14 авг, 15:27
Создатели новых систем авиабезопасности стараются учесть ошибки прошлых лет
Обеспечение безопасности авиаперелетов стало главной заботой властей и правоохранительных органов многих стран после разоблачения террористического заговора 10 августа 2006 года. Для предотвращения возможных терактов службам безопасности апортов приходится идти порой на крайне жесткие меры предостоности. Усиление которых, естественно, доставляет массу неудобств пассажирам. Однако, несмотря на возмущенные возгласы тысяч человек, застрявших в апортах Великобритании, предпринятые действия нельзя назвать чрезмерными.
По данным британских спецслужб, террористы собирались взорвать самолеты с помощью жидкой взрывчатки. Специфика ситуации вынудила службы безопасности апортов запретить для провоза в самолетах все продукты питания, а также жидкие лекарства (за редким исключением). Однако под запрет попала не только еда - как минимум, в ближайшие несколько дней американским и британским авиапассажирам не удастся взять с собой в самолет кажущиеся подозрительными сотрудникам апорта электронные устройства. В список запрещенных предметов попали ноутбуки, телефоны, плееры и даже электронные ключи для автомобилей.
Казалось бы, зачем накладывать запрет на провоз плееров, если взрывчатку ищут в продуктах питания и, по заявлениям правоохранительных органов, все злоумышленники, по крайней мере, те из них, кто сыграл ключевую роль в организации теракта, уже пойманы? Ответ на этот вопрос стоит искать в истории 18-летней давности, произошедшей, кстати, тоже на территории Объединенного Королевства.
Гаджет-убийца
21 декабря 1988 года самолет Boeing 747 авиакомпании Pan American потерпел крушение неподалеку от города Локерби, Шотландия. В результате катастрофы погибли все 259 человек, включая ов экипажа, находившихся на борту. 11 человек были убиты в результате крушения самолета на земле.
Вылет борта номер 3 (порядковый номер разбившегося самолета), направлявшегося в Нью-Йорк, состоялся из апорта Хитроу, того самого, в котором должны были произойти теракты 10 августа нынешнего года. Boeing 747 взорвался на 38 минуте полета. В результате следственных мероприятий, проведенных на месте крушения авиалайнера, удалось выяснить, что причиной катастрофы стал взрыв бомбы на борту самолета.
Впоследствии выяснилось, что самолет был взорван с помощью пластиковой взрывчатки Semtex, которую не смогли обнаружить ни металлодетекторы, ни сотрудники апорта при досмотре багажа. Взрывное устройство было спрятано внутри портативного кассетного плеера Toshiba.
Если учесть, что плееры, как и взрывные устройства, подверглись существенным изменениям за последние годы, факт запрета на провоз гаджетов начинает выглядеть более обоснованным.
Мобильная угроза
Развивая тему безопасности авиаперелетов и гаджетов, нельзя не упомянуть длительные споры по поводу целесообразности ограничений на использование мобильных телефонов в самолетах.
Одни исследователи придерживаются мнения, что работа устройств сотовой связи во время полета может вызвать помехи в работе электронных систем самолета. По их мнению, электромагнитное излучение, исходящее от мобильников, представляет серьезную угрозу для полетов. Соответственно, руководствуясь этими соображениями, подавляющее большинство авиаперевозчиков, за исключением ряда частных авиакомпаний, клиентами которых являются крупные бизнесмены, настоятельно просят пассажиров отключать мобильники на время полета.
Однако существует и противоположная точка зрения на безопасность переговоров по мобильникам в воздухе. Причем, как ни парадоксально, ее придерживаются в том числе профессиональные авиапилоты.
В интервью корреспондентам сайта silicon пилоты из крупнейших американских и британских авиакомпаний заявили о том, что мобильники не представляют опасности для авиаперелетов. Так, работник не названной, но, по уверениям западных корреспондентов, крупной авиакомпании заявил: "Очевидно, что во время полета кто-нибудь из пассажиров обязательно забудет выключить мобильник, но ни один самолет еще из-за этого не разбился".
В среднем, по подсчетам интервьюируемого пилота, один из 20 пассажиров садится на борт самолета с включенным мобильником. Таким образом, при среднем количестве пассажиров, превышающем сотню, вероятность нахождении включенного сотового телефона на борту практически стопроцентная. И факт того, что самолеты не падают по несколько раз в день, свидетельствует о том, что влияние сотовых телефонов на электронику самолетов, если оно вообще есть, минимально.
Антитеррор
Однако не стоит думать, что все технологические новшества обязательно должны угать безопасности авиаперелетов. Группа европейских исследователей при содействии корпораций Airbus, Siemens и Thales ведет разработку сложнейшей системы защиты самолетов от попыток захвата и угона.
Европейский проект создания защиты самолетов от террористов назвали SAFEE (Security of Aircraft in the Future European Environment, дословно - безопасность самолета в Европе будущего). SAFEE будет отслеживать поведение пассажиров в салоне самолета и подаст сигнал тревоги в случае, если поведение кого-либо из находящихся на борту станет вызывать подозрения. Кроме того, учитывая тяжелый опыт 11 сентября 2001 года, когда террористы захватили несколько гражданских авиалайнеров и врезались на них в здание нью-йоркского Всемирного торгового центра, разработчики SAFEE предусмотрели функцию корректировки курса самолета. SAFEE автоматически скорректирует направление движения самолета в случае опасного сближения с крупными объектами, такими как дома или скалы. Так что, по идее, никому уже не удастся повторить опыт нью-йоркских террористов.
Полный список предложенных исследователями нововведений выглядит следующим образом:
- Электронная система, которая позволит осуществлять автоматический учет пассажиров и багажа, находящихся на борту. Это избавит экипаж от необходимости пересчитывать пассажиров самим.
- Камеры слежения на пунктах приема багажа и на входе в самолет, которые будут определять биометрическое сходство зарегистрированных пассажиров и лиц, садящихся в самолет.
- "Электронный нос" - специальные сканеры будут поверять пассажиров на наличие мельчайших частиц взрывчатых веществ. "Обнюхивать" пассажиров будут прямо у входа в самолет.
- Система бортового оповещения (OTDS) - именно ей будет поручено выявлять подозрительных пассажиров в салоне.
- Система расчета подобающих контрмер (TARMS) - собрав всю необходимую информацию в случае ЧП, компьютер предоставит в распоряжение ов экипажа набор приемлемых вариантов разрешения конфликта.
- Система защиты переговоров защитит переговоры между пилотом и наземными службами от прослушивания.
- Укрепленная дверь в кабину пилота, оборудованная сенсором отпечатков пальцев. Войти в кабину смогут только уполномоченные лица, а камера возле двери позволит удостовериться, что в кабину пилоту вместе с ами экипажа не проникнут угающие им злоумышленники.
- Автоматическая система коррекции курса в случае опасного приближения к массивным объектам, таким как здания или скалы.
Это относительно полный список нововведений, которые войдут в состав SAFEE. В течение ближайших 15 лет исследователи пообещали внести дополнительные усовершенствования в систему безопасности. Например, специальный компьютер осуществит посадку самолета в ближайшем апорту, если злоумышленникам все-таки удастся захватить авиалайнер.
Разработка SAFEE обойдется Европе в 50 с лишним миллионов долларов. Еще больше потребуется для оснащения европейских самолетов этой системой. Однако какой бы ни была эта сумма, она не сравнима с ущербом, который могут нанести террористы.
В любом случае, с учетом нынешней ситуации, любые меры, принятые в апортах, можно считать обоснованными. Конечно, службы безопасности зачастую перегибают палку и в относительно мирное время (сотрудники многих апортов до сих пор разувают пассажиров при досмотре), но гарантии безопасности авиаперелета и жизни пассажиров все-таки важнее.
Игорь Белкин, lenta
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/62608.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM