Роман Зварыч: "Я не отрицаю, что после пересмотра программы и регламента Премьером может стать Тимошенко"

25 апр, 11:30

На прошлой неделе в "летописи" будущей коалиции состоялось два значимых события. Во-первых, "Наша Украина" отказалась одобрить шестой пункт протокола, который чуть раньше был подписан лидерами БЮТ, "НУ" и СПУ. Это положение фактически открывало для Блока Тимошенко как силы, которая набрала на выборах более всего голосов между участниками коалиции, ворота к премьерству. Отказ "НУ" от этого тезиса натолкнулся на критику со стороны других участников переговорного процесса. Сами же переговоры снова вошли в кризис.

- Роман Михайлович, первый вопрос может показаться странным, хотя, учитывая последние события, он вполне актуальный: будет ли иметь Украина "помаранчевую" коалицию?

- Я глубоко убежден, что "помаранчевая" коалиция - это закономерность. Те силы, которые бок о бок стояли на Майдане, не могут от этого отойти. Независимо от тех антипатий, которые есть у некоторых политиков, несмотря на абсолютно лишнее эмоциональное обострение, которое сопровождает этот процесс, я уверен: выйдем на логическое завершение переговоров - создание "помаранчевой" коалиции.

- Однако после того, как "Наша Украина" отказалась утвердить шестой пункт протокола, переговорный процесс существенно усложнился. Юлия Тимошенко назвала шаг "нашеукраинцев" не больше не меньше - денонсацией протокола.

- Не совсем так. Для нашего решения есть серьезные причины. Говорить о том, что мы имеем какой-либо согласованный текст меморандума, на который были ссылки в шестом пункте протокола, - невозможно. Даже в день выборов мы продолжали дискутировать по поводу текста, и не пришли к соглашению даже в некоторых принципиальных вещах.

Во-вторых, тот документ, который принято называть "меморандумом", имел сугубо предвыборный характер. Основная его цель была в том, чтобы показать сплоченность демократических сил. Демонстрация нашего единства должна была добавить нам больше баллов суммарно и всем отдельно. Поэтому ныне использовать те формулировки, которые содержались в меморандуме, нецелесообразно.

В-третьих, я хотел бы подчеркнуть, что четвертый раздел этого меморандума, в котором в самый раз речь идет о кадровом распределении, несовершенный. Я буду говорить об этом впервые, но мы несколько раз старались провести своеобразную у. Участники этой ы выполняли роль субъектов коалиции. Мы двигались по тому механизму, который заложен в разделе четвертого меморандума. После седьмого круга выбора должностей мы уже не могли ступить дальше. В каждом случае! А были и такие варианты, когда мы уже во втором туре заходили в тупик.

Чтобы было понятно, приведу примеры. Предположим, Юлия Тимошенко заявляет Премьер-министра. Потом идет наша очередь, и мы закрепляем за собой министра финансов. Что будет делать она, когда окажется, что ее позиции расходятся с мысленным взором этого министерства, одного из ключевых? Это при том, что я не назвал фамилии. Но предположим, что Минфин возглавит Петр Порошенко. Это будет оказывать содействие коалиции или нет?

- Сотрудничество этих политиков мы видели в прошлом году, когда Тимошенко возглавляла правительство, а Порошенко - РНБО. Их работа завершилась расколом "помаранчевой" команды.

- Конечно, это не будет оказывать содействие коалиции. Или возьмите ситуацию, когда "Наша Украина" на первых трех кругах выбора отказывается от любых должностей в правительстве, а берет себе Главу Верховной Рады и двух его заместителей. Как в таком случае делить между собой ответственность за государственную политику? Не спровоцирует ли это конфликты? Т.е. меморандум - далеко не совершенный документ.

И вдобавок принципы кадрового распределения в этом документе приведены аж в четвертом разделе. Вместе с тем выше, во второй части, речь идет об основах государственной политики. Даже в этой очередности заложена определенная логика: прежде всего программа, а потом - портфели. Нам нужно вводить новые принципы. И при этом я не исключаю, что когда мы разработаем программу, утвердим регламент коалиции, то выйдем на такую схему распределения ответственности, которая проложит перед Тимошенко путь к должности Премьер-министра. Но прежде всего надо согласовать элементарные вещи. У меня есть соглашение о парламентской коалиции, сформированной в Германии. Она составлялась три месяца и занимает 135 страниц печатного текста. Думаю, нам надо приближаться к такому варианту. У нас есть достаточно времени для того, чтобы заключить такое соглашение, которое разрешит плодотворно работать пять лет. А можно подписать такой документ, что через полгода мы разбежимся каждый по своим углам. Но зачем?

- Мы уже начали непосредственную работу по созданию коалиции, - продолжает Роман Зварыч. - Протокол должен был задекларировать, что мы работаем и что коалиция будет именно "помаранчевой". Нам надо было поставить этот паровоз на рельсы. Я продолжу метафору: конечный пункт видно - это коалиция. Но нам нужно проехать все станции, определиться с основами государственной политики, регламентом, распределить сферы ответственности. Нельзя достичь конечной остановки, не проехав предыдущие.

- Т.е. вариант союза с Партией регионов отброшен окончательно?

- Я абсолютно отрицаю возможность коалиции с Партией регионов. Несмотря на то, что некоторые экономисты, научный работники и политики говорят, что между нашими силами есть много общего в социальной и экономической политике...

- Более того, об этом о говорят некоторые, причем высокопоставленные, ы вашего блока. Они выступают за "широкую" коалицию...

- Есть такие позиции. Однако в этом случае экономика волнует меня далеко не в первую очередь. Нас не следует сравнивать по программам, если мы различаемся в главном - принципах. Возникает выбор: или мы будем строить демократическую Украину, имея для этого возможность после Помаранчевой революции, или же мы вернёмся к кучмовским традициям. Я убежден, что у Партии регионов нет понимания демократии. Мы же не забываем о том, что делалось, когда Янукович был Премьер-министром, что происходило в Украине, особенно на Востоке, во время президентских выборов. Я уже не говорю об ЕЭП, который втянет нас в русские орбиты, о русском языке, которому хотят дать статус, если не государственного, то по крайней мере официального. С другой стороны, нам надо считаться с тем, что Партия регионов взяла на выборах 33 процента. Им надо дать возможность ощутить себя демократической оппозицией, и для этого обеспечить надлежащие нормативные и законодательные процедуры.

- Роман Михайлович, если говорить о коалиционных переговорах, то большинство политических специалистов согласятся с вашими тезисами относительно тщательной наработки документов, четкого выписывания программных основ и т.п.. Но давайте все-таки вернёмся к должности Премьер-министра. Так как остается не совсем понятным, почему "Наша Украина" не утвердила шестой пункт протокола, ведь еще во время избирательной кампании заявлялось, что руководителя правительства должна предложить та сила, которая наберет более всего голосов среди участников коалиции.

- Я объясню. Наверное, я единственный из нашего блока, кто откровенно говорит, что меня беспокоит очередной приход на должность Премьер-министра Юлии Владимировны Тимошенко. Для этого есть объективные причины. Я работал с ней в правительстве, и именно из-за того, что были применены незаконные методы принятия решения на уровне Кабмина, я подал в отставку. Президент не принял моей отставки. Но тогда меня сильно подвергали критике, будто я своей позицией по реэкспорту нефти лоббирую чьи-то интересы, в частности своей жены. Ныне этот второстепенный вопрос. Однако больше всего волнует то, что тогда к государственной политике был применен волюнтаристский подход. Вспомните, что было в прошлом году с ценами на бензин, кризисами вокруг мяса, сахара. Я не воспринимаю подобного административного вмешательства в рыночные отношения.

Учитывая это, я хотел бы знать: что мы делаем и - а это не менее важно - как мы будем принимать решение? Имея горький опыт, хотелось бы четко понимать, или это будут решения одного человека, который будет навязывать свою позицию всей коалиции, или ведущую роль будет выполнять наш союз, и его участники будут действовать, выходя из общей позиции.

- Логика ваших аргументов понятна. Однако сейчас речь идёт не о том, насколько эффективным Премьером будет Тимошенко, а о политической последовательности. Я процитирую отрывок из договора, который 21 февраля утвердил политсовет "Нашей Украины": "Партия или блок политических партий, который наберет больше всего голосов избирателей на выборах в Верховную Раду среди других участников Коалиции... предлагает свою кандидатуру на должность Премьер-министра Украины".

- Да, тогда этот документ был утвержден.

- Почему теперь вы отказываетесь от тех позиций?

- От этих позиций никто не отказывается. Но наша мысль такая: сперва программа, тогда регламент, дальше - распределение сфер ответственности между участниками коалиции: кто-то возьмется за село, кто-то - за экономику и так далее. А тогда уже должности.

- Разве этому помешает то, если кандидатура Премьера будет определена уже сегодня?

- Я скажу откровенно: если бы мне предложили дать ответ на ультимативный вопрос - или "да", или "нет", - то мой ответ будет "нет". У Тимошенко есть чрезвычайно сильные амбиции. Она хочет быть главной. И это желание может отрицательно проявиться как во власти, так и, наверное, еще большей мерой - в оппозиции. Тимошенко сильная в вневластной политике.

- Меня амбиции Юлии Владимировны мало беспокоят. Наоборот, я думаю, что это ей приносит честь. Она сильная женщина и мощный политик. Это повод для похвалы, а для кого-то - еще и пример наследования. Но меня это не волнует. Значительно большую обеспокоенность вызывают некоторые радикальные позиции Юлии Владимировны и методы ее действий. Любая радикализация политики, как подсказывает история, - некогда добром не завершается.

- Относительно сильного политика Тимошенко, то интересно, насколько легко и приятно работать с ней во время, скажем, переговорного процесса?

- Не только в рамках переговорного процесса. Более того, когда я комментирую свое пребывание на должности министра юстиции, я говорю одну вещь: я имел честь работать в правительстве Юлии Владимировны Тимошенко. Так, я четко вижу одну из сторон Тимошенко, но я вижу и другую. Хотя у нас были в правительстве недоразумения, хотя наши позиции отличаются, в последние месяцы работы Кабинета Министров нам удалось выйти с ней на тесное сотрудничество. Мы делали плодотворную работу, и она приносила государству плоды.

Украина молодая


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/84058.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM