За стеклом: повышение цен неизбежно

21 авг, 12:16

Не смотря на резкое подоание стекла на 50 %, «светопрозрачной» продукции, как минимум, на 20%, спрос отнюдь не упал, отмечают операторы рынка. Однако ситуацию взял под свой контроль Антимонопольный комитет Украины. «В связи с резким скачком цен на стекло, мы начали расследование наличия обоснованных для этого причин», - говорят в пресс-службе АМКУ.

Потребности превышают возможности

В Украине производство стекла обеспечивают ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» (г. Лисичанск, Луганской обл.), ООО «Стройстекло» (г. Константиновка, Донецкой обл.), ОАО «Львовский мехстеклозавод», ООО «Бучанский завод стеклоизделий» (г. Буча, Киевской обл.). Высококачественное термически полированное флоат-стекло марок М1, М2 и М7 (крупноформатное) производит ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий».

ООО «Стройстекло» и ОАО «Львовский мехстеклозавод» выпускают тянутое стекло (ВВС) марок М5 и М6. Это стекло имеет ограниченное применение - мелкоформатное оконное и тепличное остекление.

Сегодня в стране – дефицит мощностей производства флоат-стекла и как следствие, наблюдается значительный дефицит отечественного высококачественного листового стекла. «Сейчас потребность в стекле в Украине составляет 30,2 млн. куб. м. Производится же лишь 24,2 млн. куб. м, - говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий стекольной промышленности Владимир Мещеряков. – За последние два года потребление продукции стекольной промышленности возросло на 60%. Производство же осталось на месте». Это обусловлено также изношенностью оборудования на украинских предприятиях.

«Лисичанский стекольный завод «Пролетарий» обеспечивает 30% рынка флоат-стекла, 20% – импортируется из Беларуси, столько же – из Бельгии, до 15% - из России. Остальное приходится на продукцию, изготовленную во Франции, Великобритании, США: импортируется стекло известных мировых фирм Glaverbel, Guardian, «Pilkington», «Saint-Gobain», производства их дочерних предприятий в Польше, Германии, Австрии, Франции, Швеции, Финляндии.

Чем объясняют подоание стекла украинские производители? Антон Пономаренко, исполнительный директор торгового дома «Флоат-центр» ЗАО «Пролетарий», объясняет ситуацию увеличением производственных затрат в связи с повышением цен на газ, сырье и материалы. Растут транспортные расходы, заработные платы рабочих.

В то же время, председатель АМКУ Алексей Костусев заявлял, что рост цен на энергоресурсы, конечно, мог повлиять на стоимость стекла, однако АМКУ намерен пресечь возможные злоупотребления.

Тем не менее, растет в цене и импортное стекло. Правда, если отечественное подоало до 50%, то импортное – всего на 20%. Эксперты объясняют это увеличением спроса на него в странах Западной Европы.

Итак, в наличии – дефицит стекла на внутреннем рынке, недостаточные мощности для его насыщения, подоание энергоносителей на фоне энергоемкого производства. Как это скажется на кошельке потребителя?

Переориентация на импорт?

Рост цен на стекло этим летом отличился «выдающейся» динамикой. Если в мае нынешнего года квадратный метр строительного стекла стоил 23 грн., в июне – 24, то уже в июле цена поднялась в полтора раза – 36грн./кв. м. К концу года, прогнозируют эксперты, можно ожидать и все 50 грн./кв. м.

Как известно, стекло – один из обязательный строительных материалов, широко используемых, в частности, в жилищном строительстве. На данное время стоимость окон повысилась как минимум на 20% (а при подоании стекла до 50 грн./кв. м может вырасти до 40%). Учитывая, что также подоал на 20-30% товарный бетон и примерно на столько же окрашенный металл (металлочерепица, профнастил), не сложно предположить очередной рост цен на новые квартиры.

Но, как уже говорилось, подоание стекла на летних объемах продаж у «оконщиков» не сказалось. Более того, в июне зарегистрирован рост спроса на стеклопакеты на 100-200%. По оценке специалистов компании «Стимекс», объемы продаж окон данного предприятия выросли в полтора раза. При этом потребители предпочитают надежность и гарантию качества. Предпочтение отдается продукции с высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами. Частично такую ситуацию операторы объясняют традиционным сезоном ремонтов. Частично – ожиданием проблем с отоплением зимой, желанием потребителей минимизировать потери тепла, большая часть которого «уходит» именно через окна.

Впрочем, окна – товар сезонный, с декабря по май спрос на него ощутимо падает. И возможное дальнейшее подоание стекла, влияющее на конечную стоимость окна, может негативно сказаться на объемах продаж. Пока многие компании еще работают на старых запасах. Это подтвердили в Киевском заводе алюминиевых строительных конструкции, в компании «Талисман-групп». Некоторые производители окон имеют долгосрочные контракты с поставщиками стекла, поэтому какое-то время цены на их продукцию повышаться не будут.

Зима – время для заключения договоров и закупки стекла для «оконщиков». Теперь же им придется позаботиться еще и о хранении запасов, т.е. о складских помещениях.

Специалисты прогнозируют ситуацию, когда многие компании переориентируются на импортное стекло. Частично компенсировать ситуацию можно за счет сокращения экспорта стекла отечественными производителями, считают в ЗАО «Пролетарий», которое планирует сократить поставки продукции за рубеж и увеличить наполнение внутреннего рынка в связи с увеличением спроса.

Подоание «светопрозрачной» продукции неизбежно, утверждают эксперты. Вопрос в том, насколько «справедливым» и корректным оно будет. Контролем ситуации и займется АМКУ.

Мария Грималюк, Татьяна Шульга, UGMK


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/63172.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM