14 сен, 14:12
В преддверии принятия государственного бюджета-2007 Хорхе Интриаго рекомендует прекратить практику ежегодного изменения налогообложения свободных экономических зон.
- Как изменяется инвестиционный климат в Украине в последние годы?
- Чтобы иметь хороший инвестиционный климат, нужно четыре вещи. Инвесторы больше всего ценят стабильность, предсказуемость, возможность применения законодательства и прозрачность. Это четыре основополагающих камня. Но стабильность не имеет такого большого значения, если изменения, которые происходят в законодательном поле страны, являются изменениями к лучшему. То есть, работая с инвесторами - будь то местные украинские или зарубежные - нам, собственно, все равно, есть ли стабильность или нет, если климат является положительным. Однако, говоря о стабильности, нельзя допускать того, что происходило со специальными экономическими зонами. Когда инвесторы разрабатывают проект года в любой стране, они, конечно же, разрабатывают бизнес-план. И в бизнес-плане учитываются определенные налоговые льготы, налоговые каникулы, освобождение от налогообложения. И вот приходят инвесторы, начинают работать, вдруг в самом разгаре проекта вносится изменение в законодательство, и эти налоговые льготы у них отнимают. На одной из конференций я высказал госпоже Тимошенко свою точку зрения - этого делать нельзя. Если вы не хотите давать налоговые каникулы - не предоставляйте их. Но нельзя делать так, что сначала вы их предоставляете, потом отнимаете.
- Способствует ли инвестированию в Украине ее законодательное поле?
- Если говорить о предсказуемости, наверное, хорошим примером будет антимонопольное законодательство. Оно начиналось с очень несовершенного антимонопольного закона, потом в него были внесены определенные изменения. Закон существенно улучшился, и на данном этапе он намного ближе к европейским нормам, чем он был в самом начале. Вот в этом и заключается фактор предсказуемости. По крайней мере, понятно, в каком направлении движется страна и законодательство. В 1996 году налоговое законодательство было просто ужасным. В последующие годы ситуация начала улучшаться. Правда, в 1997 году правительство хотело переписать национальные нормы в противоречие международным соглашениям, и эта реформа отбрасывала законодательство назад на 6 месяцев. Но в целом после 1997 года большинство реформ были положительными. Они были направлены не на прошлое, а в будущее. И правительство четко осознало, что оно просто не может изменить международное законодательство, чтобы оно соответствовало украинским нормам. С того времени прошло десять лет, и мы сделали вывод, что правительство не сможет переать и изменить все налоговое законодательство к худшему. Законодательство становится все ближе к европейским и международным стандартам.
- Довольны ли инвесторы тем, как украинское законодательство применяется?
- Возможность применения законодательных норм - это очень важно, поскольку у страны может быть великолепная законодательная база, но она может быть не в состоянии его применять. В конце 90-х одна из немецких компаний хотела осуществить проект, и им необходимо было получить компенсацию по НДС или кредитование. Если почитать законодательство, то там четко сказано, что получить компенсацию можно. Но они хотели получить от налоговой администрации какой-то определенный документ. И тут налоговая администрация говорит: это не компенсируется. В конце концов, немецкая компания от проекта отказалась. Причиной отказа налоговой администрации было отсутствие денег. Это - тот самый пример, когда при совершенном законодательстве не было никакой возможности его применить. Меня приятно удивляет Антимонопольный комитет, поскольку в случае с ним законодательство применяется четко. Есть много инвесторов, у которых возникали те или иные проблемы с неправомерным использованием интеллектуальной собственности, что свидетельствовало о несправедливой конции на рынке. Тем не менее им удалось получить поддержку Антимонопольного комитета благодаря применению законодательства.
- Каково Ваше мнение о прозрачности условий ведения бизнеса в Украине?
- Существует такая международная организация, которая называется Transparency International. Они разработали шкалу уровней, стадий прозрачности. И Украина все еще находится на очень низком уровне. Она сделала несколько маленьких шагов в направлении улучшения, но все еще находится в самом низу. Например, во второй раз приватизация «Кривостали» была очень прозрачной. Все освещалось по телевидению, когда покупатели предлагали свои цены. Появились аукционы по продаже земли. Но это еще не все. Кроме всего прочего, необходимо информировать общественность, для того чтобы она могла приготовиться к аукциону. Но если вы даете объявление за два дня до самого события, международные компании даже не смогут приехать в Украину. Для того чтобы гарантировать прозрачность, необходимо иметь надлежащую процедуру оповещения. Не только я, но и все могут сказать, что украинская судебная система - непрозрачная. У нас было одно крупное судебное разбирательство. Процесс рассмотрения этого дела был непрозрачен. Суд первой инстанции вынес решение не в пользу моего клиента. И потом мы узнали, что причины такого решения заключались в полном отсутствии бесприности и прозрачности. Однако суд второй инстанции, состоявший из трех судей, в рамках того же дела вынес решение в пользу нашего клиента. Таким образом, отсутствие бесприности и прозрачности не касается всей судебной системы, есть и исключения из общей тенденции.
- Какие ограничения, препятствующие инвестированию в Украине, следует отменить?
- Одна из таких проблем - это огромное количество всякого рода разрешений, писем, лицензий, штампов, которые в этой стране должны получить инвесторы. Пожалуй, это самая крупная проблема. Для оформления документа в налоговую, где сказано: «я взял на такси, чтобы встретиться с клиентом», требуется три подписи. Если инвестор приходит в эту страну с целью купить участок земли и построить гостиницу, количество разрешений, утверждений, соглашений, которые при этом необходимо получить, просто бесконечно. С такой картиной мы сталкиваемся практически в каждом секторе экономики. И кроме всего прочего, процесс - чрезвычайно непрозрачен. С чем большим количеством разрешений вы сталкиваетесь, тем с большим масштабом коррупции вам приходится иметь дело. Если бы нужно было только одно разрешение, вам бы пришлось иметь дело только с одним человеком, который осуществляет контроль над этой процедурой. И коррупция была бы меньше. Вот такая простая арифметика.
- Испытывают ли иностранные инвесторы проблемы с украинским налоговым законодательством?
- Я не думаю, что именно определенные налоги создают проблему для инвесторов. С моей точки зрения, проблему составляет неоднородное применение законодательства. Все время вносятся изменения в разъяснения к законодательству. Особенно это касается регионов. Очень тяжело добиться какой-то однородной процедуры, если, скажем, деятельность инвестора охватывает 5-6 областей. В каждой из этих областей налоговая администрация интерпретирует законодательство по-разному. Даже районы иногда предлагают свою отдельную интерпретацию. У нас есть налоговая ставка 13% для физических лиц. В одном районе они говорят: «Заполните ваши налоговые декларации и заплатите». В другом районе, допустим, скажут: «Нет, нам не нужна ваша декларация, просто заплатите». Один раз сказали, что платить вообще не нужно. Такое неоднородное применение законодательства создает для нас огромную проблему. В силу того, что ставка налога на доход физических лиц невелика, она способствует тому, чтобы физические лица налог платили. Этот налог уменьшился с 40 до 13%, но тем не менее размер налогов, которые компании платят на социальные нужды, не изменился. Мы попытались изменить эту ситуацию, когда Валерий Хорошковский занимал пост министра экономики, а я работал его советником. Таким образом, многие компании стали платить налоги нормально, а слабые компании все еще продолжают выплачивать зарплату в конвертах.
- Каково место Украины на мировом рынке инвестиций?
- Проблема состоит в том, что все страны конкурируют между собой за получение инвестиций, и у Украины времени остается немного. Отдельные страны привлекают огромное количество инвестиций, и не только на внутреннем рынке. У таких стран, как Китай и Индия - огромные внутренние рынки. Но кроме этого, инвестиционное законодательство этих стран развивается и является чрезвычайно привлекательным.
- Насколько привлекателен инвестиционный климат в Украине в сравнении с российским?
- В России многие вещи даются труднее, чем в Украине. Но в России рынок в три раза больше, чем в Украине. Таким образом, много компаний в силу ее размера выбирают именно Россию. Российское законодательство также улучшилось. Оно не такое, проевропейское как украинское. И поэтому там сложнее работать, чем здесь. Россияне, как правило, стараются делать все сами, например, повторно изобрести велосипед. В отличие от них, украинцы склонны сначала смотреть на то, что было сделано раньше, получить какой-то ориентир, чтобы потом что-то внедрить, приспособив его к украинским реалиям. В этом ваше преимущество. Но все же российский рынок намного больше, чем украинский. Все хотят прийти в Россию. Тем не менее я все еще считаю, что инвестиционный климат в Украине - лучше и благоприятнее, чем в России.
- В чем заключаются сильные позиции Украины в международном состязании за иностранных инвесторов?
- Есть несколько таких преимуществ. Украина намного ближе к европейским рынкам, чем та же рабочая сила в Китае. Рабочая сила в Украине - очень высокообразованная. Уровень образования и профессиональной подготовки в Украине намного выше, чем в Индии или Китае. Однако и стоимость образования в Украине выше, чем в Китае, и соответственно рабочая сила дое, чем в Китае. Таким образом, у вас есть несколько преимуществ: ь к европейским рынкам, уровень подготовки рабочей силы, и даже если она дое, чем в Китае, то и намного дешевле, чем в Западной и Центральной Европе.
Газета «Дело»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/79349.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM