Автобусный рынок: «Богдан», «Эталон» и другие

01 сен, 15:15

Потребительский рынок вынуждает большинство украинских производителей автобусов ежегодно наращивать производительность. Количественные показатели свидетельствуют о тенденции роста. Но производственные программы, в основном, сориентированы на выполнение фактического заказа. В то время, как качественный рост может стать лишь результатом реализации новых стратегий развития отечественного и более агрессивного участия в зарубежных рынках.

«Богдан»

В 2005 г. корпорацией произведено 2007 автобусов, что почти вдвое больше уровня предыдущего года (1,2 тыс.). В конце минувшего года черкасский завод, где производится 90% всех «Богданов» («большие» автобусы собирают в Луцке), вышел на ежемесячный уровень выпуска в более чем 340 машин. что дает возможность - при наличии заказов - делать до 4 тыс. автобусов в год. Реальный же план на год – 2,5 тыс. За январь-июнь 2006 г. производство автобусов различных модификаций возросло на 65% – до 1199 единиц.

За первое полугодие на экспорт поставлено 232 автобуса (20% от общей реализации), большая часть из которых идет в Россию (119 единиц), остальное – в Грузию, Казахстан, Беларусь и Азербайджан.

В феврале нынешнего года корпорация подписала с японскими компаниями Isuzu и Sojitz, являющимися поставщиками комплектующих, трехсторонний договор о создании СП по продаже автомобилей в Украине с намерением расширить экспорт автобусов из Украины на рынки стран СНГ, в том числе России. Сертификация автобусов «Богдан» в РФ завершена, на этом рынке корпорация надеется ежегодно продавать минимум двести автобусов, расширяя также поставки в Закавказье (на уровне 300 ед. в год).

Автобус малого класса А-092 с дизельным двигателем Евро-3 сертифицирован в Польше, Чехии и Словакии, соответственно, «Богдан» планируется продвигать и на эти рынки.

Для удешевления логистики автомобилей и расширения мощностей для производства автобусов в мае 2005 г. корпорация заявила о реализации проекта стоимостью около $80 млн. В рамках этого проекта в течение двух лет в Черкассах будет организовано производство легковых автомобилей и грузовиков с использованием единого покрасочного комплекса, а в Луцк будет переведено все производство автобусов. В апреле текущего года в Луцке уже открыта первая очередь автобусного производства – выпуск автобусов среднего, большого и особо большого классов, а также троллейбусов. На втором этапе - к концу 2007 года - у ЛуАЗа появятся мощности по производству 4,7 тысяч автобусов в год.

Представители корпорации заявляют, что готовы к серийному выпуску автобусов большой и очень большой вместимости. В 2005 г. произведено 35 «больших» автобусов А231, большую часть из которых реализовано в Киеве. Пока же рынок заинтересован, в основном, в малых (А091 и А092) и средних моделях (А-144, А-145), а выпуск А231 осуществляется только под конкретные заказы.

«Эталон»

Автобусы в структуре корпорации «Эталон» выпускают Бориспольский автомобильный и Черниговский автобусный заводы. В Чернигове выпускается автобус малой вместимости «Дельфин» на шасси микроавтобуса «Газель». В Борисполе собираются автобусы среднего класса «Эталон» на базе индийского грузовика компании «ТАТА». В 2005 г. корпорация произвела около 600 «Дельфинов» и около 500 "Эталонов".

В 2006 г. «Бориспольский автозавод» планирует увеличить производство автобусов на 88%, до 1500 штук. Но уже по состоянию на май 2006 г. БАЗ выпустил 2000 автобусов, а ЧАЗ – 1100 штук. Продукция «Эталона» реализуется на украинском рынке, но известны планы по выходу и на зарубежные. Корпорация объявила, что намерена открыть производство в России. В Брянской области планируется построить или арендовать производственные мощности и собирать там до 100 «Дельфинов» в месяц.

По данным «Эталона», общий российский автобусный парк составляет около 600 тыс. единиц, ина из которых – это микроавтобусы «ГАЗель». Эти машины дешевы, однако маловместительны и менее комфортабельны. Перевозчики будут постепенно менять «ГАЗели» на более эффективные в эксплуатации модели среднего и большого класса. По оценкам «Эталона», в замене ежегодно нуждается около 50-60 тыс. автобусов.

В то же время Черниговскому автозаводу непросто будет отвоевать себе долю российского рынка, учитывая высокую концию на нем. В самой России ежегодно производится свыше 70 тыс. автобусов, большая часть из которых приходится на группу «ГАЗ» (Горьковский автозавод, Курганский и Павловский автобусные заводы). По данным Минстата РФ, в стране в 1-м полугодии 2006 г. было выпущено 35,6 тыс. автобусов. Именно «ГАЗ» поставляет «Эталону» шасси для производства «Дельфинов», и россияне явно не заинтересованы в усилении конции со стороны украинского партнера.

Что же касается «Эталона», то в планах корпорации переход на изготовление автобусов по стандартам Euro-3 и расширение их модельного ряда. Новым стратегическим партнером корпорации (вместо «ТАТА») стала китайская компания China First Automobile Group Corp. FAW поставит шасси для новых моделей «Эталона» – 10-метрового городского автобуса А412 и 7-метрового А074. Кроме того, в планах корпорации освоение выпуска чешских автобусов SOR с целью выйти на выпуск всех моделей автобусов различных классов.

Еще один входящий в состав корпорации «Эталон» Галицкий автозавод (начал работу в конце 2005 г.) в текущем году намерен выпустить около 35 автобусов автобуса малого класса ГалАЗ-3207 «Виктория» и начать серийное производство пригородного автобуса малого класса ГалАЗ-3208 «Бизон». Галицкий завод собирает автобусы на базе шасси российского ГАЗ, однако двигатели отвечают эконорме Euro-2. В 2007 г. предприятие намерено построить и запустить современный покрасочный комплекс. В будущем завод планирует производить в месяц от 30 до 50 автобусов среднего класса.

«Автоинвестрой»

АИС, напомним, реализует на украинском рынке российские легковые автомобили и автобусы, часть из которых собирается на входящем в структуру корпорации "Кременчугском автосборочном заводе". В 2005 г. в Украине было реализовано 2,3 тыс. автобусов ПАЗ, КАВЗ, ЛиАЗ, что на 48% больше, чем в 2004 г.

Благодаря активности АИС, российским ПАЗам до последнего времени удавалось удерживать около ины украинского рынка автобусов малого и среднего класса. Их основное достоинство – низка цена и высокая ремонтопригодность (поставки запчастей в Украину хорошо отлажены). Однако конция растет, и в последнее время многие перевозчики стали отдавать предпочтение более современным, хотя и более дорогим «Богданам» и «Эталонам».

В январе-июне 2006 г. корпорация «АИС» продала 1021 автобус марок ПАЗ, ЛиАЗ, КАВЗ, что несколько ниже уровня минувшего года. Следуя тенденциям рынка, группа «ГАЗ» выводит на российский и украинский рынки новые модели автобусов. В частности, освоенная на Курганском автобусном заводе модель КАВЗ-4238 (на базе ПАЗ-4230 «Аврора») имеет длину 9,6 м, 35 посадочных мест, оборудована двигателем Cummins по стандарту Euro-2. Новинка от ЛИАЗа – полунизкопольный городской автобус с агрегатами Cummins и КПП Voith.

В 2006 г. группа «ГАЗ» намерена увеличить поставки в Украину автобусов ПАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ на 6,4%, до 2 331 единиц на общую сумму $38,9 млн. В АИС надеются также увеличить поставки на украинский рынок новых моделей автобусов Голицынского автозавда и ЗИЛа.

Другие производители

«Анто-Рус»

В 2005 г. на херсонском заводе собрали 300 автобусов малого класса (в 2004 г. – 39). В текущем году запланировано собрать 800. Напомним, что «Анто-Рус» начинал с производства моделей «Скиф» (собственная разработка) на шасси «ЗИЛ». В настоящее время предприятие перешло к выпуску автобусов на шасси китайского производителя DongFeng. Уже начато производство модели ХАЗ-3250 «Антон», а к началу 2007 г. будет освоен серийный выпуск новой модели «Руслан». 8,5-метровый автобус на шасси DongFeng будет укомплектован 4,2-литровым дизельным двигателем и АБС. Херсонский завод начал также сотрудничество с польским производителем Autosan, который может предоставить лицензию на производство автобусов класса «турист».

«УкрАвто»

Входящий в корпорацию Ильичевский завод автомобильных агрегатов (одна из производственных площадок Запоского автозавода) начал выпуск пассажирского микроавтобуса для городских и междугородных перевозок. В 2006 г. планируется произвести 300-500 единиц автобусов малого класса «I-Van» на базе шасси индийской компании «ТАТА».

Мощности завода позволят выпускать 2 тыс. автобусов в год, и в ближайшем будущем «ЗАЗ» планирует занять около 30% украинского рынка автобусов малого класса. Уже есть заказы на новый автобус из Днепропетровска, Ильичевска и Запоья. С автобусом «I-Van» предприятие планирует выйти на рынки СНГ в 2007 г.

Холдинг «АвтоКрАЗ» в 2005 г. выпустил 30 микроавтобусов Karsan J9. В 2006 г. автобусный завод «Стрый-Авто», который специализируется на моделях малого класса, планирует создать и внедрить в производство две новые модели автобусов на базе китайского шасси и шасси Mercedes. Предполагалось, что в текущем году на предприятии будет выпущено 500 автобусов. За 5 месяцев на заводе выпустили 73 автобуса на шасси ЗИЛ-5301.

В Днепродзержинске автобусы среднего класса на шасси Камского автозавода (РФ) выпускает ООО «Украинская технологическая компания». Машины «Скиф» могут перевозить до 60 человек, стоимость автобуса – $90 тыс.

С содержанием первой части материала читатели могут познакомиться посетив стр. «Автобусный рынок: шаткие позиции украинских производителей. Ч.1. ЛАЗ». Часть 3 - «Перспективы» - планируется к публикации.

Георгий Карпенко, UGMK

 


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/64006.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM