Украинский рынок газа ждет перемен

14 мар, 18:01

Повышение цен на туркменский газ, глобальные неплатежи за газ, увеличение налогового пресса, критическая ситуация с газоснабжением крупных городов Украины. Таким запомнится многим январь 2005-го. При этом ключевой темой стало заключение годового контракта с ГТК «Туркменнефтегаз», в результате которого цены на газ для Украины взлетели сразу на 14 долл. за 1000 кубометров. Новоназначенный министр экономики Сер Терехин на днях уверял, что председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрия Бойко никто не уполномачивал подписывать дополнительное соглашение о поставках туркменского газа в Украину в 2005 году на тех условиях, на которых оно подписано. В основном главу Минэкономики смущает стоимость газа для Украины 58 долл. за 1000 кубометров. Хотя, помнится, попытки нынешнего премьера Ю.Тимошенко заключить соглашение с Туркменистаном тоже вызвали недовольство… Нельзя сказать, что НАК «Нафтогаз» эта цена также не смущала. Но не согласись Ю.Бойко подписать это дополнительное соглашение и зафиксировать новую цену (которая все-таки ниже желаемых Туркменистаном 60 долл.), Украина рисковала остаться уже в январе без достаточного объема газа. Поэтому 3 января (когда еще официально не было объявлено решение Центризбиркома о признании В.Ющенко новым Президентом Украины, а со старой властью советоваться было уже вроде незачем), пока страна еще праздновала, глава НАК «Нафтогаз» Ю.Бойко вылетел в Ашхабад, где и подписал с президентом Туркменистана С.Ниязовым дополнительное соглашение об объемах и условиях поставок туркменского природного газа в Украину на 2005 год. Соглашение предусматривает поставки в Украину на протяжении 2005 года 36 млрд. кубометров туркменского природного газа. Основной объем газа (31,5 млрд. кубометров) «Нафтогаз Украины» отныне закупает по цене 58 долл. за 1000 кубометров на границе Туркменистан—Узбекистан. Расчеты за газ — по формуле: 50% — деньгами (913 млн. долл.); 50% — встречными поставками товаров и оборудования (913 млн. долл.). Еще 4,5 млрд. кубометров газа — в счет оплаты работ и услуг, выполненных украинскими компаниями при реализации инвестиционных проектов на территории Туркменистана (в 2004 году — 1,8 млрд. кубометров газа). В «Нафтогаз Украины» тогда подчеркивали, что подписанное соглашение, а также благоприятная конъюнктура европейских экспортных рынков позволят НАКу избежать стремительного повышения цен на природный газ для промышленной группы украинских потребителей. Безусловно, повышение стоимости туркменского газа в 2005 году — неприятный сюрприз. Но ситуация могла быть еще хуже. Как, например, сейчас у российского «Газпрома». 31 декабря 2004 года Туркменистан прекратил поставки газа в направлении России по газотранспортной системе «Средняя Азия — Центр». НАК «Нафтогаз» после подписания соглашения стала получать туркменский газ, а вот «Газпром» — нет. Подобные действия Туркменистана российская газета «Время новостей» охарактеризовала как «прямое нарушение соглашения о 25-летнем сотрудничестве России и Туркменистана в газовой сфере, которое подписали в апреле 2003 года Владимир Путин и г-н Сапармурат Ниязов. Туркменский лидер подтвердил репутацию ненадежного партнера, проявив в очередной раз свою склонность к экономическому шантажу», — цитирует газету УНИАН. Эти сведения подтверждаются статистикой. По данным Национального института госстатистики и информации Туркменистана, опубликованным на интернет-ресурсе Turkmenistan, экспорт газа в январе составил 3,61 млрд. кубометров, что на 23% меньше, чем в январе 2004 года (4,7 млрд.). Из отправленного за рубеж газа 2,8 млрд. кубометров закупил НАК «Нафтогаз Украины», оставшиеся 790 млн. кубометров были экспортированы в Иран. При этом добыча газа снизилась по сравнению с прошлогодней на 900 млн. кубометров — примерно столько должен был получить российский «Газэкспорт». В декабре 2004 года и начале января 2005-го представители «Газпрома» заявляли, что цена в контракте с Туркменистаном зафиксирована и пересмотру не подлежит, а за нарушение условий предусмотрены суровые санкции. Тем не менее, пока «Газпром» не принял решения обратиться в международный арбитраж. Не исключено, что в Ашхабаде такое поведение трактуют как проявление неуверенности в собственных силах. Хотя в настоящий момент отсутствие туркменского газа не представляет проблемы для «Газпрома». Вот только неизвестно, надолго ли хватит запаса прочности у россиян. Однако этой ситуацией может воспользоваться Украина, чтобы вернуться к обсуждению возможности заключения с Туркменистаном прямого долгосрочного договора (с 2007 года). Шансов на однозначный успех объективно немного. Но они все-таки есть. Тем более что в последнее время «Нафтогазу Украины» удалось избавиться от шлейфа многолетних долгов, о который всякий раз спотыкалось руководство НАКа при попытках выторговать более выгодные условия на покупку туркменского газа. Небезынтересно недавнее высказывание А.Кинаха и о предстоящих экономических изменениях в Украине: «Теперь правительству надо провести микрохирургию экономики. Обещания, с которыми шел на выборы Виктор Ющенко, вполне могут быть реализованы. Самое главное — удалить власть от бизнеса. Власть просто обязана создать для всех одинаковые правила ы — чтобы место бизнесменов определялось их контоспособностью, а не доступом в кабинеты высокого начальства. Нельзя допускать государственный рэкет по отношению к предпринимателям». Это касается и газового сектора страны. За последние два года в Украине уже стали забывать термин «газотрейдеры», которых в конце 90-х годов было не счесть. Отказавшись от прежних форм закупки и реализации газа, «Нафтогаз Украины» и его дочерние газопоставляющие компании избавились от многих неоправданных потерь и неоплаченных счетов. Но, с другой стороны, отношения участников рынка газа с дочерней компанией НАКа — «Газ Украины» и с различными категориями отечественных потребителей газа остаются непростыми. Начнем с того, что за последние пять лет цена для отечественных потребителей газа (кроме промышленных предприятий) практически не изменялась. Это при том, что постоянно увеличивалась закупочная цена туркменского газа. В итоге разницу между фиксированной ценой для коммунально-бытовых и бюджетных потребителей (которая ниже цены импортируемого газа) «Газ Украины», а значит, и НАК, должны компенсировать за свой счет, а также за счет дотаций (для населения и бюджетников). Но вместе с тем структура потребителей качественно изменилась за то время, пока на рынке работает НАК «Нафтогаз Украины». Коммунальные предприятия, снабжающие население и небольшие фирмы теплом и энергией, получают газ по-прежнему по льготному тарифу, хотя по сути уже относятся к категории промышленных потребителей. То же относится и теплоэлектроцентралям (ТЭЦ). В определенном смысле изменения формулы цены «Газу Украины» удалось добиться, убедив местные власти в необходимости этого. Но нерешенными остаются многие вопросы с переданными в аренду ТЭЦ и другими предприятиями теплокоммунальной энергетики (ТКЭ). Яркий тому пример — ситуация с прекращением газопоставок в Севастополь. Там существуют два предприятия, «привязанные» к одному газопроводу. Первое из них — Севастопольская ТЭЦ — передано в аренду частной структуре, которая из-за неправильного выполнения условий договора отказывается платить по прежним долгам (хотя договор это и предусматривает). Но ограничить поставки газа этому потребителю — значит оставить без газа и более мощную компанию «Севтеплоэнерго». В итоге конфликт дошел до того, что ДК «Газ Украины» вынуждена была прекратить газопоставки в Севастополь. Теперь решением конфликта займется прокуратура. И, увы, это не единственный случай. Из-за неудовлетворительного уровня расчетов теплокоммунэнерго за газ компания «Газ Украины» не подтвердила наличие ресурсов газа на первую декаду февраля 251-у из 881-го предприятия теплокоммунэнерго. В свою очередь, еще в 2004 году компания «Газ-тепло» заключила 79 договоров с предприятиями ТКЭ на переработку газа и реализацию теплоэнергии потребителям. Основной принцип работы по такой схеме состоит в том, что непосредственным владельцем теплоэнергии является «Газ-тепло», и все средства от потребителя поступают на распределительный счет предприятия, что обеспечивает прозрачность схем расчетов и полный контроль целевого использования средств. Но изменившаяся нормативно-правовая база позволяет предприятиям по газообеспечению и газификации (облгазам), которые давно уже акционированы, находить юридические лазейки и уходить от договоров контрагентов. Им выгоднее использовать договор комиссии, что позволяет им избежать ответственности за неполную оплату газа. Это при том, что как раз население рассчитывается за газ на 100%. Словом, существует масса юридических и организационных нюансов, которые самостоятельно урегулировать не под силу ни НАКу, ни ДК «Газ Украины». Возможно, несколько быстрее разрешались бы эти и подобные проблемы, если бы НАКу удалось сформировать в парламенте свое активное лобби. Но ни инициатору создания НАК «Нафтогаз України» Игорю Бакаю, ни его преемникам на посту главы НАКа это не удалось. Нет, представители нефтегазовой отрасли в Верховной Раде, конечно, присутствуют. Например, бывший председатель правления «Укрнефти» Олег Салмин, бывший глава «Черноморнефтегаза» Игорь Франчук и некоторые другие. Есть даже постоянный комитет ВР по вопросам ТЭК. Да только комплексно на судьбу отрасли он не влияет. Между тем, в начале февраля появилась информация УНИАН о том, что Кабинет министров Украины подготовил проект закона о внесении изменений в закон о бюджете на 2005 год, предусматривающий введение статьи 634, которой предлагается обязать НАК «Нафтогаз Украины» обеспечить уплату в госбюджет части выручки от реализации природного газа в… 2000 году, который был получен как плата за транзит через территорию Украины в размере 1 млрд. 5 млн. 422 тыс. грн. Согласно предложениям, оплата этого платежа должна осуществляться равными долями ежемесячно в течение 2005 года, начиная с 1 марта. На сумму несвоевременно внесенных средств начисляется пеня из расчета 120% годовых учетной ставки Нацбанка. (Этим же законопроектом предусматривается увеличить доходы бюджета-2005 на 19% — с 86,517 до 102,981 млрд. грн.). Никто не спорит — наполнять бюджет надо. Но и решать проблемы нефтегазовой отрасли тоже необходимо. Причем системно. В последние несколько лет НАК «Нафтогаз» как-то выкручивался. И даже смог в 2004 году урегулировать давнюю проблему газовой задолженности «Газпрому», аккуратно старается рассчитываться с Туркменистаном. Даже экспорт увеличивает. Но проблем накопилось столько за многие годы, что их еще долго предстоит разгребать. Хотя, конечно, сегодня это делать несравнимо легче. Уже проведен международный аудит НАКа и его дочерних структур. НАК полноценно вышел на европейские рыки финансовых заимствований. 10 февраля правления «Нафтогазу» Александр Киселев сообщил, что Deutsche Bank ведет с НАКом переговоры об открытии кредитной линии на сумму примерно 2 млрд. долларов для реализации международных проектов, и в первую очередь, в странах Европы. Это позволит финансировать важные международные проекты до того, как они начнут самоокупаться. НАК пытается диверсифицировать ресурсную базу Украины, занять ниши и на зарубежных рынках, в частности в Туркменистане, Ливии, Иране, опережая даже вездесущий «Газпром». К слову, это полностью отвечает намерениям премьер-министра Юлии Тимошенко, которые были озвучены во время ее инаугурационной речи. Если 17 февраля ы правительства утвердят международные проекты «Нафтогаза», уже в марте Украина впервые выйдет на качественно новый уровень в международных отношениях со своими партнерами. Но крупнейшая компания Украины однозначно нуждается в комплексном подходе государственной политики в отношении ТЭК вообще и нефтегазового сектора в частности. Ведь без поддержки правительства все ее инициативы не найдут должной поддержки как в обществе, так и за рубежом. Если оставить НАК один на один со своими проблемами, ожидаемого эффекта экономика Украины не получит. Источник: журнал «Топливно-энергетический комплекс».

Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/7669.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM