01 сен, 14:42
Украинские чиновники активно убеждают отечественных и европейских потребителей газа в надежном и обеспеченном будущем Украины, омрачаемым только неизбежным, но контролируемым удоанием топлива со следующего года. При этом, данный оптимизм основан на нормализации отношений со среднеазиатскими поставщиками, а также на вынужденном, судя по всему, сохранении РосУкрЭнерго в качестве трейдера.
На минувшей неделе министр топлива и энергетики Юрий Бойко в очередной раз выразил полную уверенность, что «обществу не следует бояться резких скачков цены на газ» благодаря прочности соответствующих переговорных позиций Украины, у которой сохраняются серьезные «аргументы и механизмы блокирования возможного повышения цены на газ со стороны контов». Соответственно, глава Минтопэнерго прогнозирует, что «резкого повышения цены на газ и какой-то угрозы национальной безопасности не будет». Практически идентичными заявлениями подтвердил тезисы своего подчиненного и премьер-министр Виктор Янукович.
Пришлось украинским чиновникам выступить дуэтом и в качестве гарантов транзитной надежности Украины, поставленной под сомнение комиссаром Еврокомиссии по энергетике Андрисом Пиебалгсом. Последний, фактически цитируя соответствующие пресс-релизы «Газпрома», заявил, что у него «вызывает опасение техническое состояние газопроводов в Украине и недостаточные объемы газа, которые Украина закачивает в подземные хранилища», поэтому «если что-нибудь случится, мы тут все замерзнем».
В качестве основного аргумента Бойко привел цифры заполнения украинских ПХГ, которые должны развеять опасения европейских партнеров Украины, по крайней мере, в достаточности газовых запасов. По словам руководителя Минтопэнерго «...мы идем согласно графику, …сейчас закачивается около 130 млн. м3/сутки. …И если мы посчитаем, то этот график как раз обеспечивает нам наличие 24,7 млрд. кубов на 15 октября». А Янукович, опираясь на эти цифры, в свою очередь, дал гарантии, что Украина не будет отбирать на свои нужды предназначенный для европейцев газ, поскольку в этом просто не будет физической потребности, не говоря уже о сомнительной корректности и законности таких действий.
Тем временем, первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров конкретизировал тезис премьера о «незначительном увеличении цены на газ, но в параметрах, которые отвечают рыночным тенденциям», назвав возможные цифры «новогодней» стоимости импортируемого Украиной газа. Согласно прогнозам Азарова, в 2007 г. стоимость 1000 м3 газа на украино-российской границе составит порядка $135, что на 42% превышает сегодняшний тариф. При этом «ситуация может быть хуже, а может быть и лучше", но в любом случае, правительство приложит все усилия для минимизации последствий удоания топлива для конечных потребителей. Для этого планируется создать специальный стабилизационный фонд размером в 3 млрд. грн., который при негативном варианте развития событий будет, вероятно, расходоваться на определенные компенсации потребителям, а в случае реализации оптимистического сценария (т.е. при стоимости газа, меньшей $135 за тыс. м3), эти средства пойдут на инвестиционные проекты.
Очевидно, что содержанием этих проектов, в любом случае, будет повышение энергоэффективности промышленного и коммунального секторов украинской экономики. При необходимости же использования стабфонда для минимизации последствий излишне резкого повышения стоимости газа запланированные на эти цели средства могут быть, вероятно, израсходованы на частичную компенсацию стоимости только тех объемов топлива, которые минимально необходимы потребителям для сохранения их работоспособности или жизнедеятельности. Это само по себе станет достаточно серьезным стимулом для сокращения потребления газа без катастрофических последствий в виде остановленных производств непрерывного цикла и размоенных отопительных котлов.
Оптимизм Бойко относительно газовых перспектив Украины зиждется в том числе и на уверенности в возобновлении прямых поставок туркменского газа для Киева, которые, ослабят монопольные на сегодня позиции РУЭ. В то же время глава Минтопэнерго убежден и в необходимости сохранения газового посредника «для гармонизации и балансирования цен, которые находятся в разных показателях и в России, и в Средней Азии».
В этом контексте обращает на себя внимание демонстративно скептическая позиция премьер-министра Януковича по отношению к РУЭ, как к исключительно вспомогательной структуре, не ающей в действительности, самостоятельной роли. В интервью западным СМИ премьер отметил: «У меня такое ощущение, что за этот год, который прошел, состоялось переосмысление вопроса относительно РУЭ. Я не искал РУЭ, когда начал работать 4 августа, я сразу же обратился к «Газпрому» - непосредственному партнеру Украины, который определяет порядок снабжения газа. Сегодня все переговоры мы ведем с «Газпромом». Министр ТЭК Юрий Бойко в Москве ведет переговоры о снабжении газа в 2006 и 2007 г. также с «Газпромом». А кто будет выполнять, в конечном счете, эти задачи, «Газпром» или его дочернее предприятие, я считаю, для Украины не важно».
Очень показательно, что РУЭ здесь выступает в качестве дочернего предприятия «Газпрома», в то время как представители последнего любят акцентировать внимание на формально украинской составляющей РУЭ, контроль за которой осуществляется не государством, а частными лицами чуть ли не по капризу украинского правительства. При этом Янукович жестко ограничил целесообразность деятельности трейдера рамками национальных интересов, заявив, что если речь пойдет о том, что любая назначенная «Газпромом» компания будет снимать еще дополнительные операционные прибыли во время снабжения газа, то Украина будет категорически против.
Однако «сегодня» и «пока что» вопросов к «Газпрому» по этому поводу премьер не имеет. Однако у него есть вопросы, которые «касаются корректности наших отношений … чтобы и формирование цены, и прогнозируемость рынка, … была понятной и прозрачной.» Здесь стоит вспомнить, что Янукович, будучи лидером оппозиции, критиковал украинского газового импорта в руки РУЭ том числе и за «малопрозрачность» навязанной Россией схемы газовых поставок.
В целом, необходимо отметить, что после приглашения Украиной «Газпрома» к «легализации» своего присутствия на внутреннем рынке Украины, предполагающего обратные гарантии украинского газового баланса, официальный Киев усиливает давление на российских партнеров, оперируя при этом показательно «аполитичными» аргументами экономической целесообразности и обязательной взаимовыгодности сотрудничества. Показательное же дистанцирование от РУЭ должно стимулировать и самого посредника, и патронирующий его «Газпром» найти новые аргументы полезности трейдера для Украины, существенно нивелирующейся после удоания среднеазиатского газа.
Одним из таких аргументов может стать придание РУЭ больших полномочий по реэкспорту среднеазиатского газа в Европу, часть прибыли от которого пойдет на удешевление стоимости газового «коктейля», поставляемого РУЭ в Украину. Это может одновременно удовлетворить практически все стороны: Киев получает относительно льготную стоимость газа и большую загрузку своей ГТС; среднеазиатские газодобывающие государства, хотя и через посредника, но выходят на европейский рынок; Европа, смирившаяся с транспортной монополией «Газпрома», получает условную диверсификацию газовых поставок и новые объемы топлива для спотового рынка; сам «Газпром», помимо улучшения своего имиджа в глазах европейцев (сопровождающегося дальнейшим ростом капитализации и количества долгосрочных договоров на поставки газа), не только увеличит прибыль РУЭ, но и усилит его возможности в качестве формально независимого инструмента реализации российской газовой политики.
Валентин Ермоленко, UGMK
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/64000.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM