28 авг, 10:07
Бензиновый кризис, похоже, постепенно становится неотъемлемым атрибутом любого «свеженазначенного» правительства. В апреле-мае минувшего года он застал врасплох Юлию Тимошенко. Теперь на те же грабли наступил Кабмин Виктора Януковича. Действительно, августовское подоание бензина стало первым испытанием для правительства нового Премьера.
Нефть: назад к Москве
В отличие от Тимошенко, правительство Януковича пошло рыночным путем. Административные методы ценоформирования на рынке нефтепродуктов были с ходу отвергнуты. Взамен Кабмин предложил нефтяным компаниям сесть за стол переговоров и установить разумный уровень рентабельности нефтеперерабатывающих заводов. Обратите внимание: регулируется не цена как таковая, а рентабельность переработки нефти. Ведь цена бензина напрямую зависит от мировой конъюнктуры, следовательно, установление каких-то ценовых «потолков» неизбежно приведет к дефициту бензина. А ограничение рентабельности позволит минимизировать потери конечного потребителя в случае роста цен на мировом рынке нефти, не ущемляя при этом интересы производителей. Именно эти соображения легли в основу меморандума, подписанного правительством и нефтяными компаниями, работающими на украинском рынке.
Впрочем, в меморандуме речь идет не только о сиюминутных проблемах. Наиболее важный момент в нем - это то, что власти удалось найти с нефтяными компаниями общий язык по поводу долгосрочной стратегии развития рынка. Есть все основания полагать, что власть и бизнес консолидируют свои усилия в деле насыщения украинского рынка топливом. В создании государственного резерва нефтепродуктов, модернизации существующих и строительстве новых НПЗ. Кроме того, уже дан старт воздению нефтехимической отрасли Украины - подписан контракт на строительство завода полистиролов в городе Калуш Ивано-Франковской области.
Однако, как это часто бывает, во всей этой бочке меда не обошлось без небольшой ложки дегтя. Речь о рисках для отечественной экономики, заложенных в тексте меморандума. Дело в том, что нефтеперерабатывающие предприятия Украины в большинстве своем принадлежат российским инвесторам. Именно с ними село за круглый стол правительство. Следовательно, дальнейшее развитие рынка немыслимо без активного участия российских компаний. А они ориентированы исключительно на нефть со своей родины. Политику же Российской Федерации в отношении собственных компаний-экспортеров нефти можно охарактеризовать фразой из лексикона рэкетиров начала девяностых: «Делиться надо!». Ежеквартальные повышения экспортных пошлин на сырую нефть преследует цель отобрать в пользу государства значительную часть прибыли экспортеров. Поэтому существует вероятность того, что, к примеру, «Лукойл» или ТНК поддадутся у «наверстать упущенное» за счет взвинчивания цен на светлые нефтепродукты, производимые на принадлежащих им украинских НПЗ. А о том, что российские компании умеют прибегать к картельным сговорам свидетельствует уже упомянутый опыт правительства Тимошенко.
Впрочем, такое развитие событий маловероятно. По той простой причине, что в планах правительства значится модернизация нефтеперерабатывающей отрасли, с тем чтобы стать серьезным экспортером светлых нефтепродуктов. В этом заинтересованы и российские инвесторы, ведь, судя по всему, нашей стране таки удастся вступить в ВТО раньше России. И, соответственно, производство бензина «на экспорт» гораздо выгоднее налаживать на территории Украины, а не в РФ. В такой ситуации идти на картельные сговоры с целью получения сверхприбылей означает рубить сук, на котором сидишь.
Резюмируя перспективы Украины с нефтью, можно сказать, что они выглядят достаточно привлекательно. Дело за малым: реализовать на практике те планы, которые наметил себе Кабинет Министров.
Газ: рост цен неизбежен
В ситуации с газом Кабмин Януковича оказался заложником действий еще одного «оранжевого» правительства - под руководством Юрия Еханурова. Впрочем, о том, насколько правильно или неправильно действовал Ехануров, в свое время написано немало, и возвращаться к этой теме не стоит. Однако факт остается фактом: новое повышение цены на голубое топливо все еще остается реальной угрозой для Украины. Правда, Виктору Януковичу, похоже, удалось договориться с россиянами о сохранении цены в 95 долларов за тысячу кубометров до конца текущего года. Но с января цена возрастет почти наверняка.
- В следующем году цена на газ, безусловно, вырастет, - считает заместитель генерального директора госпредприятия «Науканефтегаз» НАК «Нафтогаз Украины» Александр Свердлов. - Сейчас сложно сказать точную цифру, однако я думаю, что голубое топливо для нашей страны будет стоить порядка 120-130 долларов за тысячу кубометров. Впрочем, в этом нет ничего страшного, главное, чтобы страна успела подготовиться к подоанию. Кроме того, Россия сама не заинтересована в выдвижении непосильной для нашей экономики цены, поскольку многие энергозатратные предприятия на территории Украины контролируются российским капиталом. Если же сейчас им выставить непомерную цену - на европейском уровне по 200 долларов - экономику ждет коллапс. Однако Украине нужно подумать о диверсификации поставок газа и обратить свои взоры на Ближний Восток. Европа уже это сделала, и нам нужно присоединиться к Европейскому проекту.
В настоящий момент существует три проекта строительства газопровода по дну Черного моря, представляющие собой ответвления от газопровода, транспортирующего иранский газ в страны юго-западной Европы через территорию Турции. Первый проект - через Грузию, второй - из Болгарии и третий - непосредственно из Турции. Впрочем, сам Александр Свердлов признает, что в настоящий момент еще нет реальных подсчетов, в какую сумму обойдется их строительство и насколько выгодно будет для Украины покупать ближневосточный газ.
В любом случае, строительство газопроводов - дело долгое и затратное. Однако ближневосточный газ может принести определенные дивиденды нашей стране уже сейчас. Никто не мешает Украине покупать газ в Иране, Сирии или Ливии и поставлять его в Европу, оставляя у себя больше российского голубого топлива. Таким образом можно будет минимизировать потери от подоания газа.
Кроме того, правительство, похоже, намерено способствовать развитию отечественной газодобычи. Причем не только на территории Украины. Не исключено, что в обозримом будущем украинские компании получат концессии на добычу газа на территории той же Российской Федерации. Что позволит нашей стране принимать активное участие в ценообразовании.
Однако все вышеперечисленное не принесет желаемого эффекта без модернизации промышленных предприятий. Как известно, украинская экономика в настоящий момент одна из самых энергозатратных в мире - на 1000 долларов ВВП мы потребляем 1,5 тысячи кубометров газа. Для сравнения: в США и Германии эта цифра составляет 200 кубометров. По этому неудивительно, что при таком положении вещей рост цен для Украины смерти подобен.
Впрочем, правительство это прекрасно понимает. И уже делает первые шаги для улучшения ситуации. В частности, по словам министра топлива и энергетики Юрия Бойко, Кабмин намерен инициировать принятие закона об отмене ввозных пошлин на оборудование для модернизации предприятий. Таким образом, инвесторам будет дан зеленый свет для переоснащения своих заводов менее энергозатратным оборудованием.
Одним словом, ситуация на рынках нефти и газа в Украине свидетельствует: работы у нового правительства непочатый край. И очень хочется верить, что проведена эта работа будет в сжатые сроки. Честное слово, страна уже подустала от ожидания «светлого будущего». Хотелось бы, чтобы и настоящее было не менее светлым.
Андрей Данилов, УРА-Информ
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/63488.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM