К нам едут деньги

30 авг, 11:33

В Украину один за другим идут иностранные оки рынка потребительского кредитования.

Банки, желающие заработать на потребительских запросах украинцев, начинают борьбу за право присутствия в магазинах

Скоро в магазинах бытовой техники станет тесно от избытка кредиторов, так большинство банкиров комментируют объявленные в июле-августе сделки по поглощению украинских финучреждений. В конце июля о выходе на отечественный рынок потребительского кредитования заявили сразу два крупных иностранных ока — чешская группа PPF и российский банк «Русский Стандарт». На днях стало известно, что чехи приобрели в Украине сразу три финансовых учреждения; россияне собираются купить два. Одновременный приход в Украину двух заядлых соперников (Петр Келлнер и Рустам Тарико — владельцы PPF и «Русского Стандарта» — измотали друг друга борьбой за кошельки российских граждан) не случаен. В РФ уже почти не осталось надежных заемщиков, готовых брать кредиты на покупку бытовой техники и прочей мелочи под 35–100% годовых (во столько обходятся потребительские кредиты с учетом всех издержек заемщиков). Поэтому «Русский Стандарт» и HomeCredit (входит в группу PPF) ищут новые рынки. В Украине им будет где развернуться — наш рынок потребительского кредитования далек от наполнения.

Чешский ход конем

В России чешская группа PPF купила мелкий региональный банк без отделений и начала выдавать кредиты в магазинах. Ссудами деятельность российской дочки HomeCredit пока и ограничивается — банк даже не принимает вклады. Однако занявшись исключительно целевыми ссудами, группа PPF проала в контной борьбе банку «Русский Стандарт». В Украине чехи решили применить другую тактику: PPF купила три финучреждения: черниговский банк «Приватинвест» (десять отделений), днепропетровский Агробанк (двадцать два отделения) и компанию «ПриватКредит» (кредитующую под брендом «ПростоКредит» более чем в 1300 точек). По оценкам «Эксперта», все три покупки обошлись чехам в 100–120 млн долларов.

В скором времени кредиты начнут предлагать везде, начиная от магазинов бытовой техники и заканчивая частными клиниками и турагентствами

Приобретение компании «ПриватКредит» — шаг вполне закономерный: в потребительском кредитовании нельзя преуспеть без широкого присутствия в торговых точках. Ясно также, зачем PPF понадобился банк — для выпуска кредитных карточек, которым не может заниматься финансовая компания. Главная интрига — покупка сразу двух банков. Участники рынка теряются в догадках и предполагают, что чехи попробуют объединить приобретенные активы в одно юрлицо. Возможно, HomeCredit будет развивать не только сеть продаж, но и сеть обслуживания. В отличие от многих других оков рынка потребительского кредитования, чьи заемщики погашают кредиты через Ощадбанк. PPF подтверждает все три сделки, но не комментирует их. Свет на дальнейшие планы новой группы немного пролили лишь в Агробанке. По словам заместителя председателя финучреждения Анны Закировой, до конца года число отделений будет увеличено до сотни, а количество точек продаж кредитных продуктов — до трех тысяч. После завершения сделки Агробанк останется универсальным учреждением, то есть как и прежде будет предоставлять частным и корпоративным клиентам полный перечень услуг. При этом банк будет развивать потребительское кредитование под брендом HomeCredit.

Выйти на украинский рынок чехи собирались давно. Экспансия в Украину (так же как и в Россию) началась с учреждения лайфовой страховой компании «Хоум Кредит Страхование». Причем совмещение потребительского кредитования со страхованием становится традицией. Страховать заемщиков будет «Русский Стандарт», кроме того, этим уже занимается аффилированная с банком «Надра» компания «Догмат Украина», кредитующая под брендом «Еврокредит». В России жизнь и здоровье заемщиков «Русского Стандарта» страхует компания «Русский Стандарт Страхование», четвертью акций которой владеет французская компании Cardif (входит в группу BNP Paribas). Однако завоевание украинского рынка вряд ли будет легким для HomeCredit. Слабое место чехов — скоринговые системы, неадаптированные под постсоветские реалии (процент невозвратов в портфеле российского банка достигал 15–28%). Добавила хлопот российскому HomeCredit и кража базы данных заемщиков.

Русские стандарты

Банк «Русский Стандарт» не менее оригинален в покупках. Россияне остановили свой выбор на созданном в марте АИС-Банке и открытой в апреле страховой компании «Довіра та гарантія». АИС-Банк учрежден корпорацией «Автоинвестстрой», связанной с народным депутатом от Партии регионов Дмитрием Святашем. По его словам, вначале корпорация хотела создать банк для обслуживания своих финансовых потоков, но в связи с усиливающейся концией на рынке банковских услуг передумала. АИС-Банк еще не успел начать активную работу и не обзавелся ни одним отделением. Если учесть, что капитал банка немногим выше 40 млн гривен, то россиянам он обошелся не более чем в 15 млн долларов. Экономность «Русского Стандарта» видна даже в скромном фасаде головного офиса в Москве. Так что россияне предпочли покупку банковской лицензии поглощению дорогого сетевого учреждения. Однако в России банк стал одним из лидеров, поскольку вовремя занялся потребительским кредитованием и открыл семьсот представительств, охватив практически всю территорию страны. Благодаря своей широкой сети «Русский Стандарт» прокредитовал уже 17,5 млн россиян.

По мнению начальника управления развития бизнеса Дельта Банка Тараса Волобуева, без сети точек продаж «Русскому Стандарту» будет сложно завоевывать украинский рынок. Для того чтобы выйти на потребителя, финучреждению придется потратить еще несколько десятков миллионов долларов на создание представительств. Кредиторы, уже присутствующие в магазинах, вряд ли захотят потесниться. Поэтому не исключено, что российскому банку придется договариваться о покупке чьей-то сети. В этом плане примечателен пример самого Дельта Банка, кушего кредитный союз «Фаворит» и договорившегося с «Укрпочтой» о выдаче кредитов через ее отделения. «Возможно, ”Русскому Стандарту” придется искать альтернативные каналы продвижения своих продуктов, например, сосредоточиться на карточном бизнесе», — говорит Волобуев.

В погоне за сверхприбылями

Потребительское кредитование — прибыльный сегмент. Эффективная ставка (учитывающая все комиссионные) по потребительским кредитам в Украине достигает 100% годовых. О себестоимости выдачи и обслуживания одного займа банкиры умалчивают, но, по данным российских финансистов, маржа составляет до 30%. Высокая рентабельность будет привлекать на рынок новых оков. Об интересе к ритейлу уже заявили греческий банк EFG, куший банк «Универсальный», а также турецкий Finansbank. В декабре к выдаче потребительских кредитов в Украине приступит еще один мощный европейский ок — компания Cetelem (подразделение BNP Paribas — ключевого акционера УкрСиббанка). Не собирается сдавать позиции и лидер рынка — ПриватБанк. Продав «ПростоКредит» и банк «Приватинвест», он запустил программу «Новый кредит» и стал первым, кто начал оформлять кредитные карточки прямо в магазинах.

По мнению Тараса Волобуева, приоритетной задачей оков рынка будет развитие долгосрочного партнерства с торговыми сетями. До недавнего времени кредиторы были в привилегированном положении — могли диктовать торговцам свои условия. Теперь за право размещать свои столики в магазинах финучреждениям придется побороться. В частности, «Фокстрот» уже выбирает кредиторов через тендер. По прогнозам «Эксперта», в ближайшее время из магазинов будут вытеснены банки и кредитные союзы, предлагающие клиентам откровенно кабальные условия.

По мнению председателя правления банка «Универсальный» Сер Стратонова, фининститутам, которые хотят быстро завоевать рынок потребительского кредитования, необходимо активно развивать сеть выдачи кредитов, а также их обслуживания. Не менее важен эффективный скоринг, а также наличие агентства по сбору долгов. Первую в Украине коллекторскую компанию Credit Collection Group учредил председатель совета директоров Дельта Банка Николай Лагун. Вскоре на рынок коллекторских услуг выйдут и другие компании — наш рынок потребкредитования уже достиг критических объемов. Сейчас банки вынуждены долго возиться с просроченными кредитами, тогда как во всем мире сбором долгов занимаются коллекторы.

Через год из-за усиления конции с рынка потребительского кредитования уйдут небольшие структуры — кредитные союзы и мелкие банки

Кредиторам, не сумевшим втиснуться в магазины, придется искать клиентов другими способами. Так, Cetelem, скорее всего, будет продвигать кредитные карты через отделения УкрСиббанка. Дочка французского банка Société Générale — компания «ПростоФинанс» — займется почтовыми рассылками. В Европе распространена продажа кредитов через Интернет и по телефону (direct-to-consumer credit). Однако в Украине преуспеют те, кто закрепится в местах продажи товаров и услуг. Это значит, что вскоре кредиты начнут предлагать везде, начиная от магазинов бытовой техники и заканчивая частными клиниками и турагентствами.

Через год из-за усиления конции с этого рынка уйдут небольшие структуры, в первую очередь кредитные союзы и мелкие банки. Ведущими оками станут финучреждения, имеющие развитую сеть точек продаж кредитных продуктов и качественный скоринг. Уже в 2008 году места под солнцем для всех желающих будет слишком мало.

МНЕНИЯ

Главное — каналы продаж

Сер Стратонов, председатель правления банка «Универсальный»: — Преимущество вышедших на украинский рынок оков — в отработанных технологиях. Но главное, где, как и через кого они будут продавать свои продукты. Группа PPF сразу сделала ставку на сеть продаж, ку «ПриватКредит». Наверное, чехи быстрее других будут наращивать продажи. Сегодня организовать эффективную работу удаленных рабочих мест сложно. Действующие операторы рынка присутствуют в большинстве магазинов, имеют свою клиентуру и налаженные связи с торговцами. Для удержания и улучшения позиций на рынке ритейла нужна постоянно расширяющаяся сеть.

Мелких вытеснят

Тарас Волобуев, начальник управления развития бизнеса Дельта Банка: — Ежемесячный объем выдачи кредитов в магазинах (без учета карточек, автокредитования и ипотеки) составляет пятьсот миллионов гривен в месяц. В ноябре-декабре потребительское кредитование вырастет в два-три раза. У пришедших в Украину банков есть преимущества: новые технологии, опыт и дешевые ресурсы. Однако они немного опоздали — начальный этап формирования отечественного рынка потребительского кредитования завершился. В частности, места в крупнейших торговых сетях страны уже заняты. Теперь финучреждения вынуждены идти на серьезные уступки сетям (высокие комиссионные, льготное кредитование проектов ритейлеров, совместный рекламный бюджет и так далее). Количество оков будет увеличиваться до тех пор, пока рынок окончательно не сформируется. А это произойдет не раньше, чем лет через пять. В ближайшее время возможен передел рынка: усилят позиции крупные западные оки, а также отечественные специализированные банки. Кредитные союзы вообще уйдут из сегмента массового розничного кредитования.

EXPERT

 


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/63736.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM