Минтранс «наехал» на «Газели»
05 мар, 08:13
Вокруг маршруток нижегородского автопроизводителя развивается серьезный конфликт
На этой неделе вокруг маршрутных «Газелей» сложилась ситуация, близкая к скандальной.
Поводом для этого стала крупная автокатастрофа с участием микроавтобуса этой марки в Тульской области (кстати, вторая за неделю в этом регионе), в которой погибли сразу 9 человек. В четверг руководство холдинга «РусПромАвто», в который входит ГАЗ, обратилось к министру транспорта Игорю Левитину и начальнику ГИБДД России Виктору Кирьянову с открытым письмом с настоятельной просьбой ужесточить надзор и контроль над предприятиями, осуществляющими общественные пассажирские перевозки на автомобильном транспорте. При этом «РусПромАвто» выразило готовность со своей стороны оказать всяческое содействие – вплоть до выделения собственных специалистов, которые бы инспектировали техническое состояние маршруток. В пятницу, фактически отвечая на это письмо, Игорь Левитин на расширенном заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта заявил, что его ведомство намерено ужесточить требования, предъявляемые к пассажирским перевозкам, добавив: «Мы понимаем, что в один день избавиться от «Газелей» не получится. Но при помощи стандартов и требований мы должны сделать так, чтобы «Газели» ушли из этого сектора». В «РусПромАвто» на просьбу прокомментировать слова министра лишь «развели руками». Неофициальные источники, близкие к ГАЗу, считают, что против «Газелей» развернута кампания и Минтранс, в функции которого входит контролировать деятельность предприятий-автоперевозчиков, вместо этого лоббирует интересы зарубежных производителей микроавтобусов, заинтересованных в экспансии на российский рынок.
В среду, 2 марта, в 10 часов утра на 224-м километре автодороги Москва – Крым произошла очередная крупная авария с участием пассажирской «Газели». Микроавтобус, шедший по маршруту «Тула – Плавск», на середине пути столкнулся с большегрузом МАN. От удара 9 из 12 пассажиров маршрутки скончались. В живых остались только 3 пассажира «Газели» и водитель. По факту ДТП прокуратура Тульской области дила уголовное дело по статье 264 Уголовного кодекса РФ – нарушение правил доного движения и эксплуатации транспортных средств. По предварительной версии следствия, «Газель» была технически неисправна. По дороге у нее отвалилось левое заднее колесо, и машина выехала на полосу встречного движения. Ехавший навстречу большегруз попытался затормозить и съехать на обочину, но «Газель» попала под колеса МАNа.
На следующий день руководство «РусПромАвто» обратилось к министру транспорта и начальнику ГИБДД России с открытым письмом. Обращение было вызвано енностью компании обеспечением безопасности общественного транспорта. Как отметил в письме глава «РусПромАвто» Александр Юшкевич, «назрела необходимость ужесточить надзор и контроль за деятельностью предприятий, осуществляющих общественные пассажирские перевозки на автомобильном транспорте». В самой компании свою позицию аргументируют довольно подробно. «От Минтранса и ГИБДД мы ожидаем ужесточения их требований к предприятиям общественного транспорта. В том, что в результате аварии в Тульской области погибли 9 человек, виноват водитель «Газели». Колесо его микроавтобуса было прикручено одним болтом. Суть нашего письма в том, что мы выпускаем хорошую продукцию, но то, что она эксплуатируется не должным образом и не выполняются нормы по ее безопасности – это вина недобросовестных перевозчиков. Мы готовы выделять своих специалистов для рейдов и проверок технического состояния и обслуживания маршрутных «Газелей», выступаем за ужесточение процедуры лицензирования перевозчиков и очень рассчитываем на содействие Минтранса и ГИБДД в этом вопросе, поскольку сегодня у нас нет ни возможности проверить все маршрутные «Газели», ни юридических оснований для этого. Мы довольны работой тех автоперевозчиков, которые проводят регулярное необходимое сервисное обслуживание своих микроавтобусов, а также осуществляют освидетельствование водителей перед тем, как они выйдут на смену и так далее. И очень недовольны теми перевозчиками, которые не выполняют этих элементарных норм», – сказал RBC daily Владимир Торин, начальник департамента по внешним связям «РусПромАвто».
В ИК «Ренессанс Капитал» считают инициативу компании своевременной. «Сегодня в качестве маршрутных такси эксплуатируется достаточно много грузовых «Газелей», переделанных для пассажирских перевозок, причем в обход стандартов и требований по безопасности. Сами же российские стандарты по безопасности транспортных средств давно устарели. Если «РусПромАвто» при помощи своей инициативы хотя бы немного снизит печальную статистику пострадавших в автомобильных авариях (в 2004 г. на дорогах России погибли более 34 тыс. чел.), будет очень хорошо», – сказал RBC daily Виктор Цховребов, аналитик ИК «Ренессанс Капитал».
В группе «Автолайн» обращение «РусПромАвто» рассматривают критически. «Ясно, что никакие дополнительные надзорные проверки предприятий транспорта сами по себе не могут способствовать улучшению технического состояния автобусов и повышению безопасности перевозок пассажиров, – комментирует RBC daily ситуацию Михаил Войнов, заместитель начальника управления производственно-технического обеспечения «Автолайна». – Что касается усиления ежедневного контроля за состоянием выпускаемого на линию автотранспорта, то в этом направлении в стране уже ведется активная законотворческая и практическая работа. В развитие Федерального закона РФ «О техническом регулировании» № 184-03 от 27.12.2002 г. в Госдуме уже подготовлен к утверждению новый Закон РФ «Специальный технический регламент. Требования к техническому состоянию колесных транспортных средств в эксплуатации, процессам производства по их подготовке к эксплуатации и специализированному оборудованию, применяемому при подготовке транспортных средств». Принципиальное отличие основных положений этого документа от существующих директивных и нормативных актов в области автотранспортного регулирования состоит в том, что он обязывает предприятия проводить техническую проверку состояния агрегатов и узлов каждого выпускаемого на линию автомобиля с использованием средств технического диагностирования и подтверждать результаты этой проверки соответствующими декларациями. То есть объектом внимания является не предприятие с его различными условиями организации производства, а сам автомобиль, его техническая исправность и готовность к работе. Было бы также правильным законодательно ограничить в стране и максимальный срок (или пробег) с начала эксплуатации всех транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров. Нельзя допускать к эксплуатации старые и изношенные автобусы со скрытыми и трудно выявляемыми дефектами».
В свою очередь в ГИБДД согласились комментировать ситуацию, только неофициально. «В вопросе обеспечения безопасности маршрутных перевозок очень много нюансов. И по этой причине мы не принимаем сторону Минтранса или сторону производителей микроавтобусов. Цель нашей работы – обеспечить на дорогах безопасность. А уже какими средствами она будет достигнута – ужесточением требований к автоперевозчикам или заменой «Газелей» на микроавтобусы других марок, для нас не важно». Что же касается реакции на письмо Минтранса, то в пятницу Игорь Левитин фактически отклонил предложение «РусПромАвто», заявив, что Минтранс считает нужным добиться того, чтобы автомобили марки «Газель» реже использовались в качестве маршрутных такси. Данную санкцию г-н Левитин объяснил тем, что «Газели» часто попадают в аварии с человеческими жертвами. Однако более подробного комментария в Минтрансе на этот счет вчера получить не удалось. На момент сдачи статьи запрос RBC daily к пресс-секретарю Игоря Левитина оставался без ответа. В «РусПромАвто» также отказались комментировать позицию министра транспорта. Однако анонимный источник, близкий к ГАЗу, в разговоре c RBC daily предположил, что, выступая с подобными инициативами, Минтранс дает «зеленый свет» производителям микроавтобусов-иномарок и вместо усиления контроля за автоперевозчиками делает все для того, чтобы «Газели» ушли с рынка маршрутных перевозок.
Отчасти это подтверждается той политикой, которую стал проводить ведущий столичный оператор маршрутных перевозок. Вчера группа «Автолайн» объявила, что в рамках договора с ООО «Фольксваген Групп Рус» она приобрела по лизинговой схеме партию из 30 микроавтобусов Volkswagen LT-46. Мотива покупки именно немецких микроавтобусов в компании не скрывают. «Приобретение партии из 30 микроавтобусов Volkswagen связано с модернизацией подвижного состава нашей компании. Понятно, что сразу взять и отказаться от «Газелей» мы не можем. Поэтому, по мнению руководства «Автолайна», целесообразный путь для нас – это постепенный переход на более качественные микроавтобусы», – сказала RBC daily Елена Павлова, начальник пресс-службы ООО «Управляющая компания Автолайн-Транслайт». Андрей Сердечнов: RBCdaily.
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/6842.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM