17 мар, 12:19
Вчера эксперты Коалиции общественных организаций «Свобода выбора» обнародовали промежуточные итоги мониторинга финансирования кампании-2006. Анализ расходов показал: выборы превратились в индустрию, которая функционирует по своим экономическим законам и правилам.
С начала избирательной кампании партии и блоки израсходовали на рекламу свыше 182 млн. грн. Об этом свидетельствуют результаты документального мониторинга, который коалиция проводила в сотрудничестве с компанией «Мониторинг СМИ Украины» с 26 ноября 2005-го. по 1 марта 2006 г. Больше всех потратила на ролики и бигборды Партия регионов — 34 млн. 391 тыс. грн. На втором месте Народный блок Литвина (30 млн. 466 тыс. грн.), на третьем — Народный союз «Наша Украина» (24 млн. 758 тыс. грн.). Соцпартия — на 7-м месте (6 млн. 689 тыс. грн.), БЮТ — на 13-м (2 млн. 586 тыс.), коммунисты — на 16-м (2 млн. 289 тыс.) Не экономят партии и блоки и на своих штабах. Согласно экспертной оценке, расходы на аренду офисов, связь, оплату труда «штабистов», агитаторов, ов избиркомов, наблюдателей и пр. составили в общей сложности $516 млн. 448 тыс. Лидирует по-прежнему Партия регионов — $89 млн. 153 тыс., за ней с $79 млн. 822 тыс. следует «Наша Украина». БЮТ — на 3-м месте ($62 млн. 992 тыс.), замыкают первую «пятерку» Народный блок Литвина ($54 млн. 677 тыс.) и СПУ ($28 млн. 238 тыс.). Коммунисты на 7-м месте — $16 млн. 720 тыс.
По словам руководителя направления проекта «Политическая реклама» Анны Яровой, если в 2002 г. один голос избирателя «стоил» от 70 коп. («Нашей Украине») до 7 грн. (СДПУ(О)), то в 2006-м — уже 50-60 грн.
Эксперты прогнозируют, что стоимость кампании-2006 в целом достигнет $10 млрд., тогда как президентская кампания-2004 обошлась ее участникам на порядок дешевле — приблизительно в $1 млрд.
Источниками финансирования кампаний партий и блоков являются, по данным коалиции, «ресурсы, полученные вследствие продажи мест в списках кандидатов в Верховную Раду; дотации, полученные от дружественных политической силе крупных бизнес-структур; трансферты от иностранных держав и фондов; доходы от лоббизма на общегосударственном уровне».
Анализ расходов, в частности, теневых — на избирательную кампанию дал руководителю тематического направления проекта Игорю Маркову основания говорить о тенденции: выборы-2006, в отличие от всех предшествующих, по сути, превратились в отдельную индустрию. Экономика выборов функционирует по своим законам и правилам. Например, конция на рынке печатания рекламной продукции, объемы который ныне беспрецедентно велики, привела к снижению цен на этом рынке. Финансово-политической моделью нынешних выборов является, по словам Игоря Маркова, принцип прямой конвертации финансов в политические достижения, в частности, места в институтах государственной власти.
Эксперты коалиции пока не могут определить процент «внешних вливаний» в украинскую избирательную кампанию. «У нас есть данные о финансировании Россией пророссийских политических сил в Украине, — сказал в беседе с корреспондентом «ЭИ» г-н Марков, — всем известна история о выпущенных в России спичечных коробках с символикой Компартии Украины… Сейчас из России идут деньги в регионы по линии как бы поддержки неправительственных организаций — например, российских национальных меньшинств в Донецке, объединений граждан в Севастополе и т.д. Но используются эти средства и в избирательной кампании. То есть это так называемые непрямые инвестиции в украинские выборы из зарубежных источников». Данными об аналогичных поступлениях с другой стороны — с Запада — коалиция пока не располагает. «Разве что учитывать расходы на отдельные неправительственные организации, которые имеют западные гранты и каким-то образом используют их в избирательной кампании», — говорит Игорь Марков. Однако, по его мнению, гранты учитывать не стоит, поскольку размеры их по сравнению с внутренними инвестициями в кампанию невелики.
Марьяна Олейник,
Экономические известия
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/85184.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM