23 авг, 14:05
Акционирование стратегических предприятий в «интересных» отраслях, очевидно, станет визитной карточкой нового Кабмина.
Первой, вероятно, подобная судьба постигнет угольную отрасль. Реформирование отрасли и создание государственной акционерной компании – вот два приоритета, на которых акцентировал внимание Виктор Янукович. Естественно, после создания подобной мега-структуры она, по словам Премьера, будет эволюционно менять форму собственности, то есть становиться частной.
Второй вектор акционирования – это «Укрзализныця». Как известно, за акционирование этого государственного монстра выступал Василий Гладких, который предложил создать систему из нескольких акционерных обществ. Впрочем, нынешний Министр транспорта Николай Рудьковский выступает против подобной идеи, заявляя о необходимости сохранения государственной собственности. Подобная позиция более чем понятна. Молодой социалист уж очень долго шел во власть, чтобы так быстро отдавать в частные руки самые интересные и прибыльные государственные «куски», к управлению которых он имеет непосредственное отношение.
Однако, судя по всему, Рудьковского и на пушечный выстрел не подпустят к «Укрзализныце», и его мнение особо учитывать никто не собирается. Ставленнику же Рината Ахметова - Владимиру Козаку - значительно ближе идея Гладких, хотя и с некоторыми изменениями.
Так, согласно предварительным планам, которые озвучил будущий полноправный глава «Укрзализныци», акционирование предприятия намечается.
Вот только компания будет поделена на две: одна будет заниматься грузовыми перевозками, вторая – пассажирскими. Это и понятно – пассажирские перевозки не прибыльны и не нужны ФПГ, которые, впрочем, крайне заинтересованы в грузоперевозках. То есть акционирование и реформирование приведет к тому, что через некоторое время грузоперевозки окажутся в руках у отечественных олигархов, а пассажирские так и останутся у государства. Чем это грозит пассажирам – понятно. Пассажирская «Укрзализныця» благополучно загнется, а проезд в старых вагонах до Бердичева будет стоить примерно так же, как авиаперелет в Дели.
Такая же участь, вероятно, постигнет создание и дальнейшее акционирование компаний в угольной отрасли. Естественно, никто не будет загонять все шахты в один государственный колхоз, чтобы потом по частям продавать акции такой мега-компании. Это, возможно, было бы выгодно государству, но абсолютно невыгодно отечественным инвесторам. Значительно проще и интересней сначала вложить государственные средства в необходимые предприятия, а потом их приватизировать. Естественно, при таком подходе те работающие шахты, которые окажутся вне интересов отечественных ФПГ, будут не у дел.
О таком варианте развития событий говорит хотя бы заявление о создании госпредприятия в сфере добычи бурого угля, куда войдут только два самых прибыльных разреза в Кировоградской области. Более того, государство будет вынуждено, опять же в ущерб бюджету, вбухивать в убыточные шахты средства хотя бы на закрытие. О социальных проблемах, которые возникнут в таком случае, и говорить не приходится.
Конечно, реформирование отраслей дело нужное и полезное. Понятно, что инвестора на государственное акционерное общество, где в общем котле будут и прибыльные и убыточные активы, найти значительно сложнее. Очевидно так же, что новые инвесторы в любом случае будут сворачивать неинтересные с точки зрения бизнеса проекты.
Однако нынешнее исполнение акционирования и реформирования целых отраслей как всегда будет выглядеть вообще неэффективно. Глупо предполагать, что нынешнее правительство будет работать длительный период с нынешним раскладом в сдерживаниях и противовесах. А это значит, что после акционирования нынешние придворные олигархи откусят по интересующему их куску, а за ними придут новые, которые возьмут себе то, что осталось. И в результате у государства останется лишь до конца не пройденный путь реформирования и приватизации, никому не нужные в бизнесе, но социально важные активы.
Андрей Косовский, proUA
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/63428.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM