса. В следующем парламенте, если учесть прогнозы социологов и долю женщин в проходных частях проходных списков, их количество может возрасти в два раза.
Отразится ли это на качественной работе парламента и каким образом? Помогает ли женщинам в политической деятельности их жизненный опыт, отличный от мужского? С этими вопросами «День» обратился к некоторым кандидаткам в народные депутаты.
Женская политика в цифрах
Всего по спискам 45 партий и блоков в Верховную Раду баллотируются 1459 женщин (это приблизительно 19% всех кандидатов). Преимущественно это дамы в возрасте от 41 до 50 лет (почти треть).
Странами-рекордсменами, где женская квота в парламенте составляет 40—50% женщин, являются Норвегия, Дания и Швеция. За данными Международного парламентского союза, по количеству женщин в высших эшелонах власти из 172 стран Украина занимает лишь 152 место.
Мнения
Валентина Довженко, лидер Всеукраинского политического объединения «Жінки за майбутнє» (блок «НЕ ТАК!»):
— И женщины, и мужчины в Украине едины в одном: в необходимости скорейшего достижения политической стабильности. Без этого невозможны ни экономический рост, ни развитие социальной сферы. Невозможно также и обуздание цен, постоянное повышение которых не только не дает возможности хоть как-то планировать будущее, но просто нормально существовать. На данный момент именно восстановление стабильности — задача номер один, которая и должна решиться на нынешних выборах.
Пока что именно женщины, к сожалению, остаются одной из самых уязвимых частей общества. Не может не возмущать значительно возросший в последнее время уровень их дискриминации. Так, современной украинке очень тяжело совмещать статус молодой матери и, скажем, профессиональную карьеру. С предвыборными поездками я побывала уже в 17-ти областях страны, и не было города, в котором не доводилось бы слышать подобные жалобы. Женщины, к примеру, рассказывают, что, как только работодателю становится известно об их будущем материнстве, руководство, не желая платить предусмотренные законом пособия, правдами и неправдами старается их уволить. Женщинам-предпринимателям, имеющим свой мелкий бизнес, госслужбы отказываются выплачивать пресловутые восемь тысяч гривен, положенные молодым мамам, — сама, мол, справится. От угрозы увольнения не застрахованы ни те, кто имеет них детей до шести лет, ни даже многодетные матери.
Так что присутствие женщин в политике необходимо прежде всего для того, чтобы на законодательном уровне регулировать вопросы защиты детства, материнства и т.д. Этим вопросам, в частности, посвящен серьезный раздел избирательной программы нашего блока «НЕ ТАК!».
Быть женщиной, в том числе в политике, однозначно легче, чем мужчиной. Ведь мы, в случае необходимости, можем задействовать скрытые свои резервы: обаяние, поразительную работоспособность, упорство в достижении намеченного.
При этом в современном обществе женщине реализовать себя в профессиональном плане сложнее, чем мужчине. Так, женщины зачастую получают меньшие, чем мужчины на аналогичных должностях, оклады. Однако, именно представительницы прекрасной ины человечества обладают повышенным чувством ответственности за происходящее, за будущее детей, будущее страны. И это, считаю, является главной движущей силой развития нашего государства.
Людмила Безпалько, генеральный директор ЗАТ Научно-производственный центр «Борщаговский химико-фармацевтический завод» (Блок «Евгений Марчук — «Єдність»):
— Женщине в нашей стране занять руководящую должность очень непросто. Я в советское время «пробивалась», а тогда все вопросы решались за рюмкой. Я же в подобных застольях не участвовала, поэтому многие темы были для меня закрыты.
Думаю, и сейчас с гендерным вопросом в Украине не лучше. Разве что в бизнесе женщины потихоньку отвоевывают свои права. А что касается преимуществ женщины-руководителя, то, конечно, женщины более мягкие, более человечные, чем мужчины. Хотя бывают исключения: мягкие мужчины и жесткие женщины.
Валентина Семенюк, глава Фонда Госимущества, кандидат в народные депутаты от Социалистической партии Украины:
— Я, в первую очередь, специалист, и тем, что я женщина, пытаюсь не злоупотреблять в своей профессиональной деятельности. Если бы я это делала, то никогда не встала бы на один уровень с мужчинами.
Как женщина я больше к сердцу принимаю человеческие беды. Но я по-мужски упряма. Как бы ни было трудно, я никогда не опускаю руки и пытаюсь найти выход из любой ситуации. Думаю, многим мужчинам не хватает моей настойчивости. Мой покойный муж говорил обо мне: «Если привязать ей к ногам камень и бросить в реку, она будет кричать: «Отвяжите, ведь я еще не все сделала».
Ксения Василенко, Алена Яхно, «День»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/85406.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM